Проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и школы в подготовке детей к обучению в условиях образовательного комплекса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 05.04.2023

Статья просмотрена: 620 раз

Библиографическое описание:

Мочалова, С. Г. Проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и школы в подготовке детей к обучению в условиях образовательного комплекса / С. Г. Мочалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 308-310. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101266/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье поднимается проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и школы в подготовке детей к школьному обучению, рассматриваются различные взгляды на проблему взаимодействия дошкольной организации и школы в подготовке дошкольников к школьному обучению, выделяются актуальные проблемы.

Ключевые слова: подготовка дошкольников к школьному обучению, взаимодействие, педагог, образовательный комплекс.

В условиях трансформации системы образования и включения дошкольной ступени в систему общего образования, а также в связи с объединением школ и дошкольных образовательных учреждений в единые образовательные комплексы, актуализировалась проблема преемственности дошкольного и начального общего образования.

Обеспечение преемственности между начальной и дошкольной ступенью невозможно без организации педагогически эффективного и грамотного взаимодействия школы и дошкольной образовательной организации, переосмысления задач, содержания и средств такого взаимодействия в контексте актуальных трансформаций, происходящих в общественной жизни и в развитии детей.

Проблема взаимодействия дошкольной организации и школы получила научное рассмотрение в трудах Л. П. Анисимовой, И. И. Гончаровой, Л. В. Гражданкиной, Н. И. Гуцаевой, С. Н. Дмитриевой, Т. А. Ерахтиной, И. Р. Наковой, В. Я. Лыковой, Г. К. Соколовой, Т. Н. Соляковой, Е. И. Суховой и других исследователей.

В исследованиях взаимодействие дошкольной организации и школы понимается, как:

— педагогический процесс обеспечения закономерной связи между этапами развития ребенка и организационно-педагогическими, психолого-педагогическими условиями его развития и саморазвития на этапе перехода из дошкольной образовательной организации в школу; [1]

взаимосвязь между этапами развития личности; реализация основных направлений через продуктивную педагогическую технологию, обеспечивающую оптимальный уровень физического, когнитивного, речевого, социально-эмоционального, творческого развития на этапах дошкольного и младшего школьного возраста; [2]

— расширение и углубление функций воспитателей и учителей начальных школ, осуществляющих подготовку детей к учебной деятельности и ее развитие как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте; приобщение к элементам учебной деятельности в дошкольном и развитие полноценной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; [3]

— единый процесс, который включает в себя совместное исследование педагогами начальной школы и дошкольной организации уровня сформированности основных знаний ребенка старшего дошкольного возраста, организацию обучения первоклассников по адаптационно-развивающим программам и психолого-педагогическое сопровождение этого процесса.

Таким образом под взаимодействием дошкольной организации и школы понимается единый процесс обеспечения закономерной связи между этапами развития ребенка, который выражается в сохранении и постепенном изменении форм, содержания, методов и технологий обучения и воспитания. Основными задачами взаимодействия дошкольной организации и школы являются: выработка единых подходов к определению целей, задач, содержания, а также путей достижения намеченных результатов; создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса — учителей, воспитателей и детей.

В научных исследованиях рассмотрены различные подходы к обеспечению взаимодействия дошкольной организации и школы. Большинством исследователей признается важность решения комплекса задач для обеспечения эффективного взаимодействия. Это:

— согласование целей взаимодействия на дошкольном и начальном школьном уровнях образования с учетом общей системы планирования;

— интеграция педагогической деятельности учителей и воспитателей на основе их целенаправленного сотрудничества;

— общение и сотрудничество школьников и дошкольников в разновозрастных коллективах, создание условий заботы друг о друге, взаимной ответственности, что дисциплинирует и социализирует каждого члена коллектива;

— положительный социально-психологический климат в коллективе учебно-образовательного комплекса;

— общее образовательное пространство для всех детей, обеспечивающее рациональное использование предметной среды в комплексе, удовлетворяющей потребности детей всех возрастов в разнообразных видах деятельности.

Проведенный нами анализ состояния проблемы взаимодействия дошкольной организации и начальной школы в условиях образовательного комплекса свидетельствует о том, что учителя начальной школы и воспитатели дошкольных организаций признают значение взаимодействия в вопросах подготовки дошкольников к школьному обучению. Однако, как свидетельствуют результаты диагностики они по-разному трактуют содержание понятия «готовность к школьному обучению». Большинство воспитателей дошкольных организаций понимают школьную готовность как комплексное понятие, которое включает в себя разные аспекты: социально-личностную, физическую, психологическую. Учителя начальной школы в большей степени ориентированы на развитие у детей навыков специальной готовности (интеллектуальное развитие, умение читать, писать и считать). Таким образом, мы можем заключить, что в работе дошкольной организации и школы нет единства в понимании конечных целей взаимодействия по подготовке дошкольников к обучению в школе. Воспитатели дошкольных образовательных организаций в большей степени ориентированы на формирование у детей общей готовности к школе (физическая, социально-личностная, психологическая), учителя начальной школы ориентированы на приоритет специальной готовности к обучению (формирование у детей начальных навыков чтения, письма, счета).

Несмотря на то, что большинство воспитателей дошкольных организаций и учителей начальной школы удовлетворены качеством взаимодействия в вопросах подготовки дошкольников к обучению, проведенный анализ свидетельствует о том, что как правило оно ограничивается двумя-тремя формами работы (посещение учителями занятий подготовительной группы дошкольной организации, совместные педагогические советы, открытые занятия).

Нам представляется, что качество взаимодействия дошкольной организации и школы может быть оптимизированно, если будет проведена работа по повышению педагогической компетентности педагогов дошкольных организаций и учителей начальной школы, выработка единых подходов к пониманию конечных целей такого взаимодействия, а также внедрение новых интересных технологий взаимодействия дошкольной образовательной организации и школы в подготовке детей к обучению, в том числе дистанционных.

Решить проблему взаимодействия можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Данная линия призвана обеспечить постепенное и эффективное развитие ребёнка. Именно такое понимание взаимодействия позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей. «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» — так писал В. А. Сухомлинский о преемственности между дошкольным и начальным обучением.

Литература:

  1. Гончарова И. И. Формирование профессиональной готовности педагога к обеспечению преемственности дошкольного и начального образования, 2004
  2. Гражданкина Л. В. Продуктивная технология обеспечения преемственности в образовательном комплексе «Начальная школа — детский сад», 2008
  3. Накова И. Р. Оптимизация преемственности при подготовке к обучению в условиях комплекса «детский сад-школа», 2000
  4. Пономарева Е. В. Взаимодействие школы, семьи и дошкольной организации в подготовке ребенка к обучению в школе / Е. В. Пономарева//Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. — 2019. — № 3.
  5. Шахманова А. Ш., Пономарева Е. В. Взаимодействие дошкольной организации, семьи и школы как условие повышения качества подготовки детей к обучению в школе. Начальное образование. 2021. № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольная организация, начальная школа, подготовка дошкольников, школа, школьное обучение, дошкольная образовательная организация, проблема взаимодействия, младший школьный возраст, подготовка детей, дошкольная ступень.


Ключевые слова

взаимодействие, педагог, образовательный комплекс, подготовка дошкольников к школьному обучению

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста

В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...

Проблема управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе в психолого-педагогических исследованиях

В данной статье автор рассматривает различные подходы к изучению проблемы управления взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.

Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.

К вопросу об организации взаимодействия педагогов и родителей по эстетическому развитию старших дошкольников

В статье рассматривается проблема организации взаимодействия педагогов и родителей по эстетическому развитию старших дошкольников. Представлена краткая характеристика эстетического развития дошкольника. Раскрываются особенности организации взаимодейс...

Вариативно-образовательный процесс в современном дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрены основные проблемы построения и развития вариативно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. Охарактеризованы особенности образовательной программы как фактора, влияющего на эффективность и ка...

Обоснование актуальности комплексного подхода в подготовке ребенка младшего дошкольного возраста к посещению ДОУ

В статье рассматривается проблема отсутствия у родителей устойчивого положительного отношения к деятельности по подготовке ребенка раннего возраста к посещению младшей группы дошкольного образовательного учреждения и актуальность решения этой проблем...

Деятельность педагога дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях

В статье рассматривается деятельность педагога дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание авторы уделяют деятельности педагога по расширению пространства самореализации личности воспитанника. Рассматривается...

Формирование социальных компетенций при взаимодействии со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников посредством непосредственно образовательной деятельности

В данной статье рассматриваются приоритетные вопросы формирования социальных компетенций при взаимодействии со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников посредством непосредственно-образовательной деятельности.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...

Основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи

Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста

В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...

Проблема управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе в психолого-педагогических исследованиях

В данной статье автор рассматривает различные подходы к изучению проблемы управления взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.

Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.

К вопросу об организации взаимодействия педагогов и родителей по эстетическому развитию старших дошкольников

В статье рассматривается проблема организации взаимодействия педагогов и родителей по эстетическому развитию старших дошкольников. Представлена краткая характеристика эстетического развития дошкольника. Раскрываются особенности организации взаимодейс...

Вариативно-образовательный процесс в современном дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрены основные проблемы построения и развития вариативно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. Охарактеризованы особенности образовательной программы как фактора, влияющего на эффективность и ка...

Обоснование актуальности комплексного подхода в подготовке ребенка младшего дошкольного возраста к посещению ДОУ

В статье рассматривается проблема отсутствия у родителей устойчивого положительного отношения к деятельности по подготовке ребенка раннего возраста к посещению младшей группы дошкольного образовательного учреждения и актуальность решения этой проблем...

Деятельность педагога дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях

В статье рассматривается деятельность педагога дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание авторы уделяют деятельности педагога по расширению пространства самореализации личности воспитанника. Рассматривается...

Формирование социальных компетенций при взаимодействии со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников посредством непосредственно образовательной деятельности

В данной статье рассматриваются приоритетные вопросы формирования социальных компетенций при взаимодействии со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников посредством непосредственно-образовательной деятельности.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...

Основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи

Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

Задать вопрос