В статье рассматривается вопрос о внутренней системе оценки качества образования. Даны рекомендации по выполнению требований, которые установлены к личностным, предметным и метапредметным результатам учащихся в соответствии с ФГОС . Приведены примеры заданий для оценки сформированности составляющих универсальных учебных действий.
Ключевые слова: образовательная деятельность, внутренняя система оценки качества образования, задание, образовательный процесс, стартовая диагностика, функциональная грамотность учащихся, действие, задача, оценка, схема.
В настоящее время в Российской Федерации сформирована единая система оценки качества образования, которая позволяет проводить мониторинг подготовки обучающихся на различных уровнях обучения, выявлять проблемы в освоении основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования. [6] Необходимые качества, способности, соответствующие современному этапу, находят отражение в ФГОС, который устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Требования установлены к личностным, предметным и метапредметным результатам. Система оценивания призвана не столько фиксировать результат, сколько представлять необходимую информацию для повышения качества образовательного процесса [1, с. 124].
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки. Внутренняя оценка включает:
– стартовую диагностику,
– текущую и тематическую оценку,
– портфолио,
– внутришкольный мониторинг образовательных достижений,
– промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
К внешним процедурам относятся:
– государственная итоговая аттестация,
– независимая оценка качества образования,
– мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
Но какие бы особенности не имела внутренняя система оценки качества образования (далее — ВСОКО), в каждой образовательной организации объектами ВСОКО являются образовательные результаты (личностные, метапредметные и предметные) и условия осуществления образовательной деятельности.
В ФГОС метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». [5]
Промежуточная оценка достижения метапредметных результатов должна проводиться в рамках промежуточной аттестации. С этой целью обязательными компонентами выступают стартовая диагностика, промежуточные комплексные работы, направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, тематические работы.
В зависимости от объекта оценки различаются процедуры и инструментарий их оценки.
Познавательные действия, включая логические, исследовательские действия и работу с информацией могут быть оценены в составе предметных заданий по критерию «Применение знаний». Приведем примеры заданий для оценки сформированности составляющих УУД познавательного блока.
Пример 1. Показатель «самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями». [4,с.5]
«Опишите данные, представленные на графике (схемой, формулой, в таблице)».
«Охарактеризуйте процесс (явление), изображенный с помощью графика (схемы, формулы, таблицы)».
«На основе предложенного текста (задачи, задания) составьте схему (карту, интеллект-карту, сравнительную таблицу, диаграмму)».
«Оцените соответствие графической и текстовой информации. Ответ обоснуйте» .
При оценке регулятивных УУД задания могут базироваться на практических и лабораторных работах, предлагаемых учащимся в образовательной деятельности, а также на мысленных экспериментах.
Пример 2. Задание на понимание электрических схем и графиков [4, с. 6].
Для исследования зависимости силы тока, протекающего через проволочный резистор, от напряжения на нем была собрана электрическая цепь, представленная на фотографии (рис.1)
Рис. 1
Насколько необходимо увеличить напряжение для увеличения силы тока на 0,22 А?
В соответствие с ФГОС ООО Программа формирования УУД должна формировать навык участия в различных формах организации проектной деятельности. Защита индивидуального проекта может выступать процедурой для оценки достижения метапредметных результатов обучения.
Результаты мониторинга качества образования обуславливают разработку формы фиксации личностных достижений детей. В этом плане следует обратить пристальное внимание на портфолио (портфель достижений) обучающегося. Портфолио — это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Требование целевого формирования предметных компетентностей обучающегося определяет необходимость включения компетентностно-ориентированных заданий для формирования функциональной грамотности учащихся. Приведем примеры заданий, формирующие функциональную грамотность учащихся по физике [2].
Задача 1. (7 класс — «Простые механизмы. Условие равновесия рычага» Однажды Алеша на рыбалке поймал большого леща. Ему захотелось определить массу пойманной рыбы. Как он это смог сделать, если у него были только удочка и буханка хлеба массой около 1 кг? Если бы Алеша поймал маленькую рыбу, смог бы он определить её массу?
Задача 2. (8 класс — «Тепловые явления») В холодную влажную погоду стёкла автомобиля часто запотевают и видимость дороги уменьшается из-за рассеяния света мелкими капельками воды на стекле. Укажите причину, по которой в данной ситуации бесполезно использовать щётки стеклоочистителя. Поясните, какие физические процессы наблюдаются в данном случае. Предложите, что может предпринять водитель, чтобы предотвратить запотевание стёкол. Ответ поясните.
Задача 3. (9 класс «Планеты гиганты») По прогнозам астрономов, в текущем столетии с планеты Нептун можно наблюдать прохождение Сатурна по диску Солнца. Какие три слова были бы наиболее полезны при поисках в интернете или библиотеках, если вам нужно узнать, когда именно может произойти это прохождение?
Литература:
1. Аксентова, С. М. Внутренняя система оценки качества образования. Направления проектирования и механизмы реализации/С. М. Аксентова, В. Ю. Аникин, В. В. Андреева. — Текст: непосредственный //Академкнига /учебник.-2015, 144 с.
2. Гурьянова А. В. Компетентностный подход в образовании, http://festival.1september.ru/articles/574903/
3. Закон «Об образовании в Российской Федерации»
4. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках физики:Методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — Надым, 2021г.- 17с. — Текст: непосредственный.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст].- М.: Просвещение, 2021
6. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: единая система оценки качества образования [Электронный ресурс]. http://obrnadzor.gov.ru/common/upload/news/infomaterial/ESOCO_rus_Print.pdf