Из опыта использования Arduino в курсовом и дипломном проектировании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сохатюк, Ю. В. Из опыта использования Arduino в курсовом и дипломном проектировании / Ю. В. Сохатюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33518/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматривается возможность использования платформы Arduino™ в процессе изучения МДК 02.01 «Микропроцессорные системы» при проведении лабораторно-практических работ, курсовом и дипломном проектировании в образовательных учреждениях СПО. Материалы могут быть полезны специалистам в области педагогики.

Ключевые слова: программирование, обучение, Arduino, средние профессиональные образовательные учреждения.

Профессиональный модуль ПМ 02, в состав которого входит МДК 02.01 «Микропроцессорные системы», является частью основной профессиональной образовательной программы, в части освоения основного вида профессиональной деятельности: «Применение микропроцессорных систем, установка и настройка периферийного оборудования» и соответствующих профессиональных компетенций.

В результате изучения профессионального модуля студенты должны освоить следующие компетенции:

ПК 2.1.

Создавать программы на языке ассемблера для микропроцессорных систем.

ПК 2.2.

Производить тестирование и отладку микропроцессорных систем.

ПК 2.3.

Осуществлять установку и конфигурирование персональных компьютеров и подключение периферийных устройств.

ПК 2.4.

Выявлять причины неисправности периферийного оборудования.

Важнейшую роль в формировании профессиональных компетенций играют лабораторный практикум и курсовое проектирование.

Эффективное проведение лабораторно-практических занятий невозможно без достаточного стендового оснащения.

В настоящее время существует достаточно богатый выбор специализированного стендового оборудования.

Но использование специализированных стендов имеет ряд недостатков:

 как правило специализированные стенды достаточно громоздки;

 на стенде можно выполнить лишь фиксированный набор лабораторных или практических работ;

 высокая стоимость стендов.

Пример специализированного стенда и стенда на основе Arduino приведен на рисунке 1.

http://www.dolang.cn/2(90).jpg

http://pcdigest.ru/wp-content/uploads/2012/09/The-Inebriator_27.jpg

http://cxem.net/arduino/arduino66-5.jpg

Рис.1 Специализированный стенд и стенд на основе Arduino

В то же время на рынке существуют отладочные микропроцессорные комплекты, позволяющие выполнять прототипирование разрабатываемых устройств и создавать их рабочие макеты.

Один из таких комплектов - Arduino™.

Arduino – это инструмент для проектирования и прототипирования электронных устройств более плотно взаимодействующих с окружающей физической средой, чем стандартные персональные компьютеры, которые фактически не выходят за рамки виртуальности.

Arduino применяется для создания электронных устройств с возможностью приема сигналов от различных цифровых и аналоговых датчиков, которые могут быть подключены к нему, и управления различными исполнительными устройствами.

Arduino – это платформа, предназначенная для «physicalcomputing» с открытым программным кодом, с современной средой для написания программного обеспечения.

Устройства, основанные на Arduino, могут работать самостоятельно или взаимодействовать с программным обеспечением на компьютере.

Несомненная выгода от использования Arduino в обучении выражается следующими факторами:

  1. Экономическая доступность;
  2. Простота освоения среды разработки;
  3. Большой выбор датчиков, устройств индикации и исполнительных механизмов;
  4. Использование в разработке программного обеспечения языка программирования на основе C++;
  5. Методическое обеспечение, большой выбор литературы, существует активное сообщество пользователей и множество форумов с подробными руководствами.
  6. Широкая распространенность платформы: от использования систем автоматизации на платформе Arduino в быту до применения в научных исследованиях.
  7. Проект Arduino развивался изначально как образовательный, поэтому он отлично подходит для использования, как в аудиторной, так и внеаудиторной деятельности [1].

Большое количество проектов говорит о популярности платформы. На настоящий момент данная платформа набирает популярность и постоянно совершенствуется.

В конце 2012-2013 учебного года был закуплен комплект микропроцессорных плат Arduino, датчиков, радиоэлементов и средств макетирования.

С 2013 -2014 года в рамках преподавания МДК 02.01 «Микропроцессорные системы» в качестве стендового оборудования используется открытая платформа Arduino.

При разработке курсовых проектов по МДК 02.01 «Микропроцессорные системы» и выпускных квалификационных работ все технические решения отрабатываются на этой платформе и на защиту представляются экспериментальные макеты разрабатываемых устройств.

Использование Arduino в курсовом проектировании позволяет студентам при небольших затратах создать приборы, которые были бы полезны в той или иной сфере жизни.

Например, в рамках дипломного проектирования был изготовлен многоканальный измеритель температуры, применявшийся в геофизических исследованиях проводимых ИМГиГ ДВО РАН [2].

