Опоры и ориентиры запоминания в различных ситуациях речевого общения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 18.05.2015

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Эшбоева Д. А., Бокиева М. А. Опоры и ориентиры запоминания в различных ситуациях речевого общения // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1331-1333. — URL https://moluch.ru/archive/90/18359/ (дата обращения: 19.09.2018).

Успешность слушания и говорения во многом зависит от того, какими ориентирами располагают учащиеся, имеются ли в их распоряжении необходимые подсказки и опоры. Восприятие и порождение речи начинается с выделения смысловых ориентиров. В первую очередь к ним следует отнести интонацию (как признак связи слов и предложений), ритм, паузы и особенно логическое ударение. Они должны не только соответствовать содержанию, но и служить экспрессивной функции речи, т. е. выражать эмоциональное отношение говорящего к сообщаемым фактам и явлениям. При нейтральном, неакцентированном говорении понимание, как уже упоминалось, значительно снижается. Для выделения смысловых ориентиров используются также вводные слова, повторения, риторические вопросы и другие средства.

Характер ориентиров и опор меняется в зависимости от речевого опыта и ситуации общения, т. е. от того, имеет ли место контактная или дистанционная речь, диалогическая или монологическая форма высказывания. Контактная речь в большинстве своем проходит в конкретной ситуации общения, которая улучшает вероятностное прогнозирование, увеличивает широту ассоциативных связей. Она располагает большим числом ориентиров и опор: мимика, жесты, интонация, разговорные формулы, повторы, синонимические выражения одной и той же мысли и др. являются своего рода подсказками как для слушающего, так и для говорящего. В монологической речи с целью установления контакта используются обращения, вводные слова и вводные конструкции. С их помощью говорящий не только удерживает внимание слушающих, но и как бы «приглашает их к совместному рассмотрению фактов» [2, с. 143].

Существенную помощь оказывают, кроме того, риторические вопросы. Привлекая внимание к основным мыслям, фиксируя переходы от одной мысли к другой, они способствуют синтезированию и обобщению, подводят слушающих к выводам. Риторические вопросы создают не только опоры для запоминания, но и выполняют функцию эмоционально-волевого воздействия на слушающих. Особую роль в успешности восприятия речи играют такие моменты, как «точное квантирование по интонационным рисункам», с которым п. И. Жинкин связывал выразительность высказывания, четкая дикция, обращенность к участнику (или участникам) разговора. Большую помощь слушающим оказывает наблюдение за движением губ говорящего. В одной из своих работ, посвященных взаимодействию слухового и зрительного восприятия звуков, В. И. Бельтюков разделил звуки, русского языка на две группы. Одна из них включает звуки, легко опознаваемые как зрительно, так и на слух (например, гласные, шипящие и свистящие согласные); другая — звуки, хорошо опознаваемые зрительно и довольно слабо — на слух (например, взрывные и фрикативные согласные) [1, с. 35]. Аналогичные типологии проведены и на материале французского и немецкого языков.

Прежде чем продолжить выяснение роли зрительных опор в восприятии и переработке информации, целесообразно напомнить, что такими опорами могут служить не только мимика и жесты говорящего, но и визуально- изобразительная и вербальная наглядность. Визуально-изобразительные опоры выполняют ряд функций. Они разгружают память, способствуют редукции внутренней речи и сегментированию речевого потока, точности и полноте понимания, поскольку пропускная способность слухового анализатора во много раз меньше зрительного. Опоры данного типа не только способствуют догадке, но и возбуждают интерес, помогают удержать последовательность, излагаемых фактов, модифицировать текст или создать новый, если картина/рисунки отвечают этому назначению, а задание соответствует знаниям и речевому опыту учащихся. При комбинированном звук-зрительном предъявлении текстов с экрана широко используются формальные подсказки: подчеркивание особый шрифт, цвет, схемы, которые уточняют предмет высказывания и способствуют созданию установки на последующее запоминание.

Широкому обсуждению подвергался за последние годы вопрос о роли и месте графического текста при смысловом восприятии на слух. Исследования, проведенные во взрослой и детской аудиториях, показывают, что слух-зрительное предъявление одного и того же текста в большинстве случаев нецелесообразно, поскольку оно не способствует развитию аудирования. Учащиеся предпочитают опираться на текст, поскольку чтение является более легким способом извлечения информации. [3, с. 76] Вместе с тем известны и иные результаты свидетельствующие, в частности, о более успешном восприятии и запоминании при одновременном предъявлении одного и того же текста в графической и звучащей форме (Dodson С., Parreren van С., Rivers W. M., Hullen W. и др.) [4, с. 297]

Следует заметить, что все эксперименты проводились на начальном этапе обучения в период становления перцептивно-смысловых умений. Перечисленные выше авторы рекомендуют использовать звук-зрительный синтез на этапе введения нового материала (в форме фраз и небольших текстов), сочетая устное предъявление с проецированием графического варианта того же самого текста на доске. Обязательным является соблюдение следующего условия: слуховой образ предъявляемого должен быть основным стимулом, а зрительный — опорой для слухового и средством создания прочных звук-графических ассоциаций [4, с. 282].

