Библиографическое описание:

Баринова Т. П., Казакова В. Н., Карюкина С. В. Пути повышения профессиональной компетентности педагогов в информационной среде // Молодой ученый. — 2016. — №19.1. — С. 14-16.



Динамичность внешней среды, развитие и интеграция науки, образования и бизнеса, развитие самой школы меняют взгляд на систему внутришкольного повышения квалификации педагогов, ведут к переосмыслению её потенциальных возможностей в решении возникающих проблем. Подготовка педагогов может и должна приобретать коллективный характер, проявляющийся в изменении процесса обучения, т.е. в усилении вовлечённости и взаимодействия педагогов, в построении принципиально новых отношений на уровне руководителей и подчинённых, а также внешних партнёров, реализующих эту подготовку.

Развитие идей коллективной подготовки педагогов и подготовки на рабочем месте связано с необходимостью реализации инновационных подходов в управлении коллективом, достижения более высокого качества образования. Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки педагогов. Процесс информатизации образования предъявляет высокие требования к педагогу, к его профессиональной компетентности. Учитель сегодня должен обладать так называемой «двойной компетенцией», т. е. помимо сугубо традиционных профессиональных знаний иметь современные знания и навыки работы с информационными технологиями, высокую информационную культуру, что, в свою очередь, требует изменения всего компонентного состава и структуры традиционной методической системы. Уровень сформированности информационной культуры учителя определяется:

- во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях;

- во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности;

- в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в образовательной деятельности;

- в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.

Анализируя уровень сформированности информационной культуры педагогов, мы пришли к выводу о необходимости создания методической системы (модели) повышения квалификации в школе. В основе модели лежит принцип деятельности педагога учить, обучаясь.

Центральное место в формировании системы занимает информационная среда школы. Все учителя имеют свой аккаунт в системе Google, где осуществляется взаимосвязь и взаимообучение педагогов. Используя ресурсы календаря, электронных таблиц, форм и других возможностей Google, в школе реализуется система повышения квалификации педагогов. Мониторинг овладения компьютерными средствами, проведённый в мае 2014 года показал, что 18 из 34 педагогов являются уверенными пользователями и составляют группу экспертов, утверждённых приказом директора. Их деятельность регламентирована положением об экспертной группе. После проведения самоанализа и мониторинга педагогов (выделены 8 компетенций) все учителя распределились в 4 основные группы, с возможностью перехода из одной группы в другую. Были сформированы группы: экспертов, учителей высокого, среднего и низкого уровней информационной компетентности. Работа данной модели предполагает взаимодействие групп с менеджерами, системными координаторами и независимым экспертом. Обучение групп учителей происходит на разных уровнях сетевого взаимодействия педагогов.

Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов по реализации ФГОС, являются:

- постоянно действующий семинар по вопросам внедрения ФГОС;

- постоянно действующие семинары-практикумы;

- организация индивидуальных и групповых консультаций;

- мастер-классы;

- открытые уроки;

- самообразование педагогов;

- прохождение курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников;

- проведение открытых мероприятий, семинаров, круглых столов.

Традиционная система подготовки признаёт только результативные показатели, к которым относится педагогическое мастерство, то есть профессиональные знания и умения, навыки педагога. Для нашей системы подготовки учителей показателями выступают специальные ИКТ-компетентности, отражающие специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Кроме того, результатами подготовки педагогов в системе внутришкольного повышения квалификации могут быть признаны: степень заинтересованности педагогов, активность, качество работы команд, умение работать в команде и самое основное способность педагогов качественно подготовить и провести дистанционный урок, использовать электронные ресурсы. Результаты коллективной подготовки педагогов имеют отсроченный характер и могут быть определены на уровне изменений, проявляющихся как в компетентности каждого педагога, так и школы в целом. Оценка результатов подготовки педагогов на рабочем месте имеет то преимущество, что информация собирается из различных источников и эффективность подготовки в целом оценивается больше практическим путём, чем теоретически.

Результатом действия системы является включение педагогов ОУ в процесс проектирования и создания реально функционирующей электронной среды. Подготовленный педагог способен:

- Интегрировать готовые учебные, методические и иные материалы в состав информационной среды учреждения.

- Обеспечить ресурсное сопровождение образовательного процесса в соответствии с образовательной программой обучения в рамках реализации ФГОС.

- Использовать все многообразие педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное или групповое обучение.

- Обеспечить квалифицированную реализацию выбранных педагогических технологий средствами доступных ИКТ-технологий.

Литература:

  1. Бахтин, Ю.К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета / Ю.К. Бахтин, Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267-270.
  2. Сухоруков, Д.В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38-42.
  3. Сыроежкин, Ф.А. Современные средства вестибулярной реабилитации и повышение статокинетической устойчивости / Ф.А. Сыроежкин, В.В. Дворянчиков, А.А. Благинин, Л.Г. Буйнов // Военно-медицинский журнал. 2016. Т. 337. № 4. С. 36-42.
Основные термины (генерируются автоматически): подготовки педагогов, повышения квалификации педагогов, коллективной подготовки педагогов, компетентности педагогов, взаимодействия педагогов, профессиональной компетентности педагогов, уровня подготовки педагогов, информационной культуры педагогов, развитие компетентности педагогов, результатами подготовки педагогов, Подготовка педагогов, результатов подготовки педагогов, внутришкольного повышения квалификации, сформированности информационной культуры, взаимообучение педагогов, сетевого взаимодействия педагогов, включение педагогов ОУ, степень заинтересованности педагогов, основное способность педагогов, мониторинга педагогов.

Похожие статьи

Реализация технологического компонента методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов

Анализ результативности методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов

Принципы проектирования методической системы формирования профессиональной информационной компетентности бакалавров-экономистов

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества

Повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих реализацию общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, через спецкурс «Технология учебной деятельности»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Реализация технологического компонента методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов

Анализ результативности методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов

Принципы проектирования методической системы формирования профессиональной информационной компетентности бакалавров-экономистов

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества

Повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих реализацию общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, через спецкурс «Технология учебной деятельности»

Задать вопрос