Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях информатизации и функционирования образовательных организаций в комплексах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 6147 раз

Библиографическое описание:

Кукушкина, А. С. Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях информатизации и функционирования образовательных организаций в комплексах / А. С. Кукушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 685-689. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36263/ (дата обращения: 23.12.2024).



В статье рассмотрены основные принципы взаимодействия между участниками образовательного процесса больших комплексов по трем типам: «административное взаимодействие», взаимодействие «администрация — учитель», «учитель — ученик — родитель», а также освещены вопросы создания единой информационной среды образовательной организации.

Ключевые слова: взаимодействие, информатизация, информационно-образовательная среда, образовательный комплекс

Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в основу развития системы образования заложены такие принципы, как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, информатизация образовательного процесса и создание ИКТ-насыщенной образовательной среды.

Ориентационная функция школы проявляется в установках на активное включение ученика в качестве субъекта в процесс собственной ориентации, на создание условий для развития у него осознанного и ответственного отношения к своему будущему на основе реалистической оценки всей совокупности информации. [1]

Это становится особенно актуальным в современных условиях, когда на ребенка обрушивается лавина всевозможной информации. Помочь разобраться в ней — одна из актуальных задач современной школы.

Безусловно, в первую очередь, речь идет о развитии у школьника способности ориентироваться в мире с позиции ДОБРА, КРАСОТЫ и ИСТИНЫ. Для этого необходимо преобразование образовательного процесса: его содержания и организации. [1] Особое место в этой связи занимает изменение информационной культуры образовательной организации, а также новых подходов к взаимодействию участников образовательного процесса.

В последнее время возрастает значение и влияние образовательной среды на образовательный процесс и его результаты, на отношения в образовательной сфере и на самих субъектов образования. Соответственно, возрастает внимание к образовательной среде со стороны учителей, методистов, педагогов, психологов, социологов, информатиков и др. Это следствие как внешних социально-экономических, так и внутренних условий и факторов сферы образования, образованной образовательным процессом и реализуемой им педагогической системой. [2]

Как и всякая среда, образовательная среда порождается теми компонентами общей среды общества (факторами, условиями, ресурсами и пр.), которые находятся в существенном взаимовлиянии с образованием, системами обучения, их методическими системами. Многие из этих компонентов (факторов влияния) создаются самим образованием, другие предоставляются внешней средой. Поэтому образовательную среду составляют и внутренние, и внешние факторы по отношению к образованию. [2]

В ФГОС понятие информационно-образовательной среды определяется так:

«Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде».

Наибольшие изменения при организации процесса обучения в информационно-образовательной среде претерпевает образовательная функция (менее — воспитательная). В традиционном обучении она включает руководящую, информационную, контролирующую функции, а в обучении в информационно-образовательной среде — организующую, ориентирующую, презентационную, педагогической поддержки [3].

В настоящее время значение и влияние открытого и доступного взаимодействия между участниками образовательного процесса, т.е — обучающимися, учителями, родителями и администрацией, нельзя недооценивать. В связи с масштабным объединением образовательных учреждений в комплексы, а также утверждением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, к участникам образовательного процесса можем отнести воспитанников дошкольных отделений и педагогов дошкольных отделений.

Создание образовательных комплексов диктует необходимость пересмотра взаимодействия между участниками образовательного процесса и выхода последнего на принципиально новый уровень. В рассматриваемом нами взаимодействии можно выделить три отдельных блока, которые объединяет общая цель — качественное, доступное и открытое образование. Первый блок — взаимодействие административного состава комплекса по всем уровням образования. Второй блок — взаимодействие «администрация — учитель». Третий блок — взаимодействие «учитель — ученик — родитель».

Рассмотрим первый блок взаимодействия между администрацией образовательного комплекса. В настоящее время в комплекс входят дошкольные отделения (до 7–8 дошкольных отделений), школьные отделения (4–5 школ, с 1–11 классы, иногда начальная школа (1–4 классы) расположена в отдельном здании), отделения дополнительного образования (бывшие центры детского творчества, присоединенные к образовательным организациям). Часто бывает так, что здания одного образовательного комплекса находятся на значительном расстоянии друг от друга, а директор и заместители директора, как правило, находятся в «головном» здании. Для эффективного взаимодействия административного состава существует необходимость применения дистанционных технологий. Прежде всего, это внутренняя корпоративная почта, желательно, чтобы рабочая электронная почта каждого педагога (работника ОО) была создана на отдельном домене организации. Часто бывает, что личная электронная почта становится одновременно и рабочей, имеет не всегда подходящее имя для педагога (администрации) образовательной организации. Соответственно, приобретая отдельный домен, организация имеет возможность создать внутренний сайт взаимодействия между участниками образовательного процесса на всех уровнях. На сайт делается доступ каждому педагогу (администрации) со своим логином и паролем, где ему доступна необходимая информация. Для администрации — это административный блок, в котором выложена актуальная информация по проведению вебинаров, презентации и документы совещаний, а также объявления о предстоящих мероприятиях.

