Профессионально обусловленные требования к личности педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Профессионально обусловленные требования к личности педагога / Е. Г. Огольцова, Е. В. Сагоякова, Д. А. Кобзева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 196-199. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46745/ (дата обращения: 20.04.2024).



Профессия педагога всегда занимала одно из важнейших и почетнейших мест в обществе. Педагог — главный проводник опыта от старших поколений к младшим. С момента возникновения профессии за педагогами закреплялась воспитательная функция.

История профессии началась вместе с историей человечества. Так, в дородовой общине передача опыта была сплетена с трудовой деятельностью. Позже, с появлением способности изготавливать оружие, образовались своеобразные социальные группы из старейшин рода — воспитатели. Их главными обязанностями были: передача полезных навыков и умений, забота о духовном росте младших поколений. Так воспитание стало сознательной сферой жизни общества.

Дальнейшее накопление знаний, появление письменности и усложнение социального устройства послужило причиной дальнейшей эволюции обучения. С появлением первых государств создаются первые специализированные учреждения для подготовки детей [1]. Сам термин «педагог» возник в Древней Греции. Так называли образованных людей, на попечение которых оставляли своих детей в состоятельных семьях (греч. «pidas» — дитя, «ago» — вести).

Центрами образования в Средние века стали монастыри, которые на территории христианской Европы возникли в великом множестве. Педагогами являлись священники и монахи, хотя в городских школах это были уже специально подготовленные люди. Следует обратить внимание на то, что педагогом в это время называли не только того, кто преподавал в низших школах, но и того, кто создавал школы более высокого уровня, собирал вокруг себя учеников. В это время педагоги существует на плату, взимаемую ими с учеников, которая поступает обычно каждую четверть года и дополняется зачастую взносами натурою.

Именно в Средневековье профессия педагога признается как общественно значимая. Поэтому профессиональные свойства учителей все чаще становились предметом размышлений известных философов и писателей. С течением времени учитель становится все более заметной фигурой в общественном сознании. Профессия педагог развивалась с самых древних времен, и все основы этой сложной профессии были заложены в Средневековье, во время процветания различных наук (рис. 1).

http://seance.ru/img/blog/2010.08/kleiman_03_stradano.png

Рис. 1. Мастерская художника эпохи Возрождения. Гравюра Джованни Страдано (вторая половина XVI века)

В эпоху капитализма профессия педагога становится массовой. Учителя занимают штатные должности в городских школах и гимназиях. Но в буржуазных семьях преобладает домашнее образование.

В дореволюционной России главное место занимает начальное образование. Основным типом подготовки педагогов были учительские семинарии. В средних учебных заведениях преподавали зачастую выпускники высших учебных заведений, не обязательно педагогического профиля. В этот период в стране происходит переход от социального устройства к капиталистическому. Вместе с этим развивается и образование, но этот процесс сдерживается системой государственного устройства.

После революции складывается важный этап в развитии отечественного образования. Ликвидируется классовость среднего образования — гимназии объявляются средними общеобразовательными школами, в которых предоставляется возможность учиться всем детям, которые приобрели необходимую начальную подготовку. На педагогов накладывались определенные условия. Советский учитель должен был соблюдать ряд критериев. Это коммунистическая нравственность, коммунистическое миропонимание, диалектико-материалистическое мировоззрение, ясная коммунистическая направленность, активная жизненная позиция, высокая степень идейно-политической зрелости [2, с.3] (рис. 2).

C:\Users\Екатерина\Новая папка\Desktop\0_637ef_f4b1f244_XL.jpg

Рис. 2. Награда учителю. Картина А. М. Харьковского (1951 г.)

Современная школа сохранила основные положения образования, которые складывались веками. Но в настоящее время существуют значительные проблемы в этой области. Так, остро стоит вопрос не только о пересмотре и обновлении школьной программы и методик обучения, но и пересмотре роли личности самого педагога, требований к его профессиональному росту. Причины появления подобных проблем можно найти в несоответствии требований к уровню образования и профессиональных возможностей и способностей педагогов.

В современное время на учителей лег огромный спектр обязанностей, которые и повлекли изменение требований к педагогу. Прежде всего, учитель — это профессия, требующая любви к детям. И если человек ее выбрал, то должен обладать таким качеством как гуманизм и терпение. Он должен относиться к детям как к равным, проявлять интерес и заботу по отношению к ним. Особенно это касается учителей начальных классов. Ведь для детей они являются еще и в какой-то мере воспитателями.

Главная функция учителя — передача знаний. Но важно преподнести эти знания понятным и доступным для детей языком, а также побудить интерес к данному предмету. Также он должен обладать определенным артистизмом, использовать в своей речи жестикуляцию и мимику, чтобы более ярко и красочно передать материал.

Немаловажным является умение найти подход к каждому ученику. Настоящий специалист должен грамотно подобрать индивидуальный подход к ученику, зная его внутренний мир и личностные способности.

Также является важным любить и знать свой предмет. Нельзя требовать от других любовь к тому, что ты сам не любишь. Не стоит забывать, что дети более чуткие в отношении к этому.

Но кроме вышеперечисленных качеств преподаватель должен обладать и профессиональными. Их огромное множество — трудолюбие, ответственность, организаторские способности, умение планировать ход урока, авторитет. Это малая их часть, но они являются более важными, так как от них зависит успешность человека в данной профессии.

Требования к педагогу изменяются с каждым веком и годом. Посмотрим, что государство считает важным иметь человеку данной профессии сейчас. По современным стандартам ФГОС современный учитель должен прежде всего обеспечивать условия для успешной деятельности учащихся, мотивировать и способствовать их саморазвитию; осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий; объективно оценивать деятельность учащихся в соответствии с государственным стандартом; использовать возможности информационно-коммуникационных технологий (в том числе, при реализации дистанционного образования), работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Так же у педагога должны быть определенные компетенции, необходимые для успешного достижения обучаемыми определенных образовательных целей. Среди таких имеются:

‒ Общекультурные компетенции (знания в области национальной, общечеловеческой культуры; умение рефлектировать личностную систему; толерантность к разным этнокультурам);

‒ Компетенция личностного самосовершенствования (потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала; способность к саморазвитию);

‒ Познавательно-творческая компетенция (умение целеполагания, планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности; развитость творческих способностей; способность самостоятельно приобретать новые знания);

‒ Ценностно-смысловая ориентация личности (осознание своей роли и предназначения; потребность и способность самореализации; увлеченное построение жизни и профессиональной деятельности);

‒ Коммуникативная компетенция (владение технологиями устного и письменного общения, включая общение через Интернет);

‒ Информационная компетенция (умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности; владение информационными технологиями);

‒ Социально-трудовая компетенция (способность взять на себя ответственность; проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества; подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий);

‒ Профессиональная компетенция педагога (активная жизненная позиция; профессиональные знания и умения; профессиональные личностные качества; творческие умения) [3].

И это только малая часть того, чем должен обладать современный педагог.

Таким образом, для успеха в данной области нужно: гуманизм, трудолюбие и психологическая предрасположенность к этой области. Поэтому не каждый человек способен стать учителем. Многие говорят, что педагог — это не профессия, а призвание. И это так. Ведь это каждодневный труд и большая ответственность.

Литература:

  1. Система образования. История и современность // Психологос. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/sistema-obrazovaniya.-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 12.11.2017).
  2. Крутецкий В. А., Недбаев С. В. Профессионально-необходимые качества личности учителя (педагогические способности) и их формирование // Психологические проблемы формирования педагогической направленности и педагогических способностей. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. — С. 3–16.
  3. Требования ФГОС к современному учителю // Инфоурок. URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-trebovaniya-fgos-k-sovremennomu-uchitelyu-555967.html (дата обращения: 12.11.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): педагог, профессия педагога, умение, активная жизненная позиция, профессия, ребенок, социальное устройство, способность, учитель, школа.


Похожие статьи

Социальный педагог в образовании и его деятельность

Между учителем и социальным педагогом очень много общего в профессиональной деятельность, но есть и различия их должностях обязанностей. Эти две профессии объединяет работа с детьми (согласно Конвенции ООН о правах ребенка...

Развитие профессионально значимых нравственных качеств...

Обучение в педагогическом вузе должно стать временем действительного превращения мотивов в активную жизненную позицию.

Очень важно для педагога умение по внешним признакам поведения ребенка определять его душевное состояние.

Использование воспитателем актерских умений...

‒ мировоззрение педагога, его жизненная позиция и собственный образ жизни

Это означает способность регулировать свое самочувствие, управлять им. Умение активизировать себя или расслабляться в зависимости от ситуации, быстро восстанавливатьсяпосле физических и...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

способность, педагогическая деятельность, деловая учебная игра, начальная школа, умение, способность педагога, склонность человека, различный вид деятельности, педагогическое мастерство, формирование способностей.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений

– производственно-операционные умения — общетрудовые умения по смежным профессиям

Развитие социальной активности подростков в школе

Ключевые слова: подросток, личность, социальная активность, личность, активная жизненная позиция, достижения, креативность, сфера

Этой проблемой занимался отечественный педагог К.Д. Ушинский (формирование качеств социальной активности личности).

Влияние личностных качеств педагога на формирование детской...

Профессия педагога, это не просто транслирование знаний, а высокая миссия создания личности, становление человека в человеке.

Решая поставленную педагогическую задачу, учитель побуждает каждого ребенка к определенному виду деятельности или предохраняет от...

Формирование умения учиться как основная ролевая функция...

Профессия учителя требует сильного характера и развитых способностей.

Это требует соответствующих способностей и характеристик личности педагога.

Учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе.

Профессионально-личностное становление будущего учителя как...

За годы реформ изменились социально-экономические, политические, культурные условия педагогической деятельности, изменился сам педагог, его педагогическая позиция, ценности, мотивы, возраст.

Знания, умения, способности педагога, готовность к постоянному...

Похожие статьи

Социальный педагог в образовании и его деятельность

Между учителем и социальным педагогом очень много общего в профессиональной деятельность, но есть и различия их должностях обязанностей. Эти две профессии объединяет работа с детьми (согласно Конвенции ООН о правах ребенка...

Развитие профессионально значимых нравственных качеств...

Обучение в педагогическом вузе должно стать временем действительного превращения мотивов в активную жизненную позицию.

Очень важно для педагога умение по внешним признакам поведения ребенка определять его душевное состояние.

Использование воспитателем актерских умений...

‒ мировоззрение педагога, его жизненная позиция и собственный образ жизни

Это означает способность регулировать свое самочувствие, управлять им. Умение активизировать себя или расслабляться в зависимости от ситуации, быстро восстанавливатьсяпосле физических и...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

способность, педагогическая деятельность, деловая учебная игра, начальная школа, умение, способность педагога, склонность человека, различный вид деятельности, педагогическое мастерство, формирование способностей.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений

– производственно-операционные умения — общетрудовые умения по смежным профессиям

Развитие социальной активности подростков в школе

Ключевые слова: подросток, личность, социальная активность, личность, активная жизненная позиция, достижения, креативность, сфера

Этой проблемой занимался отечественный педагог К.Д. Ушинский (формирование качеств социальной активности личности).

Влияние личностных качеств педагога на формирование детской...

Профессия педагога, это не просто транслирование знаний, а высокая миссия создания личности, становление человека в человеке.

Решая поставленную педагогическую задачу, учитель побуждает каждого ребенка к определенному виду деятельности или предохраняет от...

Формирование умения учиться как основная ролевая функция...

Профессия учителя требует сильного характера и развитых способностей.

Это требует соответствующих способностей и характеристик личности педагога.

Учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе.

Профессионально-личностное становление будущего учителя как...

За годы реформ изменились социально-экономические, политические, культурные условия педагогической деятельности, изменился сам педагог, его педагогическая позиция, ценности, мотивы, возраст.

Знания, умения, способности педагога, готовность к постоянному...

Задать вопрос