«Выливаю испуги, переполохи за пороги»: традиционные методы лечения испуга в Нижнем Поволжье и Подонье | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 11.12.2016

Статья просмотрена: 22476 раз

Библиографическое описание:

Шилкин, В. А. «Выливаю испуги, переполохи за пороги»: традиционные методы лечения испуга в Нижнем Поволжье и Подонье / В. А. Шилкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 807-809. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36614/ (дата обращения: 17.12.2024).



В основу данной статьи вошли полевые фольклорно-этнографические материалы, записанные автором в хуторах и селах Волгоградской области. В публикации мы рассмотрим традиционные методы лечения «испуга».

В народной среде «испуг» — это так же существо, дух, вызывающий болезненное состояние, которое обычно выражается в постоянном плаче, бессоннице, дрожи, заикании и прекращении роста (у детей), судорогах, страха (у детей и взрослых). [1].

Причиной и возникновением «испуга» могут быть различные вещи (громкий звук, животные, страхи и др.). Чаще всего он встречается у детей в возрасте от года до десяти лет. Но есть случаи лечения и у взрослых.

В хуторах и селах Нижнего Поволжья и Подонья местными знахарками применялись различные способы избавления от этого недуга (выливание воском, заговоры, «виртование» нитками и др.).

Перед началом лечебного акта знахарки обязательно обращались к Богу с молитвой «Отче Наш». «Перед заговором обязательно, читать молитву любую. «Отче Наш» или «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас»» [8]. «Сначала «Отче Наш» прочитает, а потом что-то говорит» [12]. «Перед заговором молитву обязательно. «Отче Наш» это первая» [13]. «Читаешь сначала «Отче Наш» без неё никуда» [14]. «Обязательно перед этим «Отче Наш» читать» [10].

Лечение производилось на утренней или вечерней заре. «Утром можно или вечером» [10]. «Три дня ходили к ней. Утром, вечером и ещё раз утром» [15]. «Первый раз, когда заходит на закате, потом на восходе» [14]. «Три раза: утром, вечером и утром» [13]. «Утрами и вечерами» [5]. «Утром, вечером и ещё раз на утро и всё» [11].

Самым распространенным методом лечения «испуга» было выливание воском. Для этого больного сажали на порог лицом к выходу. В плошку наливали «непитой» воды и держали над головой. Топили воск или жир, и медленно выливали в воду, при этом произнося текст заговора или молитвы. В застывшем воске можно было увидеть причину испуга. «Выливали испуг. Дитя сажали к порогу и над ним лили. Вода должна быть. Воск растапливали и лили. Он застывает и выливается то, что испугало» [2]. «Отливать заикание, испуг. Человек испугался его отливать надо. Это просто. Брать воск его растапливать. Через порог дитя сажать, а ты взади него. Молитва читается: «Выливаю испуги, переполохи за пороги. С костей, с мощей, с жилочек, с прожилочек, с ретивого сердца, с алой крови, с буйной головы (имя говоришь). Аминь». И воском в водичку. Крест на крест палочкой водичку и в ячейку одну воск выливается. Он застывает и вам видно, что он испугался. Это сразу не проходит, три раза» [13]. «Выливала испуг. Надо здесь решето старинное. На порог сажать и отливать. Чашку воды над головой, а на чашку решето. Растапливают жир козий или говяжий. Читать молитву и лить через решето. Выходит то, что испугался. Воду не питьевую» [6]. «Воском она делала. Они воск топят и на воду льют. Вот она завела, сказала: «Садись». Молитву читает, кругом три раза ходит. Тут стоит блюдо и льет она. Вырисовывается что-то и она говорит, кто напугал» [4]. «Могу узнать, чем испуган ребенок. На порог где выход на улицу сажают. Это берется церковная свечка, растапливается на огне. Берется святая вода, чуть тепленькая. Держится тарелочка над ребенком или взрослым. И туда льешь свечку растопленную» [14]. «У меня был испуг. Под нами жила соседка, она сказала, что это испуг. И она меня выливала. Она посадила меня под косяк, на порог. Над головой она выливала воск с молитвами в воду. Потом осиновые колышки забила в потолок надо мной. После этого у меня испуг прошел» [15]. «Сливали, от испуга лечили, и болезни всякие лечили. Вот я помню сама ходила. Аня у меня была маленькая, она испугалась и я ходила уже Давыдова теть Валя. Она сажала иль вечерняя зоря, и утренняя заря. Мы ходили на вечернюю зорю. Сажала на порог, вот дверь и на порог сажает. Воск растопит, а потом выливает в чашку с водой, выливает и заговаривает как-то там. Говорит, чтоб это вышло и все. Это я сама, Аньку, ходила к ней лечила» [12]. «Это к бабкам выливать. Там они… В общем чашка, шепчут что-то, потом воск пчелиный ложут. Этот воск в горячую воду. Смотрят, как он застынет, как чего» [7]. «Я лечу испуг. Растапливают воск, отливают детей. Читать «Богородицу» до трех раз на одном вздохе: «Богородица Дева, радуйся, Благодатная Мария, Господь с тобою; благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Это испуг сливают. На порог ногами наружу и читать молитву. Воск в воду лить. Бода должна быть не питая Воск капает и поглядишь что там. Такой круг и сглажено, ничего не будет. А если перевернешь, а там шишки, то это сглазили. Когда идешь отливать, проси кусочек хлебца, чтоб дал тебе хлебца. Его пожуй, а тогда работай над ним. Если не даст, то тебе потом придет это все» [5]. «Растопил свечку восковую, читаешь молитву. Над головой чашка с холодной водой, а в кружке растопленная свечка. Её выливаешь на эту воду. Вода из колодцы свежая. Вот чего человек испугался. Обратной стороной выворачиваешь и показано чего ты испугался» [11].

Некоторые знахарки использовали наговоры на воду с помощью раскаленных подков. После совершения данного ритуала ребенка умывали этой водой. «От испуга. Подковы от лошадей, чашку с водой и на порог дитя садить. Три подковки раскалить до красна и положить в воду. Потом дитя помыть и на улицу выливать эту воду. Вытаскиваешь подковки и помой дитя этой водой: «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». «Святой Спаситель Иоанн Креститель водицу освящал, той водой раба Божьего (имя) умывал, испуг у него снимал. [10].

Способ «виртования» заключался в следующем. Брали красную шерстяную нить и ей измеряли рост больного, читали заговор, а потом нитку сжигали. Цель этого ритуала перенести болезнь на посторонний предмет, в данном случаи на нить. «Маленьких детей от испуга лечат. Нитку берешь красную, шерстяную. Рост ребенка смерил и сжег и несколько слов говорится. Если его не вылечить ребенок начинает заикаться. Врачи ничем не могут помочь. Они говорят: «Ищите бабушку. Мы ничем не можем помочь»» [3].

Лечили «испуг» и с помощью заговоров. «Эту молитву читают, когда испугался ребенок: «Будем бить, полы выбивать у младенца испуг выгонять. Из буйной головушки, из бровей, из очей, из костей, из белого тела, из всех суставов. Аминь. Аминь. Аминь»» [9]. «Заря моя, зоренька, Пресвятая Мать Богородица, возьми тоску, испуг, неси его в темный лес и синее море, где люди не ходят, кочета не кричат и собаки не брешут» [8].

Подводя итог можно сказать, что у каждой знахарки был собственный способ избавления от болезни, который передавался из поколения в поколение. В наши дни, как и в давние времена люди обращаются за помощью к знахаркам, для лечение «испуга».

Литература:

