Библиографическое описание:

Бондарь М. А., Севастьянова Е. Л., Кузнецова Л. Н. Интегрированный урок «Путешествие в эпоху царя Алексея Михайловича» // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 569-571. — URL https://moluch.ru/archive/136/38202/ (дата обращения: 25.04.2018).



Цели урока:

‒ обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Россия при Алексее Михайловиче», по математике (решение уравнений, проценты, формулы площади, действия с числами), пополнив его новыми знаниями.

‒ активизировать познавательную деятельность обучающихся через поиск необходимой информации в справочниках, энциклопедиях, Интернете.

Тип урока: интегрированный с математикой, английским языком и историей, повторительно-обобщающий.

Учебное оборудование: портреты деятелей эпохи, настенная карта, атласы, исторические картины с событиями XVII в. компьютер с мультимедийной установкой, экран.

Ход урока

  1. Орг. момент. Добрый день. Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.

Учительанглийского языка: Good afternoon, dear girls and boys! Good afternoon, dear guests! Today we are going to have an unusual lesson. We are supposed to have a lot of unexpectable things and surprises. Am I right?

  1. Актуализация знаний. Введение висторическую эпоху.

Yes, of course. No doubt.

Хотелось урок начать со слов Н. Бердяева «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства желаний…»

Учитель математики. Чтобы узнать тему нашего урока давайте решим математическую задачу и узнаем, в какую эпоху мы отправляемся путешествовать.

Задача 1: Четырехзначное число оканчивается цифрой 5. Если эту цифру переставить на первое место, то число увеличивается на 3519. Найдите данное четырехзначное число!

Решение: Первоначальное число 1000а+100в+10с+5

1000а+100в+10с+5+3519=5000+100а+10в+с

900а+90в+9с=5000–3519–5,

9(100а+10в+с)=1476,

100а+10в+с=1476:9,

100а+10в+с=164.

Проверка: 5164–1645=3519 Ответ: Начальное число 1645.

  1. Применение знаний.

Учитель истории: Учитель задает вопросы.

— Мы в каком времени, ребята? (мы в эпохе царя Алексея Михайловича).

— Кто правил Россией? (царь Алексей Михайлович).

Учительанглийскогоязыка: Well, boys and girls I’m sure you’ve already guessed what theme of today’s lesson is here. How do you feel about it? (I believe it may be an excursion to the history. I suppose we’ll learn some historical facts about the tsar A. M.) You’re absolutely right. The theme of today’s lesson is the excursion to the epoch of ruling of the tsar A. M.

Открываем тетради и записываем тему урока. Сегодня на уроке мы с вами повторяем и обобщаем знания и умения, которое были приобретены вами при изучении темы «Эпоха царя Алексея Михайловича».

Учитель истории: Мы с вами настоящие историки, а, как известно историки всегда работают с историческими источниками. Давайте с вами проанализируем исторический документ и ответим на вопрос.

Фрагмент исторического документа:

«Хоть и мала вещь, — говаривал царь, — а будет по чину честна, мерна, стройна, благочинна, — никтоже зазрит, никтоже похулит, всякий похвалит, всякий прославит и удивится, что и малой вещи честь и чин и образец положены по мере. Без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится; безстройство же теряет дело и возставляет безделье» [4].

Учитель истории: Прочитав данный отрывок, представьте характеристику царя Алексея.

Учитель истории: Итак, мы с вами в Москве времён царя Алексея Михайловича. При Алексее Михайловиче пустырь к востоку от Кремля начали называть Красный, т. е. Красивый. Тогда-то впервые и появилось понятие — Красная площадь.

Учитель английского языка: Now it’s time to check your knowledge of historical monuments we can see in Red Square. You are supposed to match the names of the historical monuments with their description on the work sheet. Now your time is up. What have you managed to do? Tell us about the historical monuments in Red square.

Учительматематики: Задача 2. Средняя ширина Красной площади — 130 м. Длина её в 5,34 раза больше ширины. Вычислите площадь Красной площади с точностью до 1 га.

Решение: 130м*5,34=6942 м2 = 0,7 га.

Учитель истории: И видим трёхцветный стяг. Окончательно трехцветные знамёна утвердились при царе Алексее Михайловиче. Объясняется выбор белого, синего и красного цветов тем, что издавна они присутствовали на гербе Москвы.

Учительанглийскогоязыка: So, we should define what these three wide stripes can symbolize. You can use words-associations around the classroom. You may look here and there and over there. Be attentive, please. Some words can be wrong. Let’s do the task as quickly as you can. One, two, three. Start. First, what can the white stripe symbolize?