Полагаем, что при обучении иностранному языку в экстремальных условиях (при слабой степени обученности учащихся, при смене учителя, при проведении коррективного курса в классе, сформированном из учеников разных школ, и т. д.) опора на графический текст при слушании и пересказе может принести существенную пользу. Однако, учитывая необходимость постоянно и целенаправленно тренировать слуховую память, этот эпизодически используемый прием в слабо подготовленном классе следует чередовать поэтапно с более сложными приемами, т. е. сначала предъявлять звучащий текст и контролировать его понимание, затем прочитать текст с целью уточнения некоторых вопросов и выполнения более сложных упражнений (например, пересказ в форме диалога, составление плана, обсуждение содержания и т. д.). Выбор опоры и способа предъявления речевых сообщений зависит, как явствует из изложенного, от сложности текста и языковой подготовки класса. Чем сложнее материал, тем предпочтительнее зрительные (изобразительные и вербальные) опоры. Актуальным остается при этом вопрос об умелом сочетании различных текстов и правильном выборе средств их предъявления — технических или нетехнических. Этот вопрос заслуживает специального рассмотрения.

 

Литература:

 

1.                  Бельтюков В. И. Зрительное восприятие звуков речи в соотношении со слуховым. М-1996,

2.                  Лаптева О. А. Внутри стилевая эволюция современной русской научной прозы. — В сб.: Развитие функциональных стилей современного русского языка. М., 1999,

3.                  Лурье А. С. Методические основы использования технических средств при обучении иноязычной лексике. М, 1998

4.                  Rivers W. Press; Hüllen W. Geschriebene Sprache als Lehrhilfe im Englischunterricht. — Die Neueren Sprachen, 1999,).

Основные термины (генерируются автоматически): опор, текст, графический текст, ситуация общения.


Похожие статьи

Прецедентные тексты и графические символы... | Молодой ученый

Задачей настоящего исследования является выявление аспектов взаимодействия прецедентных текстов с графическими

Компонент невербального общения, в качестве которого выступает смайл, репрезентирует прецедентный текст «душа просит романтики».

Содержание и границы понятий «текст» и «дискурс»

Контекст включает следующие составляющие: реальность, праязык, ситуацию, сопровождающие тексты, интертекст, участников, функцию.

Границы текста определяются замыслом автора и в письменном тексте маркируются графически.

Интернет-дискурс, его статус во Всемирной паутине и влияние на...

Таким образом, на основе вышесказанного, можно сделать вывод что Интернет-дискурс — это речевая ситуация (текст), погруженный в ситуацию общения в пределах пространства всемирной паутины.

Текст как единица общения и обучения опосредованному...

Е.Косериу определяет текст как речевой акт или ряд связанных речевых актов, осуществляемых индивидом в определенные ситуации [4, с. 84].

2. тексты сферы официального общения; 3. научно-популярные тексты

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

- пересказ; - обобщающая беседа; - рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические

Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть: «Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с...

Система коммуникативных упражнений по развитию речи

Используя ситуации как средство общения, преподаватель учитывает различные факторы: языковую подготовленность учащихся, тему урока

Наиболее эффективным видом упражнения по способу предъявления текста следует считать изложение на основе слухового восприятия.

Связный текст на уроках русского языка | Статья в журнале...

Человек в разных жизненных и речевых ситуаций соприкасается не только с разговорным стилем, но и

В зависимости от задач и условий общения он должен уметь строить свои устные и письменные

Бахтин, М. М. Проблема в тексте: в кн.: Эстетика словесного творчества. /

Невербальные средства коммуникации

Адекватное восприятие партнера позволяет более гибко реагировать на изменения ситуации общения, понять его истинные цели и намерения, предсказать возможные последствия передаваемой информации.

Инфографическии текст как новое средство наглядности на уроках...

военный ВУЗ, принцип наглядности, текст, средство наглядности, русский язык, средство обучения, способ представления информации, ситуация общения, военнослужащий, вид наглядности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Прецедентные тексты и графические символы... | Молодой ученый

Задачей настоящего исследования является выявление аспектов взаимодействия прецедентных текстов с графическими

Компонент невербального общения, в качестве которого выступает смайл, репрезентирует прецедентный текст «душа просит романтики».

Содержание и границы понятий «текст» и «дискурс»

Контекст включает следующие составляющие: реальность, праязык, ситуацию, сопровождающие тексты, интертекст, участников, функцию.

Границы текста определяются замыслом автора и в письменном тексте маркируются графически.

Интернет-дискурс, его статус во Всемирной паутине и влияние на...

Таким образом, на основе вышесказанного, можно сделать вывод что Интернет-дискурс — это речевая ситуация (текст), погруженный в ситуацию общения в пределах пространства всемирной паутины.

Текст как единица общения и обучения опосредованному...

Е.Косериу определяет текст как речевой акт или ряд связанных речевых актов, осуществляемых индивидом в определенные ситуации [4, с. 84].

2. тексты сферы официального общения; 3. научно-популярные тексты

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

- пересказ; - обобщающая беседа; - рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические

Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть: «Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с...

Система коммуникативных упражнений по развитию речи

Используя ситуации как средство общения, преподаватель учитывает различные факторы: языковую подготовленность учащихся, тему урока

Наиболее эффективным видом упражнения по способу предъявления текста следует считать изложение на основе слухового восприятия.

Связный текст на уроках русского языка | Статья в журнале...

Человек в разных жизненных и речевых ситуаций соприкасается не только с разговорным стилем, но и

В зависимости от задач и условий общения он должен уметь строить свои устные и письменные

Бахтин, М. М. Проблема в тексте: в кн.: Эстетика словесного творчества. /

Невербальные средства коммуникации

Адекватное восприятие партнера позволяет более гибко реагировать на изменения ситуации общения, понять его истинные цели и намерения, предсказать возможные последствия передаваемой информации.

Инфографическии текст как новое средство наглядности на уроках...

военный ВУЗ, принцип наглядности, текст, средство наглядности, русский язык, средство обучения, способ представления информации, ситуация общения, военнослужащий, вид наглядности.

Задать вопрос