  1. Славянские древности: этнолингв. слов.: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Международные отношения, 1995–2012.
  2. Болдырева А. М. 1935 г. Р. (уроженка х. Глуховский Кумылженского р-на Волгоградской области) ПЗ Шилкина В. А. 6 октября 2014 г.
  3. Болдырева Т. В. 1965 г. р. Х. Большой Бабинский Алексеевского р-на Волгоградской области. ПЗ Шилкина В. А. 11 августа 2014 г.
  4. Говоркова Н. В. 1960 г. р. Х. Поклоновский Алексеевского р-на Волгоградской области. ПЗ Шилкина В. А. 7 августа 2014 г.
  5. Кобозева М. Ф. 1927 г. р. П. Калинина Среднеахтубинского р-на Волгоградской области. ПЗ Шилкина В. А. 11 августа 2016 г.
  6. Кочетова Н. Н. 1937 г. р. П. Первомайский Среднеахтубинского р-на Волгоградской области. ПЗ шилкина В. А. 11 августа 2016 г.
  7. Лапин Н. Ф. 1938 г. р. (уроженец хутора Балтиновский Урюпинского р-на Волгоградской области) ПЗ Шилкина В. А. Г. Волгоград. 8 июля 2014 г.
  8. Лапина З. П. 1937 г. р. (уроженка х. Скудры Среднеахтубинского р-на Волгоградской области) ПЗ Шилкина В. А. Г. Волгоград. 15 сентября 2008 г.
  9. Молодцова Т. М. 1925 г. р. С. Краишево Еланского р-на Волгоградской области. ПЗ Пальгова С. Ю. 20 июля 1995 г.
  10. Мордвинцева Н. Ф. 1932 г. р. (уроженка х. Цепаев Даниловского р-на Волгоградской области) ПЗ Шилкина В. А. Г. Михайловка 11 апреля 2015 г.
  11. Отымах Л. И. 1943 г. р. Х. Закутский Среднеахтубинского р-на Волгоградской области. ПЗ Шилкина В. А. 3 сентября 2016 г.
  12. Ровенская О. Г.1955 г. р. (уроженка х. Кулички Нехаевского р-на Волгоградской области) ПЗ Шилкина В. А. Г. Волгоград. 10 июля 2014 г.
  13. Сафронова Т. П. 1944 г. р. (уроженка с. Липовка Ольховского р-на Волгоградской области) ПЗ Шилкина В. А. Г. Волгоград 5 августа 2016 г.
  14. Сергиенко О. Ю. 1962 г. р. Р. П. Быково Быковского р-на Волгоградской области. ПЗ Шилкина В. А. 6 января 2015 г.
  15. Шилкина С. Н. 1967 г. р. Г. Волгоград ПЗ Шилкина В. А. 17 июля 2014 г.
Основные термины (генерируются автоматически): Воск, испуг, вод, молитва, порог, пот, ребенок, утро, вечерняя зоря, выливание воском.


Похожие статьи

«Малыши-крепыши»: опыт реализации интегративной развивающей программы нового поколения

«Как привить любовь к чтению» – методические рекомендации учителям и родителям

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования

«Лучше во тьме пребывать, чем без друга»: представления о дружбе у младших школьников Республики Корея

Похоронный сервис в Санкт-Петербурге: организация и проведение похорон – выгодно и качественно

Окружающий мир полон удивительных, захватывающих и опасных вещей.

«Волшебная сила пальчиков»: взаимосвязь развития руки ребенка и становления речи дошкольника

Флешмоб по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Берегите самого дорогого!»

Виды натяжных потолков: какие лучше установить в квартире, плюсы и минусы, советы экспертов

«Юный инспектор Ивашка ищет помощников»: интегрированное мероприятие по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста

«Виртуальное путешествие по Лондону»: открытый урок английского языка в 8-м классе

Похожие статьи

«Малыши-крепыши»: опыт реализации интегративной развивающей программы нового поколения

«Как привить любовь к чтению» – методические рекомендации учителям и родителям

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования

«Лучше во тьме пребывать, чем без друга»: представления о дружбе у младших школьников Республики Корея

Похоронный сервис в Санкт-Петербурге: организация и проведение похорон – выгодно и качественно

Окружающий мир полон удивительных, захватывающих и опасных вещей.

«Волшебная сила пальчиков»: взаимосвязь развития руки ребенка и становления речи дошкольника

Флешмоб по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Берегите самого дорогого!»

Виды натяжных потолков: какие лучше установить в квартире, плюсы и минусы, советы экспертов

«Юный инспектор Ивашка ищет помощников»: интегрированное мероприятие по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста

«Виртуальное путешествие по Лондону»: открытый урок английского языка в 8-м классе

Задать вопрос