Автор: Шашок Лариса Александровна

Рубрика: 8. Филологическое образование

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы филологических наук» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 18.09.2017

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Шашок Л. А. Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках по русскому языку как иностранному в военном вузе [Текст] // Актуальные вопросы филологических наук: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 67-69. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/257/12938/ (дата обращения: 11.12.2017).



В статье рассматриваются основные принципы обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируется принцип наглядности в преподавании РКИ. Предлагаются рекомендации по внедрению инфографики для формирования языковых компетенций у иностранных военнослужащих.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, коммуникативная методика, обучение говорению, языковая картина мира, военный ВУЗ, групповое обучение, компетенции, инфографика, средство наглядности

Общеизвестно, что обучение иностранных военнослужащих русскому языку строится на основе ряда принципов, тесно связанных между собой и образующих единую систему, которая обеспечивает эффективность обучения. Выделяя лингвистические, дидактические, психологические и методические принципы, российский лингвист А. Н. Щукин замечает, что существуют доминирующие принципы, к которым относятся психологический принцип мотивации обучения, дидактические принципы сознательности и наглядности, методический принцип коммуникативности.

Принцип наглядности, в особенности для военнослужащих, является ведущим принципом обучения, поскольку независимо от конкретного содержания обучения, новый материал всегда лучше не только объяснить, но и показать. Необходимость данного принципа обосновывается диалектикой перехода от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания [4, с. 29]. При использовании данного принципа обучение строится на конкретных образах, которые непосредственно воспринимают учащиеся.

Принцип наглядности в общей дидактике — один из основополагающих принципов обучения. Наглядность служит средством мобилизации психической активности учащихся, введения новизны в учебный процесс, повышения интереса к занятиям, увеличения возможности непроизвольного запоминания, расширения объема усваиваемого материала, используется как краткий и эффективный способ систематизации знаний, выделения главного и т. д. [1, с. 60].

При построении урока в военном ВУЗе следует ориентироваться на различные виды памяти. Комбинированное воздействие на органы зрения и слуха возможно с помощью аудиовизуальных средств, которые увеличивают коэффициенты раздражителей, воздействуют на долговременную память и обеспечивают переработку и усвоение информации [2, с. 130].

В целом можно говорить о двух направлениях реализации принципа наглядности на занятиях РКИ в военном ВУЗе: использование наглядности возможно в качестве 1) средства обучения и 2) средства познания [4, с. 29].

Принцип наглядности как средство обучения выражается в том, что преподавателем специально подбираются зрительно-слуховые образцы, которые помогают студентам овладеть произносительными и иными нормами языка, научиться понимать речь на слух и выражать свои мысли в пределах подобранного круга тем и ситуаций общения [4, с. 29–30]. Для этого используются звукозаписи, схемы, таблицы, ситуативные картинки, видео, кино, а также специальные стенды, плакаты и командирские карты т. п.

Во втором случае указанные средства наглядности выступают как источник сведений о России (стране изучаемого языка) и формировании профессиональных компетенций у военнослужащих.

Современная наука, выделяет четыре функции наглядности на занятиях по языку:

информирующая (средства наглядности используются для введения учебной и познавательной информации);

обучающая (средства наглядности привлекаются для сообщения знаний и формирования навыков и умений);

контролирующая (средства наглядности используются для кон- троля за характером формируемых знаний, умений и навыков);

организующая (функция, имеющая отношение к отбору пособий и созданию условий для их применения).

Наиболее важной функцией наглядности является обучающая, которая реализуется, например, при семантизации материала [4, с. 30]. Они способствуют удержанию в памяти логической последовательности излагаемых фактов и созданию речевых ситуаций [2, c. 131]. Кроме того, обучающая функция также реализуется в виде стандартизации материала, воссоздает ситуацию общения, стимулирует высказывание, способствуя облегчению процесса порождения речи, потому что учащийся имеет возможность сосредоточиться на отборе языковых средств (как сказать?), в то время как логическая последовательность изложения (что сказать?) задается образами восприятия [4, c. 30].

Л. Л. Вохмина утверждает, что наглядность вообще понимается не в узком значении применения картинок, схем, фильмов, звукозаписей, то есть различных визуальных и аудитивных средств, но как создание таких условий, в которых могла бы функционировать речь, передающая информацию в коммуникативных целях. Примеры такой наглядности — умело организованные дискуссии, игры, решение задач, активизирующих умственную деятельность учащихся, их рассказы о себе и пр. [1, с. 60].

Российские специалисты в области РКИ рекомендует использовать на занятиях в военных учебных заведениях все виды наглядности: внешнюю и внутреннюю, статичную и динамичную, зрительную, слуховую, зрительно-слуховую, натуральную и абстрактную [4, c. 30].

