Автор: Смирнов Игорь Викторович

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (9) сентябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 2300 раз

Библиографическое описание:

Смирнов И. В. Классификация современных подходов к повышению квалификации специалистов // Молодой ученый. — 2009. — №9. — С. 172-175.

Уровень квалификации сотрудников - ведущий показатель конкурентоспособности предприятия. Очевидно, что современное развитие общества требует непрерывного повышения квалификации сотрудников. Эффективность повышения квалификации во многом зависит от используемых подходов к организации образовательного процесса.

В современной педагогической теории и практике разработаны и реализуются множество подходов к отбору содержания и построению образовательного процесса в системе повышения квалификации. Анализ научно-педагогической литературы, практики повышения квалификации сотрудников позволил нам систематизировать имеющиеся подходы к повышению квалификации специалистов и выделить три ключевых идеи, лежащих в их основе: идея модульности; идея системности; идея ориентации на профессиональную деятельность. В соответствии с этим можно выделить соответственно и три группы подходов к повышению квалификации:

- подходы, основанные на модульном принципе построения содержания и организации процесса повышения квалификации (модульные подходы);

- подходы, рассматривающие процесс повышения квалификации как систему, во взаимосвязи с другими производственными и учебными процессами (системные подходы);

- подходы, согласно которым процесс повышения квалификации необходимо строить на основе структуры профессиональной деятельности специалиста, выделения в ней отдельных процессов, профессиональных компетенций, видов деятельности и т.д. (деятельностно-ориентированные подходы).

Рассмотрим более подробно каждую группу подходов.

В последнее время в педагогической науке и практике широко используются модульные подходык разработке содержания и организации процессов повышения квалификации. В отличие от стандартного подхода к обучению, ориентированного, в основном, на передачу знаний, модульный подход нацелен на достижение определенной профессиональной компетентности. Содержание обучения при этом формируется на основе системного анализа профессиональной деятельности специалиста, в ходе которого выявляются конкретные задачи профессиональной деятельности и профессиональные навыки и знания, необходимые для выполнения каждой из подобных задач [1].

А.З. Харин, И.Н. Мутылина [2] к особенностям модульного подхода к повышению квалификации специалистов относят высокую степень адаптивности обучающихся к условиям педагогического процесса; представление содержания обучения в законченных самостоятельных модулях; создание модуля как информационного банка и как методического руководства по его применению. Конечным продуктом использования модульного подхода к построению процесса повышения квалификации авторы считают модульную программу, которая представляет собой совокупность учебных элементов, число которых может возрастать по мере текущего усовершенствования программы.

Т.М. Пчелкиной описан блочно-модульный подход к организации повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, который характеризуется следующими особенностями: учет уровня специальных знаний и навыков через систему входных и выходных тестов; составление индивидуальной программы обучения с учетом выявленного уровня профессиональной компетентности; тщательное учебно-методическое обеспечение каждого модуля и учебного элемента; выстраивание учебных модулей в соответствии с содержанием конкретной должности. Исследователь считает, что «специфика образовательного процесса в системе повышения и профессиональной переподготовки объективно требует проблемно-блочного (модульного) построения программ обучения, что дает возможность осуществлять их гибкую компоновку, делая процесс повышения квалификации более вариативным и индивидуализированным» [3].

В работе Н.Н. Никитушкиной описана системно-модульная технология повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту, особенностью которой является функционально-структурная детализация организационных форм, содержания и методов учебного процесса [4]. Основу технологии составляет системный модуль, который строится из пяти отдельных блоков: входящей информации, теоретической подготовки, практической подготовки, интегральной подготовки, выходящей информации.

С.Г. Наговицыным разработана технология отбора и структурирования содержания дополнительного профессионального образования на основе квалиметро-модульного подхода, включающая следующие процедуры: проектирование учебного тезауруса дисциплин, входящих в образовательную программу; педагогическую экспертизу проектов учебных тезаурусов методом групповых экспертных оценок; декомпозицию содержания образования на учебные модули; содержательное наполнение модулей на основе объективизированных учебных тезаурусов дисциплин [5].

Проведенный анализ позволил выделить достоинства модульных подходов к повышению квалификации специалистов:

- гибкое построение содержания учебного процесса, обеспечение высокой степени адаптивности обучающихся к условиям педагогического процесса, вариативности и личностной ориентированности процесса повышения квалификации;

Лабиринт

- интеграция различных видов и форм обучения;

- рациональное структурирование учебного материала в условиях кратковременного срока обучения;

- более эффективная реализация межпредметных связей.

Однако модульные подходы имеют и свои недостатки. Основным является то, что такие подходы не раскрывают ценностных и целевых установок процесса повышения квалификации, не обосновывают отбор педагогического инструментария. Не всегда ясно, по какому принципу выделять и структурировать модули.

В научной литературе раскрываются также подходы к повышению квалификации сотрудников, в основе которых лежат идеи целостности, системности – условно назовем их системные подходы. К этой группе можно отнести холистический, системно-целостный, гуманитарно-системный подходы к повышению квалификации специалистов.

В работе Н.И. Мицкевича обосновывается необходимость холистического подхода к повышению квалификации. Холизм в процессе повышения квалификации, по мнению исследователя, означает «включение человека в непрерывную образовательную деятельность, в которой основное внимание концентрируется на приобщении обучающегося к поиску средств и способов разрешения  проблем реальной действительности» [6].

В исследовании Е.Е. Вяземского раскрыты особенности проектирования и реализации процесса повышения квалификации преподавателей истории на основе системно-целостного подхода, в основе которого лежат идеи непрерывности образования по отношению к личности, образовательному процессу и организационной структуре образования; практико-ориентированной направленности образовательного процесса; сочетания дополнительного профессионального образования с профессиональным самообразованием [7].

Э.М. Никитин указывает на необходимость реформирования системы дополнительного профессионального образования на основе гуманитарно-системного подхода, который предполагает спонтанность взаимодействия субъектов образовательного процесса, их равноправность в этом взаимодействии, эмоциональную насыщенность такого взаимодействия, направленность на развитие сложившихся у слушателей индивидуальных профессиональных моделей [8].

Достоинствами системных подходов к повышению квалификации специалистов являются:

- целостное видение  процесса повышения квалификации в контексте  непрерывного профессионального образования;

- направленность процесса повышения квалификации на развитие у слушателей системного мышления.

Недостатком системных  подходов выступает их оторванность от конкретных условий профессиональной деятельности специалистов, недостаточный учет современных требований к специалистам и их образовательных потребностей.

Ряд авторов предлагают осуществлять повышение квалификации сотрудников на основе предварительного определения ключевых производственных процессов (бизнес-процессов, производственных функций), ключевых профессиональных компетенций специалистов или особенностей их профессиональной деятельности. Условно назовем эту  группу «деятельностно-ориентированные подходы». К ней можно отнести  процессный, деятельностный, тренинговый, компетентностный, практико-ориентированный подходы  к повышению квалификации сотрудников, а также повышение квалификации на рабочем месте.

Лабиринт

В работе Н.Р. Ипатовой раскрыты особенности процессного подхода к построению системы корпоративной переподготовки и повышения квалификации в условиях бизнес-образования [9]. Автором обосновано, что именно такой подход позволяет адаптировать функциональные возможности современных образовательных технологий, обеспечить целостность и инновационную направленность педагогического процесса, повысить качество формирования готовности специалистов к профессиональной деятельности в условиях современной конкурентной среды.

В работе Н.Г. Калашниковой разработана система подготовки и повышения квалификации учителей начальных классов по формированию у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, базирующаяся на деятельностном подходе [10]. Повышение квалификации автор рассматривает как деятельность учителей по самоизменению собственной профессиональной деятельности, включающую:

- рефлексивный анализ учителем своей педагогической деятельности по выработке у детей умения учиться, осознание своих образовательных потребностей, самоопределение;

- проектирование в коммуникативном взаимодействии с другими субъективно значимого содержания и способов деятельности по формированию у детей умений учебной деятельности, осмысление и углубление понимания ее теоретических оснований;

- максимальное осознание деятельности организаторов курсов и происходящих процессов, их рефлексивный анализ и выработку своего отношения [10, с. 14].

Г.Р. Юсуповой раскрыты особенности организации повышения квалификации педагогов посредством личностно ориентированного деятельностно-ценностного обучения и соответствующих образовательных технологий [11]. Теоретической основой такой организации повышения квалификации является разработанная автором методическая система, в которой:

- теоретическое моделирование процесса повышения квалификации осуществляется на основании системного, деятельностного, кибернетического и психологического подходов;

- процессуальные компоненты повышения квалификации приведены в соответствие трем этапам учебной деятельности (ориентировочно-мотивационному, операционально-исполнительному и рефлексивно-оценочному);

- модель методической системы включает в себя цель, содержание, средства и типовой модуль взаимосвязанных и последовательных этапов учебной деятельности, организационных форм и методов обучения.

В работе Е.П. Герасимова рассмотрен практико-ориентированный подход к повышению квалификации сотрудников туристской организации в сфере менеджмента на основе концепции «самообучающейся организации» [12].

С.Б. Качалов обосновывает социальную и экономическую эффективность повышения квалификации на рабочем месте, под которой он понимает «процесс систематического совершенствования знаний, умений и трудовых навыков сотрудников посредством обучения внутри организации, обеспечивающий рост эффективности выполнения работы персоналом, результаты которого являются одним из факторов обеспечения высокой эффективности деятельности предприятия в целом» [13].

О.Г. Ксендой описаны практико-ориентированные подходы к повышению квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений с целью подготовить их к внедрению инноваций в учебный процесс [14]. Автор обосновывает, что в процессе повышения квалификации необходимо использовать такие организационные формы, как интерактивные игры, тренинги, креативную практику, направленные на активизацию творческого потенциала личности через поисково-творческую самостоятельную деятельность.

В последнее время все большую популярность в России приобретает тренинговый подход к повышению квалификации сотрудников компании, предполагающий построение процесса повышения квалификации как системы групповых профессионально-ориентированных тренингов.

Лабиринт

Р.С. Силкин обосновывает необходимость реализации  в дополнительном профессиональном образовании компетентностного подхода  [15]. Автор выделяет три ключевых блока компетенций специалиста, которые необхъодимо развивать в системе повышения квалификации: к самому себе как личности, к взаимодействию с другими людьми,  непосредственно к профессиональной деятельности.

Достоинствами деятельностно-ориентированных подходов к повышению квалификации специалистов являются:

- максимальный учет условий профессиональной деятельности специалистов;

- практикоориентированность, включение слушателей в профессиональную деятельность.

Недостатком таких подходов является их некоторая «узость», ориентация на непосредственную деятельность специалиста вне контекста целостной системы работы предприятия (организации).

Проведенный анализ показывает, что имеющиеся подходы к повышению квалификации специалистов ориентированы преимущественно на повышение качества выполняемых ими функций или овладение новыми функциями и не предполагают формирование у специалистов системного, целостного представления о работе организации с последующей детализацией выполняемых непосредственно ими функций, осознанием места и роли этих функций в целостной системе деятельности организации.

Мы считаем, что в системе повышения квалификации специалистов  наибольшую эффективность будет иметь синтетический подход, «завязанный» на логико-дедуктивную структуру деятельностного подхода, интегрирующий достоинства всех имеющихся подходов к повышению квалификации. В качестве такого подхода нами определен дедуктивно-логистический подход. Проведенный анализ подходов к повышению квалификации сотрудников позволил выделить элементы, определяющие сущность и структуру такого подхода, которые будут подробно описаны в дальнейших публикациях.

Литература

1. Васильева, И.Н. Интерактивное обучение и модульные педагогические технологии [Текст]  / И.Н.Васильева, О.А. Чепенко // Специалист. – 1997. – № 6.

2. Харин, А.З. Реализация модульного обучения в системе повышения квалификации педагогических кадров [Электронный ресурс] /А.З. Харин, И.Н. Мутылина. Режим доступа http://sipk.unpo.ru/html/konferencii.files/1.htm.

3. Пчелкина Т.М. Блочно-модульная система повышения квалификации руководителей образовательных учреждений ЕАО [Текст]  /Т.М. Пчелкина //Педагогический вестник ЕАО. – 2005. - № 1.

4. Никитушкина Н.Н. Системно-модульная технология использования активных методов обучения в повышении квалификации кадров по физической культуре и спорту: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. – М., 2001. -  139 с.

5. Наговицын С.Г. Структурирование содержания дополнительного профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы: Автореф. дисс…к.п.н. 13.00.08. – Ижевск, 2007. – 28 с.

Лабиринт

6. Мицкевич Н.И. Дидактические основы повышения квалификации: теория и практика: Монография [Текст].  - Минск: БГПУ им. М. Танка, 1999. - 206с.

7. Вяземский Е.Е. Теоретико-методологические основы повышения квалификации преподавателей истории в Российской Федерации в условиях открытого многокультурного общества [Текст]  //Российская историческая наука на современном этапе: перспективы исследования и реализации национальной образовательной политики: Сб. матер. Международного конгресса. – Казань: Алма-Лит, 2007. – С. 271-275.

8. Никитин Э.М. Приоритеты развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования [Текст] /Э.М.Никитин  //Методист. – 2007. - № 2. – С. 2-6.

9. Ипатова Н.Р. Построение системы корпоративной переподготовки и повышения квалификации специалистов в условиях бизнес-образования: Дисс ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Тамбов, 2004. -  203 c.

10. Калашникова Н.Г. Содержание и методы подготовки и повышения квалификации учителя начальных классов в области формирования у школьников умений самостоятельной учебной деятельности: Автореф. дисс…д-ра.пед.наук.: 13.00.08. – М., 2002. – 56 с.

11. Юсупова Г.Р. Методическая система повышения квалификации педагогических кадров в области деятельностно-ценностных образовательных технологий: Автореф. дисс…к.п.н.: 13.00.08. – М., 2006. – 28 с.

12. Герасимов Е.П. Практико-ориентированный подход к повышению квалификации персонала в условиях «самообучающейся организации»: Автореф. дисс…к.п.н.: 13.00.08. – М., 2008. - 22 с.

13. Качалов С.Б. Организационные аспекты повышения квалификации управленческого персонала на рабочем месте: Дисс. … канд. экон. наук. - М., 2001.

14. Ксенда О.Г. Содержание и модели деятельности системы повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений по внедрению инноваций в учебный процесс [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.academy.edu.by.

15. Силкин Р.С. Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании [Электронный ресурс] /Р.С. Силкин. Режим доступа http://sipk.unpo.ru/html/konferencii.files.

 

Основные термины (генерируются автоматически): повышения квалификации, повышению квалификации, процесса повышения квалификации, повышению квалификации специалистов, квалификации сотрудников, повышению квалификации сотрудников, процесс повышения квалификации, процессе повышения квалификации, системе повышения квалификации, организации повышения квалификации, профессиональной деятельности, повышения квалификации сотрудников, повышения квалификации специалистов, повышения квалификации руководителей, повышения квалификации педагогов, повышения квалификации преподавателей, система повышения квалификации, основы повышения квалификации, системы повышения квалификации, квалификации руководителей образовательных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос