Организация сетевого социально-психологического взаимодействия в современной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 03.04.2016

Статья просмотрена: 1369 раз

Библиографическое описание:

Егорова, Л. В. Организация сетевого социально-психологического взаимодействия в современной школе / Л. В. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28050/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается проблема организации дистанционного социально-психологического взаимодействия в современной школе. Приводятся Интернет-ресурсы, посредством которых возможно наладить слаженное сотрудничество между субъектами образовательного процесса. Описываются достоинства, ограничения, проблемы сетевого социально-психологического взаимодействия и пути их разрешения.

Большинство современных школ — это уже не отдельные образовательные учреждения со своей историей и традициями, а крупные комплексы, объединяющие в себе несколько детских садов, школьных отделений и т. д. Таким образом, общее реформирование привело к тому, что школа стала представлять собой сложноорганизованную систему. Как известно, любая система будет успешно функционировать только при условии слаженного и четкого взаимодействия ее элементов. Не исключением являются и современные образовательные системы.

Кто является элементами учебного комплекса нашего времени? Педагоги, обучающиеся, родители, администрация школы. Все мы — «винтики» одной образовательной системы. Однако обеспечить четкое взаимодействие субъектов образовательного процесса одного комплекса достаточно сложно, т. к. они порой находятся в разных зданиях и даже районах города. На помощь придет организация дистанционного сотрудничества. Сетевое взаимодействие — это процесс коммуникации субъектов образовательного процесса с использованием Интернет-технологий.

Практика показывает, что наиболее востребованным подобное педагогическое Интернет-общение является специалистами социально-психологических служб школ, учителями и родителями. Педагогами — в связи с их огромной занятостью, родителями — из-за частой нехватки времени очного посещения образовательного учреждения. Что же касается специалистов социально-психологических служб школ, то в связи с массовыми объединениями в комплексы, многие педагоги-психологи, социальные педагоги были сокращены. В итоге служба часто оказывалась территориально очень «растянутой» (в лучшем случае 1 специалист — в одном здании), а взаимодействие и слаженная системная работа — залог ее успешной деятельности. Не говоря уже о том, что найти время, прийти и обратиться за помощью к школьному психологу или социальному педагогу могут далеко не каждые современные родители и педагоги. Хотя практика показывает, что подобный запрос есть всегда. А если есть запрос, нужно искать пути его удовлетворения. Сетевое социально-психологическое взаимодействие — ключ к решению этой проблемы [2].

Основными целями создания системы Интернет-взаимодействия специалистов социально-психологических служб школ с другими субъектами образовательного процесса являются: обмен информацией, опытом, общение, оказание помощи, организация совместной работы и т. д. В каждом конкретном случае цели и задачи могут быть отличными и зависящими, в первую очередь, от специфики запроса.

Другой немало важный вопрос — как организовать подобное сетевое взаимодействие? Современный мир предлагает массу возможностей Интернет-сотрудничества. Специалисты социально-психологических служб могут связываться с родителями, педагогами, обучающимися посредством: электронной почты, социальных сетей, личного сайта и сайта образовательной организации, электронного журнала, ресурсов организации видеообщения (Google — видеозвонок, Skype, сервисы вебинаров и т. д.), Интернет-сервисов для совместной работы (виртуальные доски — Stoodle, Idroo и др., Google — презентации, документы, таблицы) и т. д. Также значительную помощь в организации совместной работы могут оказать виртуальные хранилища информации (Google Диск, Яндекс Диск и др.).

Очевидно, что специалисты социально-психологических служб для налаживания сетевого взаимодействия с каждой целевой группой субъектов образовательного процесса должны выбирать наиболее оптимальные Интернет-ресурсы. Так дистанционное консультирование может осуществляться посредством электронной почты или сервисов видеосвязи. Работа с педагогами, коллегами по службе часто организуется с использованием ресурсов для совместной деятельности и хранения информации (виртуальные доски, Google — презентации, документы, таблицы, виртуальные миры — vAcademia, Timvi), корпоративной почты и т.д. [1].

Особой проблемой является организация взаимодействия с родителями обучающихся. Барьерами очных встреч со специалистами социально-психологических служб школ часто выступают: занятость на работе, нехватка свободного времени. Преградой же перед виртуальными встречами со школьными психологами или социальными педагогами нередко является недостаточный уровень ИКТ — компетентности родителей. Как это ни парадоксально, но и электронный журнал, который был введен уже достаточно давно, по сей день многими так и не освоен.

Интернет-консультирование посредством электронной почты или системы Skype — распространенного и интуитивно-понятного сервиса — отличное решение. Однако чтобы встретиться и поговорить с родителями виртуально, об этой консультации необходимо договориться, обсудить детали, обменяться адресами почты и т. д. А здесь опять же встает на пути барьер очного визита. Снова и снова анализируя данную проблему, мы — специалисты ГБОУ «Школа № 2111 «Новая волна» пришли к очень простому и, казалось бы, очевидному решению — созданию ресурса сетевого социально-психологического взаимодействия на сайте образовательной организации. Мы разработали вкладку «Социально-психологическая служба», где постарались разместить наиболее ценную и полезную информацию для родителей.

Данный ресурс включает в себя ряд ключевых разделов: планирование и отчеты, нормативно-правовое обеспечение социально-психологической помощи, логопедическое, социально-педагогическое и психолого-педагогическое сопровождение. Кроме этого, на главной странице ресурса размещены ключевые моменты деятельности Службы (цели, задачи, приоритетные направления в работе, формы деятельности и т. д.), графики работы специалистов социально-психологического сопровождения, адреса их непосредственного нахождения в рабочее время (здания) и контакты. Таким образом, родители, посетив данный ресурс, не только получают необходимую информацию о деятельности специалистов, планах работы, полезные социально-психологические и логопедические материалы, но и возможность выйти на дистанционную связь с ними, задать интересующие вопросы, договориться об очной или Интернет-консультации.

Что касается наполнения разделов вкладки «Социально-психологическая служба», то для размещения наиболее ценной и актуальной информации мы предварительно провели анкетирование для родителей. Специалисты социально-психологической службы Школы поинтересовались, а что родителей интересует в первую очередь, какие социально-психологические материалы были бы для них особенно полезны? Результаты оказались вполне ожидаемыми. Родителей волнуют психологические особенности того или иного возраста, проблемы адаптации к обучению в первом и пятых классах, пути преодоления конфликтов подросткового периода, внутренняя готовность к выпускным экзаменам, материалы по профилактике отклоняющегося поведения и т. д. В итоге, мы разместили именно то, что представляет ценность для родителей. С сайтом образовательной организации знаком практически каждый родитель, да и найти его на Интернет-просторах не представляет особого труда.

Таким образом, преимущества данного ресурса очевидны — родители получили простой и интуитивно-понятный инструмент для своего социально-психологического просвещения, а также возможность связаться со специалистами в удобное для них время и в удобном формате. Что касается ограничений и проблем, то единственными барьерами на пути сетевого социально-психологического взаимодействия с родителями, педагогами, обучающимися являются: обязательное наличие персонального компьютера или портативного устройства связи, доступ в Интернет и элементарные умения работы в виртуальном пространстве. Если «наделить» родителей «Гаджетом» и качественным Интернетом мы не можем, то научить их ориентироваться в сети — вполне. Поэтому при развитии сетевого социально-психологического взаимодействия мы ставим перед собой в качестве цели и помощь родителям в освоении данного ресурса.

Современный мир — среда активного становления и повсеместного внедрения Интернет-технологий. Система образования активно развивается в данном направлении. Качественное социально-психологическое сопровождение образовательного процесса — во многом условие его эффективности. Именно поэтому оптимизация и внедрение инноваций в развитие социально-психологических служб школ так актуально. Организация сетевого взаимодействия, развитие дистанционной социально-психологической помощи — ключ к решению проблемы очного контакта родителей, педагогов со школьными психологами и социальными педагогами. Данный ресурс дает возможность значительно расширить аудиторию сопровождения, оптимизировать и повысить эффективность социально-психологической поддержки, сделать ее интересной и доступной для каждого. Ведь школьные психологи, социальные педагоги — это особые специалисты, т. к. их задача не только помогать субъектам образовательного процесса в разрешении их актуальных проблем, но и быть рядом именно тогда, когда это особенно необходимо.

Литература:

  1. Айсмонтас Б. Б., Меновщиков В. Ю. (ред.) //Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение). Материалы IV Международной научно-практической конференции, М.: МГППУ, 2014
  2. Егорова Л. В. Использование информационных технологий в профессиональной деятельности педагога-психолога в современной школе. Материалы XXVI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», ИТО-Троицк-Москва, 2015. — С.49–50
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, родитель, сетевое социально-психологическое взаимодействие, социально-психологическая служба школ, образовательная организация, педагог, сетевое взаимодействие, совместная работа, специалист, электронная почта.


Похожие статьи

Разработка модели сетевой поддержки нравственного воспитания в начальной школе

Данная статья раскрывает возможности использования модели сетевой поддержки для решения проблем нравственного воспитания младших школьников в обстановке информационного развития общества.

Взаимодействие с зарубежными партнёрами в сфере бизнеса на примерах стран, относящихся к разным типам кросс-культурных психологий

Данная статья раскрывает роль кросс-культурной психологии на переговорах с зарубежным партнером. Рассматривается три основных типа кросс-культурной психологии, а также выделяются и описываются их характерные особенности на примерах конкретных стран. ...

Метод выявления и разрешения конфликтов в образовательной организации

В статье рассматривается медиация как эффективный метод выявления и разрешения конфликтов в образовательной организации и выделяются этапы работы для службы школьной медиации, также рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается современная образо...

К вопросу об организации самостоятельной работы учителей физики в период постдипломного образования

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией самостоятельной работы учителей физики в рамках постдипломного образования и ее роли в формировании и развитии компетенций, необходимых современному учителю.

Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования

Основным содержанием работы является комплексное исследование наркомании как сложного социального и психологического явления. В рамках работы описывается системный подход к решению проблем наркомании, включающий в себя учет внутренних ресурсов наркоз...

Теоретические основания исследования образовательной среды вуза

В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Сетевые педагогические сообщества как форма повышения профессиональной компетентности учителя

Данная статья посвящена информатизации образования в современных социально-экономических условиях. Автор рассматривает вопрос о формировании и существовании сетевых профессиональных сообществ, выделяет основные факторы, создающие фундамент сетевого п...

Развитие службы маркетинга в медицинских учреждениях

Формирование нового предпринимательского подхода в медицине тесно связано с развитием социально-экономического устройства общества, с возможностью максимально быстро воспринимать результаты развития научно-технического прогресса. В этих условиях разв...

Разработка модели среды неформального образования детей и взрослых с использованием ресурсов и возможностей детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых через разработку модели среды неформального образования в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовате...

Похожие статьи

Разработка модели сетевой поддержки нравственного воспитания в начальной школе

Данная статья раскрывает возможности использования модели сетевой поддержки для решения проблем нравственного воспитания младших школьников в обстановке информационного развития общества.

Взаимодействие с зарубежными партнёрами в сфере бизнеса на примерах стран, относящихся к разным типам кросс-культурных психологий

Данная статья раскрывает роль кросс-культурной психологии на переговорах с зарубежным партнером. Рассматривается три основных типа кросс-культурной психологии, а также выделяются и описываются их характерные особенности на примерах конкретных стран. ...

Метод выявления и разрешения конфликтов в образовательной организации

В статье рассматривается медиация как эффективный метод выявления и разрешения конфликтов в образовательной организации и выделяются этапы работы для службы школьной медиации, также рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается современная образо...

К вопросу об организации самостоятельной работы учителей физики в период постдипломного образования

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией самостоятельной работы учителей физики в рамках постдипломного образования и ее роли в формировании и развитии компетенций, необходимых современному учителю.

Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования

Основным содержанием работы является комплексное исследование наркомании как сложного социального и психологического явления. В рамках работы описывается системный подход к решению проблем наркомании, включающий в себя учет внутренних ресурсов наркоз...

Теоретические основания исследования образовательной среды вуза

В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Сетевые педагогические сообщества как форма повышения профессиональной компетентности учителя

Данная статья посвящена информатизации образования в современных социально-экономических условиях. Автор рассматривает вопрос о формировании и существовании сетевых профессиональных сообществ, выделяет основные факторы, создающие фундамент сетевого п...

Развитие службы маркетинга в медицинских учреждениях

Формирование нового предпринимательского подхода в медицине тесно связано с развитием социально-экономического устройства общества, с возможностью максимально быстро воспринимать результаты развития научно-технического прогресса. В этих условиях разв...

Разработка модели среды неформального образования детей и взрослых с использованием ресурсов и возможностей детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых через разработку модели среды неформального образования в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовате...

Задать вопрос