С 2013 по 2016 годы при курсовом и дипломном проектировании разрабатывались: системы жизнеобеспечения аквариума, различные измерители метеопараметров и домашние метеостанции, регуляторы температуры, будильники, подставка под кофейную чашку с изменением цвета в зависимости от температуры, системы автополива комнатных растений, часы с цветовой индикацией времени и т.д. Примеры нескольких проектов приведены на Рис. 2

C:\Users\dinozavr\Desktop\Пояснительная записка\2.jpg C:\Users\Мой\Desktop\IMG_28711.jpg

Рис.2 Примеры дипломных проектов на основе Arduino

Использование платформы Arduino позволяет студенту получить практический опыт:

 создания программ для микропроцессорных систем;

 тестирования и отладки микропроцессорных систем;

 применения микропроцессорных систем;

 установки и конфигурирования микропроцессорных систем и подключения периферийных устройств;

 выявления и устранения причин неисправностей и сбоев периферийного оборудования;

Наш опыт показывает, что использование платформы Arduino в курсовом проектировании позволяет повысить эффективность учебного процесса, прежде всего, его практической составляющей, а также обеспечить необходимый уровень сформированности профессиональных компетенций выпускника технического профиля, в деятельности которого значительную долю занимает разработка электрических и электронных схем различных устройств и проектирование технических объектов.

Литература:

1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/193/Action193-15499.pdfМаксимов П. В. Применение ARDUINO в обучении прикладному программированию [Текст] / П. В. Максимов, Ю. В. Корнилов // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (5). — С. 461–463. — ISSN 2412-0529.

2. Восьмые научные чтения памяти Ю.П. Булашевича, 2015 г. Особенности вариаций естественных геофизических полей над залежью углеводородов. В.А. Паровышный, В.Н. Сеначин, Ю.В. Сохатюк, А.И. Казаков, О.В. Веселов, Е.В. Кочергин

Основные термины (генерируются автоматически): система, дипломное проектирование, курсовое проектирование, периферийное оборудование, устройство, использование платформы, программное обеспечение, проект, профессиональный модуль, Специализированный стенд.


Ключевые слова

обучение, программирование, Arduino, средние профессиональные образовательные учреждения

Похожие статьи

Возможности применения технологии «Бэквард-дизайн» при проектировании модульных образовательных программ в системе высшего образования

В рамках данной статьи будет представлен обобщенный алгоритм формулировки компетенций модульной образовательной программы (МОП) в системе высшего образования (уровень бакалавриата) на основе использования технологии «Бэквард-дизайн».

Использование платформы Quizlet на уроках русской литературы в 8-х классах

Настоящее исследование рассматривает эффективность использования приложения «Quizlet» в процессе оценивания учащихся на уроке литературы. Работа основывается на идее использования современных технологий для повышения интереса и эффективности обучения...

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»

В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...

Интегрирование робототехники с учебно-методическим комплексом по предмету «Окружающий мир» в начальной школе

В статье авторы проводит анализ существующих образовательных решений в области образовательной робототехники и рассказывает, на каких занятиях в начальной школе можно использовать конструкторы по робототехнике, в качестве эффективных методов обучения...

Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики

Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...

Эффективности использования метода моделирования в среде Excel на практических занятиях по информатике

В статье рассматриваются основные вопросы, возможности и эффективности использования метода моделирования в практических занятиях по информатике в вузе. Особое внимание уделяется организации и планирование практические занятия с использованием модели...

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Проектирование дистанционного образовательного курса с помощью технологии E-Learning

В данной работе нами были рассмотрены теоретические основы дистанционных образовательных технологий, основные теоретические аспекты построения аналогичных курсов, а также проанализированы достоинства и недостатки электронного обучения. Далее мы разра...

Алгоритм работы с QR-кодами на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена изучению особенностей построения образовательных занятий на основе технологии QR-код. В статье рассматривается основные алгоритмы работы и особенности построения занятий при помощи технологии QR-код для в современной теоретико-методи...

Похожие статьи

Возможности применения технологии «Бэквард-дизайн» при проектировании модульных образовательных программ в системе высшего образования

В рамках данной статьи будет представлен обобщенный алгоритм формулировки компетенций модульной образовательной программы (МОП) в системе высшего образования (уровень бакалавриата) на основе использования технологии «Бэквард-дизайн».

Использование платформы Quizlet на уроках русской литературы в 8-х классах

Настоящее исследование рассматривает эффективность использования приложения «Quizlet» в процессе оценивания учащихся на уроке литературы. Работа основывается на идее использования современных технологий для повышения интереса и эффективности обучения...

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»

В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...

Интегрирование робототехники с учебно-методическим комплексом по предмету «Окружающий мир» в начальной школе

В статье авторы проводит анализ существующих образовательных решений в области образовательной робототехники и рассказывает, на каких занятиях в начальной школе можно использовать конструкторы по робототехнике, в качестве эффективных методов обучения...

Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики

Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...

Эффективности использования метода моделирования в среде Excel на практических занятиях по информатике

В статье рассматриваются основные вопросы, возможности и эффективности использования метода моделирования в практических занятиях по информатике в вузе. Особое внимание уделяется организации и планирование практические занятия с использованием модели...

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Проектирование дистанционного образовательного курса с помощью технологии E-Learning

В данной работе нами были рассмотрены теоретические основы дистанционных образовательных технологий, основные теоретические аспекты построения аналогичных курсов, а также проанализированы достоинства и недостатки электронного обучения. Далее мы разра...

Алгоритм работы с QR-кодами на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена изучению особенностей построения образовательных занятий на основе технологии QR-код. В статье рассматривается основные алгоритмы работы и особенности построения занятий при помощи технологии QR-код для в современной теоретико-методи...

Задать вопрос