Изучение психологических особенностей страха в дошкольном возрасте и его специфических проявлений, причин и факторов его обусловливающих, приобретает все большее значение в современном мире [5, C.47]. В значительном числе научно-исследовательских работ страх рассматривается как причина многих нарушений в психофизиологической сфере, как составная часть неврозов, депрессий [1, C.165]. Факты свидетельствуют об увеличении числа детей, испытывающих сильные эмоциональные переживания. Страх и другие негативные аффективные тенденции (тревожность, агрессия) часто обусловливают отклоняющиеся формы поведения детей, поэтому этот аспект развития значим в процессе становления личности и индивидуальности ребенка [2, C.10].
Известный психолог и врач А. И. Захаров определил страх как «аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека» [4, C.98]. Он отмечал, что страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается физиологическими изменениями высшей нервной деятельности. Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания. Страх как базовая эмоция человека, сигнализируя о состоянии опасности, зависит от многих внешних, внутренних, врождённых или приобретенных причин [3, C.133].
В данной статье проведены результаты психолого-педагогического исследования. Исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении, целью которого явилось изучение уровня страха у детей дошкольного возраста, в зависимости от работы родителей в государственных учреждениях и родителей, работающих вне государственных структурах, выявить разницу в уровне тревожности или возможных страхов.
В процессе диагностического этапа в дошкольном образовательном учреждении осуществлялось комплексное диагностирование одного ребенка, которое включало в себя беседу, виде индивидуального знакомства, диагностирование проходила с помощью опросника А. И. Захарова «Подверженность ребенка страхам» [4, C.100].
Сама методика подразумевала в себе индивидуальную беседу с детьми в процессе которой задавалось 29 вопросов, включающие в себя медицинские, физические, социальные, пространственные факторы [4, C.100].
Все результаты, полученные при выполнении диагностических методик, были зафиксированы в протоколах психодиагностического обследования, их интерпретация была составлена с учетом всех принципов профессиональной этики. Также были составлены диагностическая карта психического развития ребенка и психолого-педагогическая характеристика на ребенка.
В результате исследования выявилось, что наиболее высокий уровень подверженности страхам выявлен у детей не госслужащих. Результаты представлены на рисунках 1–2. Высокий уровень подверженности страхам предполагает наличие у ребенка таких особенностей, как неадекватная самооценка, тревожность, напряженность, пугливость, низкая общительность, подозрительность и недоверчивость к окружающим.
Работа на службе у государства во все времена считалась престижной. Имелось мнение, что людей привлекает высокий общественный статус и работа на благо общества. Как показывают результаты исследования, у детей госслужащих выявлен низкий уровень подверженности страхам, что предполагает достаточную общительность, не напряженность, быстроту ответов на вопросы.
Рис. 1. Уровень страха у детей госслужащих
Рис. 2. Уровень страха у детей не госслужащих
На количество страхов у девочек и мальчиков родителей госслужащих и не госслужащих большое значение оказывает влияние состав семьи. Результаты представлены на рисунках 3–6.
У девочек и мальчиков дошкольного возраста уровень страха заметно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Дети в наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителями того же пола, то есть мальчики хотят быть во всем похожими на отца, как представителя мужского пола, а девочки на мать. Если у мальчиков отсутствие отца, незащищенность им и чрезмерно опекающее, замещающие отношение матери ведут к несамостоятельности, инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов зависит скорее от самого факта общения с беспокойной, лишенной опоры матерью.
Рис. 3. Уровень страха у детей (мальчиков) госслужащих
Низкий уровень подверженности страхам у мальчиков госслужащих характеризуется наименьшей тревожностью, не напряженностью, уверенностью в себе, общительностью, налаженностью отношений с окружающими, преобладанием повышенного настроения, быстротой ответов на вопросы.
Рис. 4. Уровень страха у детей (девочек) госслужащих
Рис. 5. Уровень страха у детей (мальчиков) не госслужащих
Рис. 6. Уровень страха у детей (девочек) не госслужащих
По результатам исследования выявлено, что у мальчиков родителей не госслужащих вообще больше страхов, чем у мальчиков госслужащих, к тому же страхи теснее связаны между собой, т. е. больше взаимодействуют и влияют друг на друга. Страхи у девочек родителей госслужащих теснее связаны с формирующейся структурой личности, и, теснее всего, с ее эмоциональной сферой.
По итогам диагностики мы выяснили, что у детей госслужащих родителей страхи выражены меньше, чем у детей не госслужащих родителей. Таким образом, очевидным становится обстоятельство, что госслужба обладает явными преимуществами с практической точки зрения и наличием высшего образования. По полученным данным можно сделать вывод, что дети госслужащих родителей характеризуются наименьшей тревожностью, уверенностью в себе, общительностью, налаженностью отношений с окружающими, преобладанием повышенного настроения, быстротой ответов на вопросы.
По результатам проведенного исследования были подготовлены игры и упражнения для проведения в дальнейшем их с детьми, а также составлены два конспекта коррекционно-развивающих занятий по проблемам развития ребенка. Они включали в себя игры, предусматривающие коррекцию и дальнейшее снижение тревожности. Все представленные детям игры, вызвали у них неподдельный интерес и энтузиазм.
Литература:
- Борба М. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться: пер. с англ / М. Борба. — М.: Вильямс, 2006. — 320 с.
- Горьковая И. А. Страхи у детей в рамках концепции А. И. Захарова / И. А. Горьковая // Сборник статей памяти А. И. Захарова. — СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. — С. 10–17.
- Горьковая И. А. Феномен «отсутствия страхов» у детей как фактор девиантного поведения / И. А. Горьковая // XI Мнухинские чтения. «Актуальные проблема психиатрии, психотерапии, клинической психологии семьи и детства: организация, диагностика, лечение, реабилитация, подготовка специалистов и работа в мультидисциплинарной команде». Международная научная конференция, посвященная памяти профессора С. С. Мнухина.– СПб., 2013.– С. 133–136
- Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. — СПб.: Речь, 2005. — 320 с.
- Зиновьева Н. О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации/ Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова. — СПб.: Речь, 2003. — 248 с.
- Исаев Д. Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия/ Д. Н. Исаев. — СПб.: Речь, 2004. — 384 с.
- Малкова Е. Е. Тревожность и развитие личности: Монография / Е. Е. Малкова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. — 268 с.