Социальные сети как средство психологического просвещения в системе школьного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 03.06.2022

Статья просмотрена: 729 раз

Библиографическое описание:

Гужбина, С. А. Социальные сети как средство психологического просвещения в системе школьного образования / С. А. Гужбина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 645-647. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92548/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье освещается тема психологического просвещения в системе школьного образования с использованием социальных сетей. Затрагиваются особенности психологического просвещения через социальные сети и требования к оформлению и содержанию информационных постов в социальных сетях.

Ключевые слова: психологическое просвещение; социальные сети; школьный психолог.

Психологическое просвещение является важным направлением работы школьного психолога, целью, которого может быть повышение психологической компетентности и психологической грамотности субъектов образовательной сферы, что положительно влияет на личностное развитие учеников. XXI век по праву считается эпохой цифровой трансформации. Уровень доверия населения к информации из интернета растет, о чем пишут многие ученые, такие как: Аянян А. Н. и Марцинковская Т. Д. [1]; Костригин А. А., Хусяинов Т. М., Чупров Л.Ф [2].; Юрьев Н.К [3]. Это означает, что есть возможность использовать ресурсы интернета, как средство психологического просвещения.

Дубровина И. В. определяет, психологическое просвещение как одно из важных направлений работы практического психолога в образовательном учреждении, которое посредством передачи и распространения знаний психологической науки позволяет повысить психологическую грамотность и психологическую компетентность, учеников, родителей и учителей [4].

Марцинковская Т. Д. в своем учебнике «Детская практическая психология» указывает не только профилактический характер психологического просвещения, но и образовательный [5]. Так, в профилактическом смысле, психологическое просвещение является средством, с помощью которого решается задача предупреждения осложнений и отклонений в развитии детей. Образовательный смысл психологического просвещения, состоит в ознакомлении всех субъектов образования с различными областями психологической науки. Необходимость психологического просвещения в системе школьного образования, заключается в том, что семья является самым важным институтом формирования личности ребенка. Эффективность этого процесса значительно повышается при должной психологической компетентности родителей, но самостоятельно повышать психологическую компетентность может не каждый родитель, поэтому родители нуждаются в квалифицированном психолого-педагогическом сопровождении.

Задачи психологического просвещения заключаются в формировании психологической грамотности, психологической компетентности, психологической культуры и потребности в психологической науке в обществе.

Преимущества психологического просвещения заключаются в следующем:

1) Минимальная стрессогенность, для реципиента, что повышает уровень доверия и интереса к работе психолога. Это связанно, с отсутствием системы оценивания и ненавязчивости;

2) Возможность охвата большого количества человек одновременно;

3) Может иметь интегративные формы;

4) Возможность профессионального развития для психолога, в особенности для недавнего выпускника.

Классифицировать средства психологического просвещения можно на вербальные и невербальные. Вербальные средства психологического просвещения включают в себя: психологические консультации, беседы, лекции, круглые столы, родительские собрания и др. Невербальные средства психологического просвещения включают: информация на стендах; опросники, анкеты, тесты; библиотеки с рекомендуемой литературой и др. Специалисты рекомендуют совмещать различные средства психологического просвещения, для максимизации эффекта. Большой интерес на данный момент, представляют социальные сети, как средство психологического просвещения.

Социальные сети — это новый коммуникационный канал, имеющий ряд своих положительных особенностей, которые можно использовать для выполнения задач психологического просвещения. К таким особенностям можно отнести следующее:

1) минимизация финансовых и временных затрат на подготовку и публикацию информационных постов;

2) возможность в одном информационном посте сочетать визуальную, аудиуальную и текстовую составляющие, что позволяет воздействовать на разные системы восприятия;

3) информационный пост в социальной сети является доступным в любое время, в любом месте, главное-это наличие интернета;

4) интернет дает возможность создавать большие базы данных, поэтому не нужен традиционный архив;

5) читатель информационного поста в социальной сети, может быть активным участком дискуссии, задать интересующие вопросы, поделиться со своими запросами на темы. Активная вовлеченность существенно улучшает усвоение материала;

6) социальные сети дают статистические данные с помощью, которых можно выявлять наиболее интересующие аудиторию темы.

Способы психологического просвещения в интернете разнообразны. Можно выделить следующие варианты взаимодействия психолога с интернетом в целях психологического просвещения: ведение постоянных рубрик; ответы на вопросы аудитории; отдельные информационные посты; тематика по запросам аудитории; хроника психологической службы; ведение прямых эфиров с вопросами и ответами; ведение прямых эфиров с тренингами; анонсирование офлайн- мероприятий и др.

Но психологическое просвещение через социальные сети требует от школьного психолога специфических навыков и знаний. Даже при наличии SMM-менеджера в штате школы, эти навыки и знания помогут более эффективно взаимодействовать с этим специалистом.

Итак, информация, предоставленная психологом в интернете должна отвечать требованиям, предъявляемым как к оформлению, так и к содержанию.

Требования к содержанию диктуются самой сутью психологического просвещения. К ним относят:

1) актуальность знания. Это означает, что предоставленная информация должна соответствовать современной психологической науке и должна быть предоставлена по явным и неявным запросам целевой аудитории;

2) необходимо учитывать объем знаний исходя из возраста и уровня образования целевой аудитории, предоставляемая информация должна быть понятной;

3) необходимо учитывать запросы целевой аудитории;

4) достоверность информации и отсутствие плагиата;

5) помнить цели и задачи психологического просвещения.

Кроме основных этических требований, например, отсутствие мата, существует и ряд других. Для того, чтобы создавать наиболее эффективные посты, школьному психологу следует знать некоторые правила и приёмы копирайтинга и SMM-менеджмента. Приведём некоторые из них.

Критериями хорошего информационного поста являются: четкая структура; понятная суть; отсутствие больших «простыней» текста; разбитие текста на смысловые блоки.

Можно выделить следующие ошибки в подготовке информационного поста: использование отвлеченных понятий и абстракций, смысловых штампов; использование громоздких предложений; нарушение логики в тексте; плеоназмы и тавтология; большое количество профессиональных терминов; грамматические и орфографические ошибки; отсутствия узнаваемого авторского стиля.

Необходимо пользоваться различными сервисами, которые минимизируют вышеприведенные ошибки. Следует уделять внимание визуальному оформлению постов. Создать сложный и качественный дизайн, не имея соответствующего образования, достаточно сложно. Но, существуют специальные сервисы, которые помогают с этой проблемой. Например, такие как: «wix»; «AdobeSparkPage»; «Canva» и другие. Следует соблюдать закон об авторском праве и брать нужные изображения либо с бесплатных фотостоков, либо подписываться на платные фотостоки. Изображения должны быть современными, качественными и подходить к тематике поста.

Следование этим простым правилам и постоянная практика, позволяют сделать психологическое просвещение через социальные сети более качественным, а значит и более эффективным. Возможно, именно необходимость наличия специфических знаний и умений и является причиной дефицита целенаправленного и систематического профессионального психологического просвещения в интернете, о котором пишут Чупров Л. Ф. [6] и Завоеванная Н. С. [7].

Таким образом, психологическое просвещение является важной составляющей деятельности психолога в системе образования. Психологическое просвещение через социальные сети является перспективным и эффективным за счёт ряда положительных особенностей, которые позволяют более эффективно решать поставленные задачи, но следует учитывать и то, что использование этого средства требует от школьного психолога специфических знаний и умений.

Литература:

  1. Аянян, А. Н. Социализация подростков в информационном пространстве / А. Н. Аянян. — Текст: электронный // Cyberlpsy: [сайт]. — URL: https://cyberpsy.ru/articles/socializaciya-podrostkov-v-informacionnom-prostranstve/ (дата обращения: 02.06.2022).
  2. Костригин, А. А. Актуальные вопросы распространения специальных знаний из области педагогики, психологии, медицины и социологии среди населения: новые вызовы / А. А. Костригин. — Текст: электронный // Cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberpsy.ru/articles/socializaciya-podrostkov-v-informacionnom-prostranstve/ (дата обращения: 02.06.2022).
  3. Юрьев, Н. К. Распространение психологических знаний: от индуктора к реципиенту / Н. К. Юрьев. — Текст: электронный // Cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rasprostranenie-psihologicheskih-znaniy-ot-induktora-k-retsipientu (дата обращения: 02.06.2022).
  4. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики / И. В. Дубровина. — 1-е. — Москва: Педагогика, 1991. — 232 c. — Текст: непосредственный.
  5. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология: учебник / Т. Д. Марцинковская. — 1-е. — Москва: Гардарики, 2000. — 255 c. — Текст: непосредственный.
  6. Чупров, Л. Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика / Л. Ф. Чупров. — 2-е. — Москва- Черногорск: PEM:Psychology. Educology. Medicine., 2000. — 75 c. — Текст: непосредственный.
  7. Завоеванная, Н. С. Особенности психологического просвещения с помощью ресурсов Интернет (на примере авторского психологического сайта) / Н. С. Завоеванная. — Текст: электронный // Cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologicheskogo-prosvescheniya-s-pomoschyu-resursov-internet-na-primere-avtorskogo-psihologicheskogo-sayta (дата обращения: 02.06.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое просвещение, школьный психолог, психологическая компетентность, информационный пост, психологическая наука, сеть, средство, целевая аудитория, психологическая грамотность, социальная сеть.


Похожие статьи

Основные аспекты организации психологического консультирования в детском саду

В данной статье рассматриваются проблемы психологизации дошкольного образования в контексте введения федеральных государственных стандартов первого уровня общего образования, раскрываются основные аспекты организации и проведения психологического кон...

Социальные сети как актуальное средство психолого-педагогического просвещения современных родителей.

В данной научной статье рассматривается необходимость психолого-педагогического просвещения родителей и одно из самых актуальных средств передачи психологических знаний. Затрагиваются важные аспекты психологического просвещения родителей. Методом опр...

Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.

Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе

Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...

К вопросу формирования основ финансовой грамотности в начальной школе

В статье рассмотрен вопрос современных подходов к формированию основ финансовой грамотности младших школьников. Проводится анализ последних исследований, используемых учебно-методических комплексов и зарубежного опыта. Обозначена проблема отсутствия ...

Компьютерные сети в практике образовательного процесса

В работе приводится статистика пользователей социальных сетей по различным признакам; рассматриваются основные социальные сети, которые используются и могут применяться в образовательном процессе, выделяются их особенности; затрагивается вопрос о дис...

Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы

Статья посвящена изучению возможностей эффективного применения новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы с учетом характерных особенностей данного метода обучения и возрастных особенностей обучаемых.

Похожие статьи

Основные аспекты организации психологического консультирования в детском саду

В данной статье рассматриваются проблемы психологизации дошкольного образования в контексте введения федеральных государственных стандартов первого уровня общего образования, раскрываются основные аспекты организации и проведения психологического кон...

Социальные сети как актуальное средство психолого-педагогического просвещения современных родителей.

В данной научной статье рассматривается необходимость психолого-педагогического просвещения родителей и одно из самых актуальных средств передачи психологических знаний. Затрагиваются важные аспекты психологического просвещения родителей. Методом опр...

Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.

Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе

Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...

К вопросу формирования основ финансовой грамотности в начальной школе

В статье рассмотрен вопрос современных подходов к формированию основ финансовой грамотности младших школьников. Проводится анализ последних исследований, используемых учебно-методических комплексов и зарубежного опыта. Обозначена проблема отсутствия ...

Компьютерные сети в практике образовательного процесса

В работе приводится статистика пользователей социальных сетей по различным признакам; рассматриваются основные социальные сети, которые используются и могут применяться в образовательном процессе, выделяются их особенности; затрагивается вопрос о дис...

Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы

Статья посвящена изучению возможностей эффективного применения новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы с учетом характерных особенностей данного метода обучения и возрастных особенностей обучаемых.

Задать вопрос