В целях экономии времени административное взаимодействие может быть осуществлено посредством внутренних селекторных видеотрансляций (взамен привычным очным совещаниям, на которые руководители отделений вынуждены приходить (приезжать) в главное здание, где находятся директор и его заместители). Для осуществления данного вида взаимодействия необходимо приобретение соответствующего оборудования и прокладки (наладки) отдельной, внутренней сети. Значит, существует необходимость создания IT-службы комплекса, в которую входят инженеры, учителя ИКТ, специалисты. И, конечно, использование GOOGLE-сервисов и иных облачных технологий для проведения опросов, мониторингов, сбора информации значительно облегчит взаимодействие административного состава комплекса.

Рассмотрим следующий блок взаимодействия «администрация— учитель». Многим педагогам и администраторам знакома ситуация, когда на важном организационном совещании присутствуют не все члены коллектива по уважительным причинам — занятия с детьми, группа продленного дня. По правилам техники безопасности педагог не может оставить детей ради совещания, даже на переменах (особенно, обучающихся начальной ступени). Поэтому в настоящее время существует реальная необходимость размещения всех материалов совещаний или иных методических документов в общедоступном месте в электронном виде: это может быть отдельная папка в общей локальной сети, если у организации есть свой внутренний сайт, материалы могут размещаться в отведенном месте на сайте, на котором созданы страницы отделений, например. Официальный сайт организации не совсем подходит для размещения такой информации. Конечно, это дополнительная нагрузка на администратора, который готовит материал для размещения, намного проще сказать устно, педагоги (кто смог присутствовать на совещании) записали на бумажке, бумажка потерялась, в итоге — педагог лишен нужной ему информации. Но если он знает, что на внутреннем сайте (или в папке локальной сети) есть вся информация с совещания, на сайте висит объявление о необходимости просмотра материалов, то информация от администрации не пройдет мимо педагога. Все вышесказанное должно работать в системе, а не от случая к случаю, а для этого необходимы специалисты, которые собирают и размещают необходимые материалы в нужном месте. Это может быть ответственный за страницу официального сайта в отделении или документовед (секретарь), для обычного размещения информации не нужны особенные знания, достаточно владения ПК на уровне пользователя.

Идеальная, на наш взгляд, ситуация для учителя (администратора): при включении компьютера в начале рабочего дня педагог видит информацию на сегодняшний день, желательно — на предстоящую неделю, знает, где посмотреть материалы совещаний, просматривает свою рабочую почту с необходимыми документами. В итоге, педагогу не нужно бежать в кабинет завуча, оставляя детей без присмотра, за нужным документом, завучу (как правило, это учитель со своей педагогической нагрузкой и расширением функциональных обязанностей) нет необходимости бегать по учителям и сообщать информацию. Удобнее всего осуществить такое взаимодействие через отдельный сайт взаимодействия по личным логинам-паролям педагогов.

Наконец, третий блок взаимодействия «учитель— ученик— родители». Электронный классный журнал-дневник — это первый электронный документ, в котором доступно взаимодействие между учеником, учителем и родителями. Родитель видит оценки ребенка, необходимые комментарии учителя, есть возможность обмениваться сообщениями с учителем. Обучающийся видит домашние задания, оценки, комментарии педагога. Данный электронный ресурс служит, прежде всего, для осуществления контроля и просмотра информации о домашних заданиях. Совсем другое дело, курс учителя! На своем предметном курсе учитель может выкладывать нужную информацию в виде документов, презентаций, ссылок на внешние сайты, ЭОРы (ЦОРы) собственные и в открытом доступе в пределах одной темы. Есть возможность осуществления взаимодействия с обучающимися с помощью тестов, заданий с ответами учеников, интерактивных заданий, также есть возможность общения по предмету в форумах и личных сообщениях. Классный руководитель может создать у себя на курсе отдельный раздел, посвященный жизни класса с выкладкой фотоальбомов с различных мероприятий, обсуждением и подготовкой предстоящих поездок, конкурсов, экскурсий. На этом же курсе могут зарегистрироваться и родители, принимать активное участие в жизни классного коллектива. Курс учителя может быть создан в различных средах: MOODLE (может быть локальным, школьным или на бесплатных ресурсах и порталах в сети интернет), GOOGLECLASSROOM, страница учителя на отдельном сайте взаимодействия образовательной организации (описано выше). На курс учителя каждый ребенок имеет свой логин и пароль. В период сезонных заболеваний ОРВИ и гриппа курс учителя является основным источником информации по предмету, это особенно актуально, если ребенок проводит дома большое количество времени (1 месяц и более). В современных условиях информатизации образования у каждого педагога должен быть свой курс для осуществления взаимодействия с обучающимися и родителями, это требуют от нас новые ФГОС по всем уровням образования и современный профессиональный стандарт педагога, который начнет действовать с 1 января 2017 г.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии фигурирует непосредственно в законе «Об образовании» 273 ФЗ, статья 16. «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Для эффективного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса в современных больших комплексах необходимо создание единой информационной среды образовательной организации. К компонентам информационной образовательной среды можно отнести:

  1. Технологический.
  2. Управленческий
  3. Информационно-содержательный
  4. Кадровый
  5. Организационно-коммуникативный.

Информационно-образовательная среда должна обеспечивать:

‒ информационно-методическую поддержку образовательного процесса;

‒ планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

‒ мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

‒ мониторинг здоровья обучающихся;

‒ современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

‒ дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;

‒ дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности. [4]

Создание информационной образовательной среды требует дополнительных финансовых затрат, грамотных специалистов в области ИКТ, повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов образовательных организаций. Самая большая проблема на данном этапе — это сопротивление и нежелание педагогов, а зачастую, и администрации, менять подходы и принципы такого взаимодействия. Но в современных условиях информационного и цифрового мира, в котором живут наши ученики и родители, жить и работать по-старому не представляется возможным.

Информатизация школы — многоступенчатый процесс. По мере его развития могут неоднократно меняться и уточняться цели и задачи, смещаться акценты. Есть все основания полагать, что данный процесс будет продолжаться еще не одно десятилетие, сопровождаемый периодическим обновлением технологической базы, подталкиваемый формированием и объективизацией возникающих на наших глазах новых культурных инструментов, разработкой и массовым освоением новых педагогических технологий, обновлением содержания, методов и организационных форм работы массовой школы. В краткосрочной перспективе он является процессом целенаправленным и контролируемым в той или иной мере соответствующими локальными программами информатизации (развития) школы. В долгосрочной перспективе он развивается скачкообразно и трудно прогнозируем. [5]

Таким образом, говоря об образовательном комплексе, процесс формирования информационной образовательной среды требует прежде всего понимания важности ее создания и поддержания со стороны всех участников образовательных отношений. Эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса комплекса возможно в том случае, если создана среда, в которой каждый элемент функционирует в соответствии со своими задачами при общем системном подходе. Грамотная, а главное, — слаженная работа администрации образовательной организации, необходимый уровень ИКТ-компетентности кадров, материальные ресурсы — все это позволит современным большим образовательным комплексам осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями нового информационно-технологического времени.

Литература:

1. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 384 с.

2. Коротенков Ю. Г. Учебное пособие «Информационная образовательная среда основной школы». Академия АйТи — 152 с. http://eor.it.ru/eor/file.php/1/metod_material/Uchebnoe_posobie_IOS.pdf

3. Иванова, Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.

4. Создание информационно-образовательной среды образовательного учреждения в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. / Сост. Г. А. Шешерина, Н. К. Солопова, О. В. Селиванова, Е. Ю. Бойко, Н. И. Баскакова, С. А. Кравцова, Л. В. Шильдяева, Е. Е. Куликова, Тамбов, 2011, 61 с.

5. Уваров А. Ю. Кластерная модель преобразований школы в условиях информатизации образования / А. Ю. М.: МИОО, 2008. 380 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, информационно-образовательная среда, образовательная организация, педагог, учитель, курс учителя, образовательная среда, образовательный комплекс, информационная образовательная среда, электронное обучение.


Похожие статьи

Организация и управление учебным процессом в условиях информатизации современного общества

В данной статье рассматривается проблема информатизации общеобразовательных учреждений, вопросы управления информатизацией образовательного процесса; описываются пять направлений, необходимых для внедрения информационных технологий в образовательную ...

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности

В статье рассматривается сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений: предпосылки возникновения, характерные свойства и основные черты сетевой организации, модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и аспекты формиро...

Некоторые аспекты формирования единой информационно-образовательной среды для оптимизации управления учебно-воспитательным процессом

В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день проблемы поиска решений эффективности информатизации системы образования и её компонентов как на социальном, так и на научно-практическом уровнях. Создание в образовательном учреждении информаци...

Единая информационная среда для внеаудиторного взаимодействия

В статье рассматривается концепция построения внутривузовской платформы дистанционного и онлайн обучения, сформулированная в рамках НИР. Рассмотрены основные направления построения системы цифрового взаимодействия между обучающимся и преподавателем. ...

Комплексный подход в дополнительном образовании

В статье авторы рассматривают комплексный подход как один из путей развития образовательных услуг, в рамках идей которого установлены зависимости и связи между процессами воспитания и обучения. Также в статье рассмотрены идеи целостности воспитательн...

Сетевое взаимодействие образовательных организаций среднего профессионального образования

В статье автор пытается описать актуальность организации сетевого взаимодействия в системе среднего профессионального образования.

Проектирование социально-культурного пространства в образовательном учреждении: организационно-педагогический подход

В статье раскрываются основные понятия пространства, его элементов и процесса проектирования. Помимо этого, представлены современные условия проектирования социально-культурного пространства, а именно: педагогические и организационные, приводится их ...

Дистанционное обучение в информационной образовательной среде

Информатизация всех сторон жизни общества невозможна без информатизации образования, что означает создание информационно-образовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении. В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из напр...

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании. Описывается цифровой образовательный ...

Создание единого информационного пространства вуза

В данной статье рассматривается один из подходов к организации единого информационно-образовательного пространства в вузе в условиях развития информационного общества, согласно которому системообразующим фактором интеграции всех компонентов образоват...

Похожие статьи

Организация и управление учебным процессом в условиях информатизации современного общества

В данной статье рассматривается проблема информатизации общеобразовательных учреждений, вопросы управления информатизацией образовательного процесса; описываются пять направлений, необходимых для внедрения информационных технологий в образовательную ...

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности

В статье рассматривается сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений: предпосылки возникновения, характерные свойства и основные черты сетевой организации, модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и аспекты формиро...

Некоторые аспекты формирования единой информационно-образовательной среды для оптимизации управления учебно-воспитательным процессом

В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день проблемы поиска решений эффективности информатизации системы образования и её компонентов как на социальном, так и на научно-практическом уровнях. Создание в образовательном учреждении информаци...

Единая информационная среда для внеаудиторного взаимодействия

В статье рассматривается концепция построения внутривузовской платформы дистанционного и онлайн обучения, сформулированная в рамках НИР. Рассмотрены основные направления построения системы цифрового взаимодействия между обучающимся и преподавателем. ...

Комплексный подход в дополнительном образовании

В статье авторы рассматривают комплексный подход как один из путей развития образовательных услуг, в рамках идей которого установлены зависимости и связи между процессами воспитания и обучения. Также в статье рассмотрены идеи целостности воспитательн...

Сетевое взаимодействие образовательных организаций среднего профессионального образования

В статье автор пытается описать актуальность организации сетевого взаимодействия в системе среднего профессионального образования.

Проектирование социально-культурного пространства в образовательном учреждении: организационно-педагогический подход

В статье раскрываются основные понятия пространства, его элементов и процесса проектирования. Помимо этого, представлены современные условия проектирования социально-культурного пространства, а именно: педагогические и организационные, приводится их ...

Дистанционное обучение в информационной образовательной среде

Информатизация всех сторон жизни общества невозможна без информатизации образования, что означает создание информационно-образовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении. В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из напр...

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании. Описывается цифровой образовательный ...

Создание единого информационного пространства вуза

В данной статье рассматривается один из подходов к организации единого информационно-образовательного пространства в вузе в условиях развития информационного общества, согласно которому системообразующим фактором интеграции всех компонентов образоват...

Задать вопрос