Особенности организации системы непрерывного повышения квалификации и профессионального роста педагога в образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 30.12.2016

Статья просмотрена: 274 раза

Библиографическое описание:

Гриб И. Д. Особенности организации системы непрерывного повышения квалификации и профессионального роста педагога в образовательной организации // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 181-184. — URL https://moluch.ru/archive/134/37603/ (дата обращения: 20.09.2018).



Американский теоретик Питер Друкер [1] одну из задач менеджмента определяет так: ни на минуту не останавливать развитие людей. Есть такие области деятельности, где непрерывность образования, самообразования, развития — потребность, необходимость, продиктованная временем и спецификой профессии.

Одной из таких профессий, бесспорно, является профессия учителя. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» в ст.48 «Обязанность и ответственность педагогических работников» обязует учителя систематически повышать свой профессиональный уровень и проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.

Будущий педагог еще во время обучения понимает, что знаний, полученных в профильном университете или институте, не может быть достаточно для успешной педагогической деятельности. По сложившейся традиции, молодого педагога в школе опекают, помогают и всячески содействуют его адаптации в коллективе. Через два-три года молодой учитель начинает чувствовать себя увереннее у школьной доски, понимать своих учеников, вливаться в школьную жизнь. А дальше важно не потерять интерес к профессии, оставаться в гуще событий, а самое главное, понимать, что образование — процесс гибкий, неустойчивый, подвластный времени, меняющийся или изменяемый извне, и за всеми изменениями необходимо успевать следить. Каким образом? Наверное, через постоянное самообразование, саморазвитие и повышение квалификации.

Своеобразным стимулом к повышению квалификации становится для педагога система аттестации, которая согласно ст. 49 п. 2 ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» «в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность». Одними из задач проведения аттестации, которые зафиксированы в Порядке проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, от 07.04. 2014 г., являются:

− стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;

− определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

− повышение эффективности и качества педагогической деятельности.

Подтверждение квалификации раз в пять лет — это необходимое условие, но недостаточное для успешной педагогической деятельности, и самому педагогу трудно ориентироваться в потоке информации, обилие курсов повышения квалификации, институтов дополнительного образования. Главным помощником здесь выступает организованная в образовательном учреждении система непрерывного повышения квалификации.

Чтобы спланировать, внедрить и реализовать действенную программу, администрации образовательного учреждения необходимо знать образовательные потребности и запросы педагогического коллектива, а педагогу, в конце концов, осознать необходимость в дополнительном образовании. Профессиональными помощниками в такого рода определении выступают образовательные учреждения высшего образования, дополнительного профессионального образования, имеющие аккредитованные программы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Так, отдел мониторинга дополнительного образования ГАОУ ВО МИОО для образовательных учреждений Москвы предоставлял возможность проведения мониторинговых исследований с использованием двух исследовательских методов:

1) анкетный опрос (анкетирование);

2) фокусированное групповое интервью (фокус-группа).

Анкетирование осуществлялось на основании вопросников, составленных в соответствии с требованиями, предъявляемыми профессиональным стандартом «Педагог» к педагогическим работникам общего образования в области обучения, воспитания и развития, с учетом требований ФГОС к результатам освоения соответствующей образовательной программы. Вопросы были направлены на выявление образовательного запроса педагогов, охватывали все виды профессиональной деятельности по уровням образования.

Например, образовательные запросы педагогических работников, дошкольных отделений Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Департамента образования города Москвы «Гимназия № 2200» по итогам мониторинговых исследований в апреле 2016 года показали, что среди направлений работы, вызывающих наибольшие затруднения и требующих соответствующего повышения квалификации, большинство опрошенных педагогов-дошкольников назвали речевое (38,9 %) и физическое развитие детей (33,8 %); среди знаний и умений, совершенствование которых актуализировано требованиями Федеральных образовательных стандартов дошкольного образования, педагоги особо отметили умение вовлекать семьи в образовательную деятельность (55,6 %), а также коррекционную работу с детьми (33,3 %). По результатам фокусированного группового интервью выявлен спектр образовательных запросов педагогических работников дошкольного отделения:

  1. Планирование и обучение: развитие речи у дошкольников; методики преподавания английского языка дошкольникам; инклюзивное образование в рамках реализации ФГОС ДО; новинки в области музыкального развития дошкольников; организация преемственности.
  2. Психолого-педагогические знания и умения: курс коррекционной педагогики.
  3. Психотехническая подготовка воспитателя: техники эффективного взаимодействия с родителями, включая правовую поддержку воспитателя (правовое поле в деятельности воспитателя, права и обязанности участников образовательного процесса); овладение техниками стрессоустойчивости и предотвращения профессионального выгорания.

По результатам фокусированного группового интервью выявлен спектр образовательных запросов учителей начальных классов:

  1. Планирование и обучение: коррекционно-адаптационная работа с избалованными детьми.
  2. Психолого-педагогические знания и умения: формирование мотивации к обучению.
  3. Психотехническая подготовка учителя: техники эффективного взаимодействия с родителями; эффективное поведение в конфликтных ситуациях, разрешение конфликтов; овладение техниками стрессоустойчивости и предотвращения профессионального выгорания.

По результатам фокусированного группового интервью выявлен спектр образовательных запросов учителей-предметников:

  1. Планирование и обучение: организация и проведение урока с учётом требований ФГОС ООО.
  2. Психолого-педагогические знания и умения: работа с детьми с высокой мотивацией; формирование мотивации обучающихся, работа с немотивированными детьми; методический инструментарий подготовки детей к олимпиадам («схемы подготовки», разбор олимпиадных заданий).
  3. ИКТ: работа с мультимедиа; создание презентаций на углубленном уровне; работа с интерактивными картами, графиками; ознакомление с новыми программами.
  4. Психотехническая подготовка педагога: техники эффективного взаимодействия с родителями, в том числе психологический аспект работы с родителями; правовая поддержка учителя (овладение нормативно-правовой базой); психологическая защита и эффективное поведение в конфликтной ситуации, разрешение конфликтов; техники стрессоустойчивости и предотвращения профессионального выгорания; новые учебники и программы.

В результате образовательная организация получила информацию для построения личностно-ориентированной программы непрерывного образования внутри педагогического коллектива, а педагоги, принявшие участие в мониторинге, осознание необходимости дальнейшего саморазвития.

Исходя из вышесказанного, система непрерывного повышения квалификации педагогических работников в образовательной организации может включать две подсистемы: внешнюю и внутреннюю, притом внешняя подсистема призвана решать вопросы стратегического развития образовательного учреждения, а внутренняя работает на повышение методологической культуры педагога в зависимости от потребностей образовательной организации на уровне оперативного управления.

Внешняя подсистема

Форма

Примечание

Тематические курсы для фокус-групп (до 25 человек) с привлечением организаций дополнительного профессионального образования (на бюджетной или внебюджетной основе) на базе образовательного учреждения

Модули по 9, 18, 36 часов в зависимости от выбранного модуля

Обучающие модули для педагогов-предметников на базе организаций дополнительного профессионального образования (на бюджетной или внебюджетной основе)

Модули по 36, 72 часов в зависимости от выбранного модуля

Тематические педагогические советы 2–3 раза в год

Тематика педагогических советов определяется на учебный год по результатам и анализу предыдущего учебного года

Заседания учебно-методических объединений педагогов образовательной организации либо учебных кафедр (в зависимости от принятой в образовательной организации структуры) 2–3 раза в год

Заседания проводятся для решения текущих вопросов с целью изучения текущей документации, подготовки материалов текущей, промежуточной аттестации по группе предметов

Предметные недели 1 раз в год

Мероприятия по отдельному графику для различных групп участников образовательного процесса по тому или иному образовательному предмету, направлению

Открытые уроки по отдельному графику 1 раз в год

2 группы:

административные, т. е. посещение администрацией уроков при аттестации учителей, молодых педагогов, в случае возникновения административной необходимости;

уроки, открытые для всех участников образовательного процесса

Объединяющим звеном двух подсистем должно стать осознание каждым членом педагогического коллектива необходимости непрерывного образования, самообразования и профессионального роста.

Литература:

  1. Питер Друкер. Эффективный руководитель. — 2012: Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 240 с.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/search/?q=273+ФЗ (дата обращения: 28.12.2016).
  3. Локальные акты ГБОУ Гимназия № 2200 http://gymnasium2200.mskobr.ru
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, образовательное учреждение, фокусированное групповое интервью, эффективное взаимодействие, профессиональное выгорание, образовательный процесс, дополнительное профессиональное образование, дополнительное образование, Российская Федерация, внебюджетная основа.


Похожие статьи

Организация и сопровождение повышения квалификации...

 необходимыми знаниями современных образовательных технологий профессионального образования (обучения предмету), включая технологии электронного и дистанционного обучения и возможности их применения в образовательном процессе

Анализ системы дополнительного профессионального...

Итак, дополнительное профессиональное образование (ДПО) – это целенаправленный процесс обучения граждан посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно...

Взаимодействие вузов и работодателей Белгородской области...

Специалисты сходятся во мнении, что одним из условий качественной подготовки специалистов в системе дополнительного профессионального образования является взаимодействие образовательных учреждений с работодателями (заказчиками)...

Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного...

Цель модели взаимодействия учреждений дополнительного образования и школы — дать ребенку возможность выбора вида деятельности, исходя из его индивидуальных особенностей, которые будут способствовать становлению личности.

Взаимодействие участников образовательного процесса...

Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях информатизации и функционирования образовательных организаций в комплексах. Автор: Кукушкина Анна Сергеевна. Рубрика: Педагогика.

Непрерывное образование в системе повышения квалификации...

Это необходимое связующее звено между образовательной практикой и наукой и педагогическим образованием.

Чередуя труд и процесс самосовершенствования учителя становятся эффективными в профессиональной деятельности.

Формы участия работодателя в планировании, реализации...

профессиональное образование, образовательное учреждение, программа, требование работодателей, разработка, профессионально-общественная аккредитация, образовательная программа...

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов...

студент, дополнительное образование, профориентационная работа, профессия, профессиональная деятельность, дополнительное профессиональное образование, образовательный процесс, рынок труда, учет специфики...

Разработка модели сетевого взаимодействия образовательных...

В Концепции развития дополнительного образования детей межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе, организация сетевого взаимодействия учреждений различного типа...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Организация и сопровождение повышения квалификации...

 необходимыми знаниями современных образовательных технологий профессионального образования (обучения предмету), включая технологии электронного и дистанционного обучения и возможности их применения в образовательном процессе

Анализ системы дополнительного профессионального...

Итак, дополнительное профессиональное образование (ДПО) – это целенаправленный процесс обучения граждан посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно...

Взаимодействие вузов и работодателей Белгородской области...

Специалисты сходятся во мнении, что одним из условий качественной подготовки специалистов в системе дополнительного профессионального образования является взаимодействие образовательных учреждений с работодателями (заказчиками)...

Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного...

Цель модели взаимодействия учреждений дополнительного образования и школы — дать ребенку возможность выбора вида деятельности, исходя из его индивидуальных особенностей, которые будут способствовать становлению личности.

Взаимодействие участников образовательного процесса...

Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях информатизации и функционирования образовательных организаций в комплексах. Автор: Кукушкина Анна Сергеевна. Рубрика: Педагогика.

Непрерывное образование в системе повышения квалификации...

Это необходимое связующее звено между образовательной практикой и наукой и педагогическим образованием.

Чередуя труд и процесс самосовершенствования учителя становятся эффективными в профессиональной деятельности.

Формы участия работодателя в планировании, реализации...

профессиональное образование, образовательное учреждение, программа, требование работодателей, разработка, профессионально-общественная аккредитация, образовательная программа...

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов...

студент, дополнительное образование, профориентационная работа, профессия, профессиональная деятельность, дополнительное профессиональное образование, образовательный процесс, рынок труда, учет специфики...

Разработка модели сетевого взаимодействия образовательных...

В Концепции развития дополнительного образования детей межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе, организация сетевого взаимодействия учреждений различного типа...

Задать вопрос