GeoGebra как средство визуализации решения задач на уроках геометрии в 7 классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (197) март 2018 г.

Дата публикации: 18.03.2018

Статья просмотрена: 3472 раза

Библиографическое описание:

Колпакова, Д. С. GeoGebra как средство визуализации решения задач на уроках геометрии в 7 классе / Д. С. Колпакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 164-167. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48799/ (дата обращения: 02.05.2024).



В настоящее время в современных школах все чаще ИКТ-технологии используются не только на уроках информатики, но и при изучении других предметов. Это связано с быстрым темпом развития компьютерных технологий и Интернета. Одним их таких предметов является и геометрия.

Использование информационных технологий на уроках позволяет учителю грамотно решать сразу несколько задач:

‒ повышение мотивации учащихся к обучению,

‒ визуализация изучаемого материала,

‒ моделирования различных процессов,

‒ использование разнообразных методов и форм обучения.

Не секрет, что большая часть людей, в том числе и школьники, запоминают 5 % услышанного и 20 % увиденного. А если информация будет сопровождаться и аудио- и видеофрагментами, то запоминаемость материала повышается до 40–50 %.

Сейчас, благодаря ИКТ-технологиям информацию можно представить в различным формах и тем самым сделать процесс обучения более эффективным. Время, отведенное на изучение конкретного материала, сокращается приметно на 30 %, а полученные знания значительно дольше сохраняются в памяти человека.

Как уже было сказано, компьютерные технологии позволяют визуализировать изучаемый материал.

Метод визуализации основан на одном из основных дидактических принципов — принципе наглядности.

Впервые наглядность как принцип обучения ввел в теорию и практику обучения Я. А. Коменский. По его мнению, наглядность является источником накопления знаний. Его последователь, Песталоцци, считал наглядность ещё и средством развития способностей и духовных сил ребенка. Русский педагог К. Д. Ушинский доказал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей школьного возраста.

Без наглядности не обходится преподавание математики, а в особенности геометрии.

Формирование и развитие математических способностей учащихся основано на развитии наглядно-действенного, наглядно-образного, а в дальнейшем и абстрактного мышления.

Реализовать принцип наглядности, сделать математические факты зримыми и более понятными учителю помогут «интерактивные геометрические среды» (ИГС).

В настоящее время известно большое количество программ динамичной геометрии, которые имеют свои отличия, но я хочу более подробно остановиться на программе «GeoGebra».

Почему именно GeoGebra?

Данная среда является свободно распространяемой и доступна для использования, как учителем, так и учащимися всех уровней образования при различных формах проведения занятий и при различной компьютерной оснащенности учебного класса. Среда включает в себя геометрию, алгебру, таблицы, графы, статистику и арифметику.

Она завоевала несколько образовательных наград в Европе и США. Программу можно свободно скачать на компьютер, установить на планшет или смартфон, а также использовать как приложение вашего браузера. Модели, созданные в приложениях для мобильного телефона или планшета, можно отправлять на e-mail или сохранять на диске Google.

Tube.GeoGebra — почти YouTube, только вместо видеороликов здесь размещены готовые интерактивные модели. Зайдя в данное сообщество, можно увидеть, что пользователи GeoGebra щедро делятся своими идеями и наработками.

GeoGebra обладает простым пользовательским интерфейсом и переведена на многие языки мира. Работать с нею интересно и увлекательно, охватывает аудиторию от 5 до 11 класса.

Рассмотрим некоторые примеры применения программы «GeoGebra» на уроках геометрии в 7 классе.

Например, программу можно использовать при изучении темы «Градусная мера улов».

Работу по измерению величин различных улов можно автоматизировать, что позволит сократить время и наглядно продемонстрировать учащимся, что прямой угол равен , развернутый — и так далее (рис. 1).

C:\Users\User\Desktop\ВКР\Скрины\углы.png

Рис. 1. Углы

Так же с помощью данной программы можно реализовать и визуализировать задачи на построение с помощью циркуля и линейки, в этом поможет инструмент «Циркуль».

Задача: Отложить от данного луча, угол равный данному (рис. 2).

Решение:

  1. Провести окружность произвольного радиуса с центром в вершине данного угла. Эта окружность пересекает стороны угла в точках В и С.
  2. Провести окружность того же радиуса с центром в начале данного луча. Она пересекает луч в точке D.
  3. Построить окружность с центром D, радиус которой равен ВС. Окружности пересекаются в двух токах. Одну из них обозначим Е.
  4. Угол ЕОМ — искомый.

Убедиться в правильности решения можно измерив данный и искомый угол с помощью инструмента «Угол».

Также можно убедиться, что чертеж получился динамичным, изменяя с помощью мыши положение одного объекта, меняется и положение другого.

E:\ВКР\Скрины\задача на построение.png

Рис. 2. Задача на построение циркулем и линейкой

В программе «GeoGebra» есть прекрасная возможность показывать и скрывать необходимое объекты с помощью флажков.

Эту возможность можно реализовать, например, при изучении темы «Медиана, биссектриса и высота треугольника». Заранее подготовив, наглядный материал в среде «GeoGebra», с помощью флажков скрывать или показывать изучаемый объект на уроке, тем самым демонстрируя разницу между этими понятиями. (рис. 3).