Е. И. Пассов подробно рассматривает каждый из видов наглядности, применяемый на уроках РКИ. В частности, он замечает, что символика, в особенности для военнослужащих, выгоднее простых рисунков, так как каждая деталь несет в ней смысловую нагрузку; карта с нанесенной обстановкой обладает образной формой, которая хорошо раскрывает смысл явления; диаграммы, схемы, цифры и даты имеют под собой конкретные факты, поэтому при помощи данных опор легко управлять высказыванием.

Существует еще один способ представления информации, способный являться и средством, и способом обучения на уроке РКИ. С распространением интернета и появлением новых технологий, а также с развитием потребности в максимально лаконичном изложении большого массива данных появился такой способ изложения информации, как инфографика. Под данным термином следует понимать способ представления информации, сведений или знаний с помощью комбинации вербального и иллюстративного компонентов, предназначенный для быстрой и лаконичной презентации темы, а также призванный улучшить восприятие информации и мотивировать к прочтению. Основными функциями инфографики являются: информативная, аналитическая, организационно-связующая / конструктивная, адаптивная, экспрессивная, воздействующая, аттрактивная, эстетическая.

На первый взгляд может показаться, что инфографика — это лишь модное слово для обозначения традиционных способов визуализации — графиков и схем. Доля правды в этом есть, однако стандартные средства визуализации (графики, диаграммы и пр.) являются рациональным способом передачи информации, в то время как инфографика воздействует на эмоции военнослужащих, ведь в ее основе лежит идея, визуальная ассоциация, авторский образ, который связывает воедино элементы разных семиотических систем, графического, вербального, числового рядов.

Считаем, что вполне закономерно рассматривать инфографику как продукт креолизации, т. е. как креолизованный текст. Для того чтобы подчеркнуть лингвистический аспект описываемого явления, предлагаем обозначать инфографику термином «инфографический текст» (ИТ) и считать его разновидностью креолизованных текстов.

Мы полагаем, что инфографические тексты на уроках РКИ в военном ВУЗе имеют все шансы стать эффективным средством обучения. Они абсолютно точно могут быть источником информации, материалом для отработки навыков рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности, материалом для ввода и анализа лексики и грамматики.

Инфографические тексты не просто передают готовую информацию, которая не всегда откладывается в памяти обучаемых военнослужащих, но позволяют учащимся самим добывать и интерпретировать ее, опираясь при этом не только на вербальный компонент, но и на оформление иллюстрации, главную образную идею (замысел) креолизованного текста. Работая с инфографикой, читая и рассматривая ее, обучаемые воспринимают текст одновременно рационально и эмоционально, что, безусловно, способствует более быстрому запоминанию, более глубокому пониманию и присвоению информации.

Сформулируем некоторые наблюдения по поводу использования инфографических текстов на уроках РКИ:

  1. ИТ стоит предлагать вместе с традиционными текстами, поскольку это может быть хорошим приемом для самостоятельной семантизации незнакомой лексики и последующей работы с информацией текстов.
  2. ИТ подходит не для всех учащихся: необходимо учитывать тип личности студента, его ведущий способ получения информации, возрастные особенности, возможно, даже национальную принадлежность и пр.
  3. ИТ подходит для проектного метода работы и метода совместного обучения: работая над проектом в группе, учащиеся могут распределить обязанности и использовать для обработки и представления информации как традиционные способы, так и инфографические тексты.

Таким образом, использование инфографических текстов на уроке РКИ в военном ВУЗе является непосредственным применением принципа наглядности на уроке, а также позволяет реализовать все цели и задачи, которые обычно ставятся при работе с текстовым материалом. Кроме того, инфографика сможет повысить интерес обучаемых к языку, обогатить учащихся новыми знаниями, создать дополнительную мотивацию к обсуждению темы. В целом, инфографика — это способ, позволяющий по-новому, неординарно поработать с информацией как преподавателю, так и студенту.

Литература:

  1. Вохмина Л. Л. Некоторые проблемы использования наглядности в обучении иностранным языкам / Л. Л. Вохмина // Русский язык за рубежом. -1978.–No5.- с.60
  2. Гез Н. И. Некоторые вопросы теории урока иностранного языка / Н. И. Гез // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия. — Москва: Русский язык, 1991. — С. 123–136.
  3. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. — М.: Русский язык, 1989. — 276 с.
  4. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов / А. Н. Щукин. — М.: Рус. яз, 1990. — 231 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Принцип наглядности, средства наглядности, средство наглядности, принципа наглядности, военном ВУЗе, военнослужащих русскому языку, новое средство наглядности, принцип наглядности, иностранных военнослужащих русскому, уроках РКИ, реализации принципа наглядности, важной функцией наглядности, применением принципа наглядности, функции наглядности, видов наглядности, использование наглядности, проблемы использования наглядности, виды наглядности, способ представления информации, Русский язык.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос