Наглядность как метод формирования понятий, явлений и образов на уроках географии | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (8) июнь 2016 г.

Дата публикации: 22.05.2016

Статья просмотрена: 2080 раз

Библиографическое описание:

Гайсумова, Л. Д. Наглядность как метод формирования понятий, явлений и образов на уроках географии / Л. Д. Гайсумова, М. Ж. Чатаева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 3 (8). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/35/1001/ (дата обращения: 05.10.2024).



 

Одним из наиболее необходимых предметов в школе является география, которая способствуют формированию целостного представления об окружающей среде. Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического обучения и воспитания учащихся на всех уровнях школьного обучения. Обучение географии в школе имеет важное образовательное и воспитательное значение. Преподавание географии дает не только географические знания, но и знания по другим отраслям наук, основы которых не изучаются в школе, обеспечивает экономическую подготовку учащихся, школьники получают целостное представление о хозяйстве, его отраслях, формах организации, природных ресурсах, мировом хозяйстве. Природные ресурсы и условия в школьной географии рассматриваются с точки зрения возможности их использования в хозяйстве [5, 14].

Применение наглядных средств обучения на уроках географии определяется особенностью содержания школьных курсов географии. Н. Н. Баранский по этому поводу отмечал: «Ни один из учебных предметов в такой степени не нуждается в применении наглядности как география, и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных способов преподавания как география. И это по той простой причине, что все, что изучает география… все эти понятия не отвлеченные, а конкретные, доступные нашему непосредственному восприятию».

Классификация наглядных средств обучения, применяемых на уроках географии много вариативна и далеко не однозначна. Все их многообразие объединяется в две классификационные группы: искусственные и натуральные наглядные пособия [1, 15].

В свою очередь искусственные наглядные пособия представлены группой изобразительных и объемных наглядных пособий, и динамическими (действующими) моделями. В настоящее время группа изобразительных наглядных пособий широко представлена в действующих учебных пособиях по курсу географии. Натуральные наглядные средства обучения представлены коллекциями горных пород минералов, гербариями, местными географическими объектами, объектами и продуктами хозяйственной деятельности человека. Искусственные наглядные средства обучения, объединяют изобразительные и объемные наглядные средства обучения и динамические модели.

Изобразительные наглядные средства обучения в преподавании географии представлены картинами, таблицами и графической наглядностью.

Учебные картины применяются на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, изучении нового материала, при повторении и закреплении изученного. В настоящее время в распоряжении учителя имеются картины выпуска середины прошлого столетия, они физически изношены, устарели по способу применения, ко многим из них отсутствуют методические рекомендации по их применению.

Таблицы относятся к группе условно-графических наглядных пособий и представляют обобщенное воспроизведение географических объектов или явлений с определенной степенью условности в сочетании с пояснительным текстом, схемой, графиком, диаграммой, профилем.

Иллюстративные и иллюстративно-схематические таблицы по способу изображения, обучающим возможностям и характеру применения в учебном процессе близки к видовым географическим картинам, и предназначены для формирования общих понятий и представлений о географических объектах и явлениях. Так, например иллюстративные таблицы серии «Животный мир материков» представляют собой малоформатные рисунки типичных животных, среду их обитания и краткие пояснительные надписи. Иллюстративно-схематические таблицы отличаются от иллюстративных таблиц сочетанием видовой картины и схематического рисунка. Видовая картина, как правило, служит физико-географическим фоном, отражающим морфологию изучаемого объекта, а схематический рисунок показывает его внутреннее строение. Примером может служить таблица «Внутреннее строение вулкана».

Графически-схематические таблицы представлены условным внемасштабным изображением изучаемых географических объектов и явлений выполненным в схематическом рисунке. На таких таблицах в виде схем показана структура природного и территориально-производственного комплекса, структура отдельных отраслей хозяйства, отражены внутрипроизводственные и межпроизводственные связи и др.

Графически-статистические таблицы являются зрительной интерпретацией цифрового материала. С помощью выполненных в масштабе диаграмм, графиков, чертежей у учащихся в процессе анализа соотношения количественных показателей формируется осознанное представление об уровне развития отрасли, производства, динамике природного ил социально-экономического процесса. Таблицы этого вида широко представлены в учебных пособиях по школьному курсу географии. Примерами различного вида таблиц является распределения населения Земли в зависимости от географической широты, зоны атмосферного давления, крупнейшие островные государства, морские границы государства, зоны атмосферных осадков на земной поверхности, виды облаков и др. [16].

Графическая наглядность представляет третью классификационную группу наглядных средств обучения. Графические наглядные пособия являются самыми распространенными в преподавании географии и представлены таблицами, графиками, диаграммами, схемами, профилями, картограммами, картодиаграммами, графическими рисунками на классной доске. Рассмотрим сущность и дидактические особенности видов графической наглядности [11].

Таблицы являются наиболее простым видом графической наглядности и представляют собой своеобразный переход от текста к иллюстрациям. Как графическая наглядность таблица — это краткая запись обычно количественных показателей в содержании изучаемого материала в виде таблицы. Такая таблица приводит в обозримую систему основные показатели, что дает возможность выявить общие закономерности, связи, характерные особенности изучаемых объектов, процессов и явлений. Таблицы в преподавании географии являются источником географической информации и объектом выполнения учащимися практических работ. Особенно велико значение таблиц в изучении вопросов экономической географии. В содержании школьного кура географии таблицы, как правило, представлены в приложении к учебному пособию [2, 13].

Графики — представляют собой графическое изображение функциональной зависимости при помощи линий на плоскости. При показе физико-географических явлений часто применяются обобщающие графики в виде гипсографических кривых. Так приведена гипсографическая кривая суши и океанов. Особенность ее построения заключается в том, что для получения кривой графика по вертикальной оси откладывается высоты суши и глубины океанов, а по горизонтальной — площади занятые соответствующей высотной ступенью.

Диаграммы — это графическое изображение функциональной зависимости соответствующего явления в виде геометрических фигур. Основное их назначение –наглядно отразить существующие количественные отношения представляемого явления. Столбиковые диаграммы применяются для графического выражения абсолютных величин. Круговые диаграммы показывают удельное (процентное) отношение рассматриваемых явлений к общей их сумме. Они широко представлены во всех учебных пособиях школьного курса географии. В отдельных случаях применяются комбинированные диаграммы, в которых каждый сектор круга отображает нескольких величин [4, 9].

Схемы наиболее широко представлены в учебных пособиях по школьному курсу географии и являют собой запись рассуждений в краткой форме отображающих связи, составные элементы и особенности объекта, явления или процесса. Как правило, на схеме представлено как само явление, так и связи между отдельными его сторонами. Содержание схем может быть самым разнообразным. В действующих учебных пособиях широко распространены классификационные схемы. Например, схемы структур различных отраслей хозяйства, схемы типологии стран на основе их сходства и различия и др.

Профили — это условное изображение размещения объектов или явлений в вертикальной плоскости. Профили могут быть тематическими и комплексными. Тематические профили представляют одно географическое явление, допустим, профиль рельефа определенного участка местности, почвенные, профили растительности и т. д. На комплексных профилях представлено одновременно несколько явлений. Профили могут совмещаться с фоновыми рисунками. В учебных пособиях по географии профили как графическое средство наглядности не нашли своего широкого применения [6, 8].

Картограмма показывает среднюю интенсивность явления отображенного на карте с помощью цветного фона, его интенсивности или с помощью штриховки. В учебных пособиях размещены такие картограммы как вулканическая деятельность и землетрясения, распределение рас на земном шаре, районы добычи полезных ископаемых, распределение атмосферных осадков на земной поверхности и др. Картодиаграммы показывают суммарную или относительную величину какого- либо явления в пределах изучаемой территории. С этой целью внутри каждой территориальной единицы помещается столбиковая или круговая диаграмма, отображающая величину картографируемого явления в пределах этой территории. Например, картодиаграмма отображающая ведущие страны мира по выплавке стали, добычи нефти, иных полезных ископаемых.

Рельефные карты. Главным достоинством рельефной карты является наглядное изображение форм рельефа. Если на обычной карте он выражен цветовым фоном и горизонталями, то на рельефных картах он представлен помимо раскраски еще и такими видами измерений как относительным объемом и высотой. Сочетание этих видов изображения рельефа дает возможность ученикам сформировать образные представления об основных формах рельефа представленных на географических картах [3, 12].

Модели и макеты рельефа представляют собой трехмерное изображение натуральных географических объектов в уменьшенном виде. В моделях сохраняется внешнее сходство и пропорции частей объекта при некоторой схематизации и условности изображения. Распространенными видами объемных пособий являются модели форм рельефа, речной долины, горной страны и др. Примерами такого вида объемных пособий является разборная модель холма, макет-разрез вулкана, комплексный макет речной долины и др.

Динамические модели в свое время широко применялись на уроках географии. К примеру, образное представление о процессе образования складок горных пород дает самодельный прибор, демонстрирующий данный процесс, такую же функцию выполняет динамическая модель образования гор в результате движения и столкновения литосферных плит. Необходимо отметить, что практика учителей географии накопила богатый опыт создания самодельных наглядных пособий. К их числу относятся модель артезианского колодца, модель образования подземного ключа и др. [7, 10].

Современное преподавание географии невозможно представить себе без использования вех средств наглядности. Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география. В то же время, ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география.

 

Литература:

 

  1.                Бексултанова З. М., Джамалдаева Л. Л., Гакаев Р. А. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся. В сборнике: Инновационные педагогические технологии Материалы II Международной научной конференции. 2015. С. 4–6.
  2.                Биткаева Л. Х., Гакаев Р. А. Ландшафтная практика в подготовке студентов специальности «География» в Чеченском государственном университете. В книге: Полевые практики в системе высшего профессионального образования IV Международная конференция: Тезисы докладов: Памяти В. А. Прозоровского. Ответственный редактор В. В. Аркадьев. 2012. С. 108–110.
  3.                Гакаев Р. А. Точность и погрешность измерений на картах при выполнении практических работ по топографии. Педагогика высшей школы. 2016. № 1 (4). С. 48–53.
  4.                Гакаев Р. А. Методы картографического исследования и этапы их формирования. Педагогика высшей школы. 2016. № 1 (4). С. 1–4.
  5.                Гакаев Р. А. Экологическая грамотность как необходимое условие экологически безопасной деятельности общества. В сборнике: Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности сборник материалов X Международной научно-практической конференции. 2016. С. 93–96.
  6.                Гакаев Р. А. Лекция как ведущий компонент системы вузовского образования. Педагогика высшей школы. 2015. № 3 (3). С. 62–64.
  7.                Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе. Школьная педагогика. 2015. № 2 (2). С. 22–25.
  8.                Гакаев Р. А., Гайсумова Л. Д. Типы уроков географии и особенности их структуры. Школьная педагогика. 2015. № 2 (2). С. 19–22.
  9.                Гакаев Р. А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География». Педагогика высшей школы. 2015. № 2 (2). С. 31–35.
  10.            Гакаев Р. А. Особенности учебно-полевой практики по почвоведению студентов-географов Чеченского государственного университета. В книге: Полевые практики в системе высшего профессионального образования IV Международная конференция: Тезисы докладов: Памяти В. А. Прозоровского. Ответственный редактор В. В. Аркадьев. 2012. С. 130–132.
  11.            Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы. В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы VII Международной научной конференции. 2015. С. 178–181.
  12.            Гакаев Р. А., Хадаев Т. Ш. Формирование географических и исторических знаний учащихся комбинированным использованием картографического материала. В сборнике: Педагогическое мастерство материалы VI Международной научной конференции. 2015. С. 5–8.
  13.            Гакаев Р. А., Нуцулханова М. Ю., Авхадов С. С. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии. В сборнике: Педагогическое мастерство материалы VI Международной научной конференции. 2015. С. 1–5.
  14.            Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное мнение. 2014. № 4. С. 156–159.
  15.            Гакаев Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы. Образование и воспитание. 2015. № 3 (3). С. 4–7.
  16.            Гакаев Р. А. и др. Методика преподавания географии. Назрань, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): наглядное средство обучения, графическая наглядность, пособие, преподавание географии, таблица, школьный курс географии, профиль, схематический рисунок, урок географии, явление.

Похожие статьи

Формирование географических представлений на уроках географии в условиях современной школы

Целеполагание как этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Картинно-графическая наглядность как средство формирования лингвистической компетенции у младших школьников

Применение видеоресурсов на уроках английского языка как инструмент формирования речевой компетенции

Интерактивная карта как средство развития историко-пространственных представлений у учащихся на уроках истории

Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ

Самооценка как критерий сформированности критического мышления учащихся (на примере географии)

Системно-деятельностный подход на уроках химии

Учебная дискуссия как эффективная модель формирования ценностных ориентиров школьников

Похожие статьи

Формирование географических представлений на уроках географии в условиях современной школы

Целеполагание как этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Картинно-графическая наглядность как средство формирования лингвистической компетенции у младших школьников

Применение видеоресурсов на уроках английского языка как инструмент формирования речевой компетенции

Интерактивная карта как средство развития историко-пространственных представлений у учащихся на уроках истории

Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ

Самооценка как критерий сформированности критического мышления учащихся (на примере географии)

Системно-деятельностный подход на уроках химии

Учебная дискуссия как эффективная модель формирования ценностных ориентиров школьников

Задать вопрос