E:\ВКР\Скрины\переключатели.png

Рис. 3. Флажки

Можно развивать творческие способности учащихся, с помощью дополнительных заданий, которые учащиеся могут выполнить дома самостоятельно.

Программа «GeoGebra» — это хороший инструмент для визуализации решения различного рода задач не только геометрии, но и алгебры, с помощью которого можно повысить интерес к изучаемому предмету у слабо успевающих учащихся. повысить уровень самооценки, развить навыки самоконтроля, побудить к открытию и изучению нового в сфере информационных технологий, желанию поделиться с товарищами своими знаниями.

Считаю, что каждый учитель математики должен попробовать включить в свой арсенал приложение «GeoGebra».

Литература:

  1. Официальный сайт GeoGebra. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.geogebra.org/.
  2. Введение в GeoGebra: учебное пособие/ Т. С. Рябова; «САФУ им. М. В. Ломоносова». Архангельск, Институт математики, информационных и космических технологий, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): программа, наглядность, окружность, помощь флажков, принцип наглядности.


Похожие статьи

Использование наглядности на начальном этапе обучения...

Вместе с тем расширение способов наглядности: от предметов и картинок до презентаций и мультимедийных программ оставляет принцип наглядности в обучении по прежнему актуальным. Это связано с тем, что появившиеся наглядные средства имеют возможность...

Наглядность как метод формирования понятий, явлений...

Изобразительные наглядные средства обучения в преподавании географии представлены картинами, таблицами и графической наглядностью.

С помощью выполненных в масштабе диаграмм, графиков, чертежей у учащихся в процессе анализа соотношения количественных...

Методика разработки и применения компьютерных презентаций на...

‒ возможность реализовать дидактический принцип наглядности в большом объеме

Наглядно демонстрируются процессы (построение схем, таблиц, графиков), которые сложно провести с помощью плакатов.

Особенности применения картографической наглядности на...

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный...

Современные формы условно-графической наглядности...

Этот принцип является основным качеством инфографики как формы условно-графической наглядности.

- Сравнение рассматриваемых явлений при помощи инфографики; - Составление графиков и диаграмм, отображающих данные инфографики.

Наглядность как средство компенсации ограниченной языковой...

Несмотря на сложность разработки теории наглядности при обучении иностранному языку, принцип наглядного обучения широко применяется в практике преподавания иностранных языков, в том числе русского языка как иностранного.

Использование компьютерной программы Advanced grapher как...

Основным и неоспоримым плюсом является наглядность и интересная форма подачи материала. С помощью программы легко изготовить необходимые дидактические материалы: карточки, плакаты, тесты, всевозможные формы проверочных работ.

Применение электронных справочников в учебном процессе

 Мультимедийная программа позволяет реализовать один из основных дидактических принципов обучения — принцип наглядности

С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и наглядно...

Инфографическии текст как новое средство наглядности на...

Принцип наглядности в общей дидактике — один из основополагающих принципов обучения.

Комбинированное воздействие на органы зрения и слуха возможно с помощью аудиовизуальных средств, которые увеличивают коэффициенты раздражителей, воздействуют...

Похожие статьи

Использование наглядности на начальном этапе обучения...

Вместе с тем расширение способов наглядности: от предметов и картинок до презентаций и мультимедийных программ оставляет принцип наглядности в обучении по прежнему актуальным. Это связано с тем, что появившиеся наглядные средства имеют возможность...

Наглядность как метод формирования понятий, явлений...

Изобразительные наглядные средства обучения в преподавании географии представлены картинами, таблицами и графической наглядностью.

С помощью выполненных в масштабе диаграмм, графиков, чертежей у учащихся в процессе анализа соотношения количественных...

Методика разработки и применения компьютерных презентаций на...

‒ возможность реализовать дидактический принцип наглядности в большом объеме

Наглядно демонстрируются процессы (построение схем, таблиц, графиков), которые сложно провести с помощью плакатов.

Особенности применения картографической наглядности на...

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный...

Современные формы условно-графической наглядности...

Этот принцип является основным качеством инфографики как формы условно-графической наглядности.

- Сравнение рассматриваемых явлений при помощи инфографики; - Составление графиков и диаграмм, отображающих данные инфографики.

Наглядность как средство компенсации ограниченной языковой...

Несмотря на сложность разработки теории наглядности при обучении иностранному языку, принцип наглядного обучения широко применяется в практике преподавания иностранных языков, в том числе русского языка как иностранного.

Использование компьютерной программы Advanced grapher как...

Основным и неоспоримым плюсом является наглядность и интересная форма подачи материала. С помощью программы легко изготовить необходимые дидактические материалы: карточки, плакаты, тесты, всевозможные формы проверочных работ.

Применение электронных справочников в учебном процессе

 Мультимедийная программа позволяет реализовать один из основных дидактических принципов обучения — принцип наглядности

С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и наглядно...

Инфографическии текст как новое средство наглядности на...

Принцип наглядности в общей дидактике — один из основополагающих принципов обучения.

Комбинированное воздействие на органы зрения и слуха возможно с помощью аудиовизуальных средств, которые увеличивают коэффициенты раздражителей, воздействуют...

Задать вопрос