Generosity, Faith. Second, what can the blue stripe symbolize? Loyalty, honesty, truth. Second, what can the red stripe symbolize? Courage, Bravery. Now look at the screen and check if you are right.

Учитель математики: Задача 3. Ширина одной полосы — 35см. Найдите длину флага, если известно, что его измерения относятся 1:2.

Решение: 35*3=105см, длина 105*2=210см.

  1. Физкультминутка.

Clap Your Hands

Clap, clap, clap your hands,

Clap your hands together.

Step, step, step your feet,

Step your feet together.

Touch, touch, touch your cheeks,

Touch your cheeks together.

Touch, touch, touch your ears,

Touch your ears together.

Shake, shake, shake your hands,

Shake your hands together.

Smile, smile at your friends,

Let us smile together.

Учитель истории: В 50-е г. г. XVII в. в Москве начали изготавливать изразцы для наружных стен. Из Беларуси были переселены опытные мастера-изразечники, которые в 1654 г. стали делать изразцы для украшения Иверского Валдайского монастыря, в 1658 г. — Воскресенского Новоиерусалимского. После низложения патриарха Никона новоиерусалимских мастеров перевели в Москву. С 1666 г. они, как и московские гончары, жили в Гончарной слободе, где и перенимали друг у друга секреты ремесла.

Учитель математики: Задача 4. Для украшения церкви Григория Неокесарийского изготовили на 5130 изразцов меньше, чем для Покровской церкви в селе Измайлове. За один изразец для первого храма получили 10 коп, для второго — 10,6 коп. Сколько изразцов было изготовлено для украшения каждого из этих храмов, если известно, что все изразцы для храма в Измайлове стоили на 555,78 руб. больше, чем все изразцы для храма Григория Неокесарийского.

Решение: (х+5130)*10,6–10х=55578

0,6х=1200

х=2000 — изразцов было изготовлено для украшения церкви Григория Неокесарийского и 7130 изразцов для храма в Измайлове.

Учитель истории: В 1672 году при Алексее Михайловиче был открыт первый театр. Он был придворным. Его организовал пастор Готфрид Грегори, набравший труппу из 50 иностранцев. После смерти царя театр закрыли.

Учительанглийскогоязыка: Dear boys and girls, remember and name the famous theatres in Moscow. Are you a theatre-goer? How often do you go to the theatre in Belgorod? Is it popular with teenagers to go to the theatre? Why?

Учитель истории: При Алексее Михайловиче стрельцы, охранявшие Кремль, несли сторожевую службу у проездных ворот крепости и внутри неё — у Дворца, Денежного двора, где чеканили деньги, и Казенного двора (близ Благовещенского собора), где хранилась казна. Стрелецкое войско имело лучшую выучку, чем служилое ополчение, так как было постоянным. Но оно не было профессиональным, занимавшимся только военным делом, и потому уступало в подготовке армиям западных государств. При Алексее Михайловиче стали создавать полки из россиян, но организованных и обученных по образцу западных, — полки иноземного строя. Их число в годы царствования Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича неуклонно росло и к 1681 г. достигло 63.

Учитель математики: Задача 5: В 1681г. из 164 тыс. ратников российской армии 89 тыс. служили в полках иноземного строя. Вычислите, какой процент составляла численность войск иноземного строя от численности всей армии России (с точностью до 1 %).

Решение: 100 % = 54 %.

  1. Подведение итогов. Домашнее задание.

— Какие события произошли в этот период в истории России (сообщение).

Учительанглийскогоязыка: Now it’s time to make a conclusion. You are supposed to express your attitude toward today’s lesson. Raise the red stripe if you find the lesson amusing, exciting, vivid, educative. Thanks a lot for your active work and thank you our guests for attention! Have a nice day to everybody!

Литература:

  1. Баранова К. М., Дули Дж., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В.. Звёздный английский. 7 класс.2015.
  2. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б., под редакцией Теляковского С. А. Алгебра, 7–9 класс. 2014.
  3. Юдовская А. Я. Учебник по истории за 7 класс. 2010.
  4. Сибирская православная газета. 2013. № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): Учитель истории, царя Алексея, Учитель математики, Алексея Михайловича, царя Алексея Михайловича, царя Алексея Михайловича», Алексее Михайловиче, what can, today’s lesson, of today lesson, are supposed, today’s lesson is, stripe symbolize, theme of today, Now it time, иноземного строя, historical monuments, we are, эпоху царя Алексея, эпохе царя Алексея.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос