История технологии изготовления древних бус | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 01.09.2016

Статья просмотрена: 2620 раз

Библиографическое описание:

Патрушев, Н. В. История технологии изготовления древних бус / Н. В. Патрушев, К. В. Патрушева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 258-260. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33500/ (дата обращения: 19.11.2024).



Во время археологических раскопок Флиндерса Петри близ Фив, у Неггаде, была найдена бусина светло-зеленого цвета размером 9,0×5,5 мм, имеющая возраст 3500 лет до н. э. Она является древнейшим стеклянным предметом, открытым археологами в ХХ веке. Другая бусина, которая немного моложе, датируется 3300 г. до н. э. имеет черный цвет и относится к первой династии египетских фараонов. Первая хранится в Берлинском музее, вторая — в Оксфорде, в Ашмолейском музее. Можно упомянуть и о других стеклянных предметах, столь же древних, как и эти бусы, также имеющих большой возраст — 2000–3000 лет до н. э., как например, палочка миллифиори с именем царя Амекхета III (около 1830 г. до н. э.), древнейший сосуд в виде маленькой кружечки того же времени и др. Эти находки позволяют признавать, что по меньшей мере за три с половиной тысячи лет человек умел уже изготовлять такие простейшие стеклянные изделия,как палочки, бусы, небольшие полые сосуды и мозаичные плитки.

Древнейшее стекло, химический состав которого был изучен, нашел X. Р. Холл в 1919 г. в Эриду (Месопотамия). Оно относится к 2800 г. до н. э. и было проанализировано Г. Гарнером. Это стекло содержит 65 %SiO2, 17 % Na2Oи по 1–4 %Al2O3, CaO, MgO, Fe2O3и K2O.

Наиболее распространенными изделиями из стекла в Египте были бусы, которые вырабатывались в подражание драгоценным камням: сапфиру, смарагду, топазу, бирюзе, бериллу, аметисту, яшме и др. Камням-самоцветам присваивалась чудодейственная сила, в которую верили древние люди, и которая по их верованиям помогала тем, кто имеет такие камни.

Флиндерс Петри предполагает, что бусы изготовлялись из палочек, которые предварительно вытягивались из стеклянного расплава, находившегося в тигле. Заготовленная заранее палочка размягчалась в пламенном пространстве печи или в горне и навивалась вокруг отрезка медной проволоки, пока не образовывался комочек стекла желаемого размера. Насколько известно, египтяне имели медную проволоку около 3400 лет до н. э. Затем производился вторичный нагрев образовавшегося комочка в пламени, чтобы оплавить поверхность, выровнять неровности и придать ему желаемую форму.

В разное время бусы изготовляли различными технологическими приемами.

Греческий поэт Месомед, живший при императоре Адриане в первой половине II в. н. э., рассказывает в своей поэме, по-видимому, об изготовлении стеклянных бус: «Мастер принес стекло, писал он, и раздробил его на куски… Далее, он положил в огонь кусок твердый как железо. Расплавленное всепожирающим огнем стекло текло, подобно воску. Чудно было людям смотреть на струю, текущую из огня, и на мастера, который дрожал, как бы ее не потерять, и который вкладывал кусок в концы двузубых щипцов» [5]. Согласно описанию Месомеда, в данном случае речь идет об изготовлении бус путем прессования при помощи щипцов. Можно предположить, что для образования отверстия в бусине, после размягчения стекла и перед зажиманием его в щипцах, в него вставлялась проволока, которая после остывания удалялась.

Л. М. Ангус-Баттерворз пишет, что большинство маленьких бус в Венеции во времена Марко Поло, т. е. в XIII—XIV вв., изготовляли из трубок. Тонкие трубки вытягивали в Мурако, нарезали на короткие отрезки и перевозили в Венецию. Здесь их сортировали по диаметрам, вновь нарезали лезвием или резцом по заданному размеру бус и оплавляли края [1]. Подобным же способом велось изготовление некоторых видов бус в Средней Азии в раннем средневековье [2].

