Автор: Благушина Екатерина Александровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 11.02.2016

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Благушина Е. А. Возможности смешанного обучения при подготовке учащихся старшей школы к сдаче ЭГЕ по иностранным языкам // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 751-754.



 

В России информатизация образования рассматривается как одно из главных направлений модернизации образовательной системы. Одним из направлений информатизации языкового образования является конструирование и проектирование новых видов учебных материалов, реализующих различные виды учебной деятельности обучающихся (в том числе с ограниченными возможностями) с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов нового поколения (электронных курсов, электронных учебников, веб-сайтов, систем управления контентом), их размещение и системное использование или адаптация к целям и условиям обучения ранее созданных электронных образовательных ресурсов [1, с.196]. При этом переход системы среднего образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты, усиливающие значимость иностранного языка в образовательном процессе, повлек за собой необходимость модернизации иноязычного образования в школе, что во многом увязывается с необходимостью обновления содержания и образовательных технологий обучения иностранным языкам для достижения нового качества образования. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Анализ научной литературы, изучение опыта работы общеобразовательных школ показали, что в настоящее время проблема подготовки старшеклассников к выпускным экзаменам вообще и иностранным языкам в частности остается по-прежнему актуальной. Ученые-педагоги и психологи, учителя-практики ведут интенсивный поиск оптимальных путей ее решения. Одним из таких путей, на наш взгляд, является интеграция очных и дистанционных форм обучения в образовательный процесс.

Последние десятилетия характеризуются быстрым развитием информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Образовательные организации России, в том числе и общеобразовательные учреждения, стремятся активно использовать современные достижения науки и техники в области компьютерных технологий и внедрять их в образовательный процесс. 01 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Одним из нововведений, согласно Федеральному закону N 273-ФЗ, стало признание электронного образования и применения дистанционных образовательных технологий на различных уровнях образования.

Одной из целей закона также является закрепление современных требований к образовательному процессу, связанных с внедрением новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения. Федеральным законом N 273-ФЗ предусмотрена возможность использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также приведены основы реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий Под дистанционными образовательными технологиями обучения мы будем понимать технологии, реализующие интерактивное взаимодействие как между преподавателем и обучающимся, так и между участниками обучения и системой дистанционного обучения. В свою очередь, смешанное обучение, по мнению Фандей В.А, представляет собой комбинацию элементов очного и дистанционного обучения, причем одно из них является базовым в зависимости от предпочитаемой модели [2].

Данное определение, по нашему мнению, наиболее точно отражает суть исследуемого феномена, поскольку в полной мере представляет его сущностные характеристики и возможные вариации. Из него также следует, что смешанное обучение, безусловно, подчиняется основным законам педагогики, хотя и трансформирует их в соответствии с новыми условиями организации обучения и требует модификации и адаптации к специфике образовательного учреждения. В этом случае учебный процесс представляет собой некую систему, состоящую из разных частей, которые функционируют в постоянной взаимосвязи друг с другом. Концепция смешанного обучения предполагает, что в современных условиях реформирования системы образования можно рационально сочетать традиционное обучение с преимуществами дистанционных технологий. В научной литературе выделяется три модели смешанного обучения, а именно:

  1.              Поддерживающая модель, которая предполагает наличие дистанционного компонента в качестве дополнения к системе традиционного очного обучения.
  2.              Замещающая модель, в которой предполагается полная интеграция электронно- образовательных ресурсов в учебный курс, за счет которой происходит изменение формата курса в целом (разделение материала и видов учебной деятельности между дистанционным и очным компонентом, процентное соотношение каждого из которых может варьироваться в диапазоне от 30 %- 70 %).
  3.              Модель электронно-образовательного центра. Данная модель предполагает создание крупных учебных компьютерных лабораторий и информационно-образовательных сред, которые в будущем, возможно, смогут полностью изменить представление о формах обучения.

Наиболее оптимальной моделью смешанного обучения для указанных условий является поддерживающая модель, включающая следующие компоненты:

                   Классно-урочный компонент (урочные занятия с преподавателем с использованием средств ИКТ);

                   Дистанционный компонент (управляемая внеурочная самостоятельная работа посредством средств ИКТ).

При этом весьма очевиден тот факт, что реализация смешанного обучения подразумевает наличие информационно-коммуникационной предметной среды (ИКПС-далее). Вслед за Колядко С. В. под ИКПС будем понимать определенным образом структурированную и организованную часть информационно-образовательного пространства, включающую взаимосвязанную совокупность аппаратных и современных телекоммуникационных средств, программного, учебно-методического, организационного и информационно-справочного обеспечения, способствующего осуществлению интерактивного непосредственного (в очном обучении) и опосредованного (в дистанционном обучении) взаимодействия между участниками образовательного процесса [3, c.130].

Анализ работ отечественных и зарубежных ученых по проблемам смешанного обучения (Е. В. Бутенкова, Л. B. Десятова, М. Г. Евдокимова, Ю. И. Капустин и др.) позволил выделить следующие преимущества смешанного обучения:

                   гибкость модели обучения, которая представляет собой сочетание самостоятельного обучения посредством технологий дистанционного обучения с обучением в классе (предполагается, например, самостоятельное изучение теоретического материала в индивидуальном темпе, которое высвобождает время для активной практической проработки конкретных умений на очных занятиях); в смешанном обучении учащийся получает возможность осваивать его в индивидуальном темпе.

                   развитие критического мышления и способности к самостоятельной работе (умение работать с информацией, отбирать необходимый для работы, обучения и развития материал);

                   интерактивность (понятие, подразумевающее «во-первых, способность человека активно влиять на содержание, внешний вид и тематическую направленность компьютерной программы или электронный ресурсов; во- вторых, возможность общаться, высказывая свое мнение и узнавая мнение партнера по общению» [4, с. 63].);

На основе анализа исследований Е. В. Дырдиной, В. А. Красильниковой, М. А. Петренко, С. В. Титовой и др. нами были определены виды интерактивности [4,5.6]:

                   интерактивность обратной связи (дает возможность контролировать процесс освоения учебного материала, реагировать на действия пользователя и давать ему возможность получить ответ на возникшие вопросы);

                   временная (позволяет учащемуся самостоятельно выбирать время начала обучения, его продолжительность и скорость его освоения);

                   порядковая (позволяет учащемуся самому выбирать очередность использования фрагментов информации);

                   содержательная (дает возможность учащемуся самому изменять, уменьшать или дополнять объем содержания информации);

                   творческая (проявляющаяся при выполнении учащимися проектов или создании собственных учебных продуктов в процессе деятельности).

  •                 информационная доступность и множественность применения учебных материалов (размещение информации в доступных форматах на Интернет-серверах и доставка, их стандартными механизмами, например, по электронной почте, позволяет осуществлять многократное использование информационных ресурсов, как преподавателям, так и учащимися);
  •                 учет темперамента и репрезентативной системы учащегося (смешанное обучение позволяет учащимся с разными темпераментами и репрезентативными системами одинаково успешно усваивать учебный материал, так как предоставляет больше возможностей проявить себя в связи с разнообразием форм работы, а также позволяет варьировать темп обучения).

Таким образом, можно сделать вывод, что при существующей в общеобразовательной школе классно-урочной системе организации образовательного процесса подготовка учащихся к ЕГЭ по иностранным языкам будет наиболее оптимальной в рамках модели смешанного обучения. При этом, разработка ИКПС потребует не только иных подходов к отбору содержания обучения, поиска оптимального соотношения объема урочной и внеурочной самостоятельной работы учащихся, но и иных подходов к способам реализации методов и форм организации учебного процесса.

 

Литература:

 

  1.              Колядко С. В. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации языкового образования: проблемы и перспективы. Вестник Томского государственного университета. 2015. № 393. С. 196–203.
  2.              Фандей В. А. Теоретико-прагматические основы использования формы смешанного обучения иностранному (английскому) языку в языковом вузе: дис.... канд. пед. наук. Москва, 2012.
  3.              Колядко С. В. Сетевой интерактивный учебно-методический комплекс как средство повышения эффективности внеаудиторной самостоятельной работы студентов//Педагогическое образование в современном мире. 2014. № 3 (14). С. 129–137.
  4.              Титова C. B. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика: пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. М.: П-Центр, 2009. -240 с.
  5.              Дырдина, Е. В. Информационно-коммуникационные технологии в компетентностно- ориентированном образовании: учебно-методическое пособие / Е. В. Дырдина, В. В. Запорожко, А. В. Кирьякова. — Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. — 227 с.;
  6.              Красильникова, В. А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования. Монография / В. А. Красильникова. — Москва: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009.-339 с;
Основные термины (генерируются автоматически): смешанного обучения, обучения иностранным языкам, модели смешанного обучения, образовательных технологий, дистанционного обучения, дистанционных образовательных технологий, Возможности смешанного обучения, технологий обучения иностранным, Концепция смешанного обучения, реализация смешанного обучения, проблемам смешанного обучения, преимущества смешанного обучения, обучения и дистанционных образовательных, смешанного обучения иностранному, технологий дистанционного обучения, к целям и условиям обучения, информатизации языкового образования, обучения в образовательный процесс, индивидуализации обучения иностранным, очного и дистанционного обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос