Взаимодействие ДОУ и семьи по подготовке детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению (из опыта работы)
Автор: Бойко Наталия Анатольевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (5) июнь 2016 г.
Дата публикации: 05.05.2016
Статья просмотрена: 692 раза
Библиографическое описание:
Бойко, Н. А. Взаимодействие ДОУ и семьи по подготовке детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению (из опыта работы) / Н. А. Бойко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/911/ (дата обращения: 22.12.2024).
Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовании. Одним из важнейших условий деятельности нашей группы является подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению. Мы осознаем, что хотим видеть дошкольника развитым, творческим, коммуникабельным. Но как это сделать? В помощь педагогам предоставлен опыт работы воспитателей МБДОУ «Белоснежка» г. Ноябрьска, о том, как взаимодействовать с родителями по подготовке детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению.
Вот и заканчивается последний год пребывания ребенка в детском саду. Скоро перед ним распахнет свои двери школа и начнется новый период в его жизни, так не похожий на дошкольное детство. Маленький школьник вступает в «эру восхождения к социальной зрелости» (А. В. Петровский). А пока он только приближается к школьному порогу.
В нашей группе (для детей с тяжелыми нарушениями речи), наиболее остро стоит вопрос максимально подготовить детей к поступлению в первый класс. Так как детям с ТНР свойственны: недостаточная речевая активность, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы; отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения: при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания; они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий; у наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Нам необходимо в первую очередь, сформировать предпосылки к учебной деятельности: умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, слушать и выполнять инструкции взрослого, работать по образцу и др. Важным условием для создания единой системы по подготовке детей к школьному обучению в нашей группе является взаимодействие с родителями, так как у многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребенка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, счета, письма. Наша задача объяснить родителям, что готовность к школьному обучению может быть сформирована и при отсутствии этих умений. Начинать прямую подготовку к школьному обучению мы начинаем со старшей группы, при непосредственном участии педагогов школы, зам. по УМР, психолога, логопеда.
Организуем и проводим родительское собрание, где родителей зам. по УМР знакомит с программами для будущих первоклассников, педагог-психолог рассказывает о возможных трудностях в период адаптации первоклассников и в первую очередь пропагандирует обучение с семи лет, а не с 6,6 мес, тем более для детей с ОНР, учитель-логопед рассказывает о возможностях коррекционной работы, которую на ряду с педагогами ДОУ, родители могут проводить сами, чтобы избежать в дальнейшем грамматических ошибок.
После родительского собрания педагоги школы и микроколлектив ДОУ, работающий с детьми данной группы, разрабатывает совместный перспективный план работы с родителями будущих первоклассников.
Рис. 1. Родительское собрание
В него включены разнообразные формы сотрудничества с родителями:родительские собрания, индивидуальные беседы (о школе, профессии учителя, школьных принадлежностях и др.), консультации; посещение семей, лекции, семинары; предоставление специальной литературы; открытые занятия, совместные экскурсии. В нашей группе мы используем работу бригадами (оформление школьного уголка, ремонт книг), посещение школы вместе с родителями, встречи с интересными людьми, с учителями; совместное празднование памятных дат (День знаний, День учителя).
Основные пункты работы с родителями:
Месяц |
Мероприятия |
Сентябрь |
Экскурсия в школу совместно с родителями «День знаний» |
Декабрь |
Совместные занятия двух логопедов |
Март |
Родительское собрание с приглашением зам. по УМР, учителей, психолога, логопеда |
Апрель |
Открытые просмотры занятий для учителей |
Совместные занятия двух логопедов целесообразны для выработки единой тактики по оказании коррекционной помощи детям, что бы в дальнейшем уменьшить количественный состав выпускников группы ТНР, направленных на логопедический пункт школы.
Рис.2. Работа логопеда
Чтобы помочь родителям научиться поддерживать и сопровождать своего ребенка при поступлении в школу, в течение года в нашей группе ведется систематическая, планомерная работа, которая направлена на:
‒ знакомство родителей с содержанием и методами работы, с помощью которых ребенка готовят к школе;
‒ формирование знаний у родителей о закономерностях развития личности будущего школьника;
‒ консультирование по разным вопросам развития ребенка (педагогическим, психологическим, медицинским и др.);
‒ практическое руководство и конкретные формы работы с детьми.
Наше сотрудничество с родителями осуществляется в индивидуальной и коллективной форме: через родительские комитеты; прямо (беседы с родителями, родительские собрания); косвенно (с помощью наглядной агитации).
В нашей группе вводим новые, интерактивные формы консультационных услуг и педагогико — просветительской работы по подготовке детей и их родителей к школьному обучению.Например: логотеатральные четверги при помощи интерактивного оборудования — теневые театры, би-ба-бо, когда в роли артистов выступают родители (по заранее подготовленному для них тексту), эти артисты в течение 10–15 мин помогают нам в активно-эффективной форме усваивать грамматические азы родной речи, а так же рассказывают о школе.
Мы все знаем, как трудно заинтересовать родителей той или иной информацией. Нередко слышим: «Я опаздываю», «Нет времени», «В следующий раз» и т. п., но такая форма сотрудничества, как лого театральные четверги их не оставляет равнодушными, так как время занимает немного и никакой предварительной длительной подготовки.
Так же активно используем интерактивные формы современного цифрового оборудования: работа с сайтом ДОУ, возможностями электронной почты, Skype, группой в социальных сетях.
Наличие у детского сада собственного сайта всети Интернет предоставляет нашим родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Более конкретную помощь наши родители получают от нас, воспитателей поэлектронной почте. Это домашние задания, пропущенные игры по развитию внимания, памяти, мышления из-за болезни, новинки по разным видам деятельности дошкольников: тексты рассказов и сказок для пересказа, стихотворений для заучивания, картин для составления рассказа по ним.
Для того чтобы детский сад стал источником информации в триаде «ДОУ — семья — школа»: о ребёнке, развитии детско-родительских отношений, совместной деятельности по подготовке к школе, предлагаем необходимую информацию на электронных носителях.
Для этого создали рубрику «Возьмите напрокат». На USB, аудио-видео носители начитываются консультации или лекции продолжительностью до 15 минут. Каждый родитель может взять их домой на несколько дней или получить ее по электронной почте. Это очень удобно для родителей. Можно послушать лекцию в дороге, выполняя дома не сложную работу, просто лежа на диване, если очень устал после трудного дня.
Темы таких лекций самые разнообразные: «Пора или не пора идти в школу», «Как растет ребенок», «Братья ли мы по разуму?», «Что такое память?», «Что такое адаптация в школе?» и другие. Мы знакомим родителей с содержанием готовности к школе и со способами развития детей в условиях семьи. Формируем отношение родителей к школе. Обращаем внимание родителей на то, что подготовка детей с ОНР к школе требует терпения, последовательности, частых повторений, поощрений ребенка.
Преемственность в школьном обучении при взаимодействии ДОУ и семьи по подготовке детей с тяжелыми нарушениями речи будет эффективной, если используя приведенные выше формы работы, деятельность будет состоять не из мероприятий, а из конкретных дел, цель которых — создать мотивацию к успешному школьному обучению, как у детей, так и их родителей.
Литература:
1. Абраменко Н. К. «Подготовка ребенка к школе». Изд. «Народная асвета», Минск, 1972.
2. Безруких М. М. «Как подготовить ребенка к школе». Изд».Арктоус», Тула, 1996.
3. Буре Р. С. «Готовим детей к школе». М., «Просвещение», 1987.
4. Осипова М. П. «Воспитание. Подготовительный класс». Минск ИП «Экоперспектива», 2000.
5. Парамонова JI.A. «Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР». М., «Просвещение», 1989.
6. «Дошкольное воспитание», № 8, 1993.
Похожие статьи
Студия «Игра — это серьезно!»
В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...
Взаимодействие педагогов и родителей как основа успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОО
В статье рассматриваются одно из направлений работы дошкольной образовательной организации: взаимодействие педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Обозначены основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих ребенка с...
Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте
В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...
Взаимодействие с родителями специалистов по коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
Первым и главным институтом воспитания ребенка является семья. В связи с этим, в семье и закладываются основы личности ребенка, его нравственность, поведенческие черты, происходит развитие всех психических процессов. В ходе организации коррекционно-п...
Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшей группы. Организованная образовательная деятельность «Теремок на лесной полянке»
Занятие разработано для воспитателей старшей группы в детском саду и проводится в свободной деятельности. Занятие способствует развитию мелкой моторики рук, памяти, мышлению. Игры с песком способствуют развитию речевой активности ребенка, обогащению ...
Создание условий и совершенствования сотрудничества в дошкольной организации по работе с родителями
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы взаимодействия. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узна...
Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда
Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...
Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы»
Статья содержит теоретический анализ состояния проблемы и практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проект апробирован и успешно реализован в соответствии с требованиями к образовательному проц...
Повышение уровня компетентности родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями, через интеграцию работы учителя-логопеда и специалистов детского сада
Для наилучшего результата коррекционной работы, необходимо следить за правильным произношением детей дошкольного возраста не только в образовательной организации, но и дома. Для этого нужно привлечь родителей к образовательному процессу и не просто п...
Детско-родительский клуб как эффективная модель организации взаимодействия с родителями по развитию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города
В статье рассматривается проблема обучения детей дошкольного возраста основам безопасного поведения на улицах и дорогах города. Особое внимание уделяется вопросу создания детско-родительского клуба в образовательном учреждении как эффективной модели ...
Похожие статьи
Студия «Игра — это серьезно!»
В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...
Взаимодействие педагогов и родителей как основа успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОО
В статье рассматриваются одно из направлений работы дошкольной образовательной организации: взаимодействие педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Обозначены основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих ребенка с...
Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте
В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...
Взаимодействие с родителями специалистов по коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
Первым и главным институтом воспитания ребенка является семья. В связи с этим, в семье и закладываются основы личности ребенка, его нравственность, поведенческие черты, происходит развитие всех психических процессов. В ходе организации коррекционно-п...
Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшей группы. Организованная образовательная деятельность «Теремок на лесной полянке»
Занятие разработано для воспитателей старшей группы в детском саду и проводится в свободной деятельности. Занятие способствует развитию мелкой моторики рук, памяти, мышлению. Игры с песком способствуют развитию речевой активности ребенка, обогащению ...
Создание условий и совершенствования сотрудничества в дошкольной организации по работе с родителями
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы взаимодействия. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узна...
Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда
Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...
Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы»
Статья содержит теоретический анализ состояния проблемы и практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проект апробирован и успешно реализован в соответствии с требованиями к образовательному проц...
Повышение уровня компетентности родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями, через интеграцию работы учителя-логопеда и специалистов детского сада
Для наилучшего результата коррекционной работы, необходимо следить за правильным произношением детей дошкольного возраста не только в образовательной организации, но и дома. Для этого нужно привлечь родителей к образовательному процессу и не просто п...
Детско-родительский клуб как эффективная модель организации взаимодействия с родителями по развитию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города
В статье рассматривается проблема обучения детей дошкольного возраста основам безопасного поведения на улицах и дорогах города. Особое внимание уделяется вопросу создания детско-родительского клуба в образовательном учреждении как эффективной модели ...