В IX—X вв. в Афраснабе существовала особая техника изготовления бус. А. С. Боброва описала коллекцию археологического кабинета Среднеазиатского университета в Ташкенте, содержащую несколько десятков неудавшихся или незаконченных обработкой глазчатых бус, мисочки с застывшей стеклянной массой, несколько керамических трубочек и глазков в виде стеклянных капелек. Форма бус — неправильно округлая, размер их 1,5–2,0 см в поперечнике. Стекло темно-зеленое полупрозрачное, коричневое или черное совершенно непрозрачное. Особенность этих бус — светло-желтые керамические трубочки внутри их. Они сделаны из хорошо отмученной и обожженной глины. Длина трубочек 1,2–2,2 см, диаметр сечения 0,3–0,6 см, диаметр отверстия 0,15–0,30 см. Края их неровно обломаны. Высота мисочки 1,1 см, диаметр поверху 3,2 см, а дна 2,7 см. Бусы по-видимому, носили с вставленными в них трубочками. Предполагается, что бусы изготовляли навиванием стеклянной нити или палочки в размягченном состоянии вокруг керамической трубочки. После этого бусу оплавляли в пламени дли сглаживания неровностей и пока она была мягкая, в ней делали углубление. Они служили гнездами для вставления глазком из кусочков стекол разных цветов. Затем производилось вторичное оплавление, закрепление их в выемках и выравнивание поверхности бусины.

Бусы с золотой и серебряной прокладкой требовали художественного мастерства при изготовлении В данном случае речь идет о бусах III —V и VII —XII вв.найденных на территории СССР. Часть их была изготовлена древнерусскими стеклоделами, другие были доставлены из-за пределов Древней Руси. Большинство из них были цилиндрические, бочонкообразные, ребристые илимногочастные. Химико-технологическое исследованиепозволило составить представление о способе их выработки [3].

Их изготовление велось, по-видимому, в мастерских иного типа, чем стеклоделательные мастерские, где находились стекловаренные печи и где варили стекло из смеси сырьевых материалов. Мастерские для изготовления бус занимались обработкой стекла я могли находиться либо при стеклоделательных мастерских, либо вдали от них, но в обоих случаях они пользовались для своего производства готовым стеклом как исходным полуфабрикатом [4].

В этих «ювелирных» мастерских работали ремесленники, имевшие дело с очень тонкой и художественной обработкой стекла, а может быть, они были одновременно и «златокузнецами» — «золотых дел мастерами». Они не занимались варкой стекла из сырьевых материалов, но пользовались готовым стеклом со стороны и плавили его в тиглях, как плавили в той же мастерской золото и серебро; они были искусными мастерами именно по художественной обработке стекла и выделке из него бус и украшению их золотом или серебром.

Мастера художественного стеклянного ремесла, изготовлявшие бусы, пользовалась небольшими горнами, работавшими с применением дутья при помощи мехов. В горнах они ставили на огонь небольшие тигельки из огнеупорной глины, насыпали в них куски стекла («стеклянный бой») и доводили его до расплавленного состояния, необходимого для формовки бус. Когда стеклянный расплав приобретал необходимую вязкость, удобную для работы, можно было приступать к выработке изделий. Мастер брал в левую руку длинный тонкий железный стержень, имевший на конце слегка коническую форму. В правой руке у него находился другой наборный железный стержень, нагретый предварительно до красного каления. Мастер опускал конец стержня в расплавленное стекло, которое приплавлялось к стержню, обволакивало его в виде комка; касаясь далее комком стекла первого стержня, мастер быстрым движением делал вокруг него полный оборот, обвивая тянущимся стеклом стержень и как бы «наматывая» на него стекло. Затем очень резким рывком мастер отодвигал правой рукой стержень, отрывая ею от комка стекла. На первом стержне должно было оказаться столько стекла сколько нужно для образования заготовки бусины. Отложив прочь наборный стержень, мастер продолжал вести обработку заготовки бусины.

Затем, передвигая стержень, он производил обкатывание сферического комка стекла на гладкой плитке (железной, каменной), добиваясь того, чтобы он принял цилиндрическую форму и приобрел тонкие стенки.

Далее производилось наложение металлической пластинки на цилиндрическую поверхность бусины. Так как температура плавления серебра 901°C, а золота 1063°C, то при нанесении пластинок из этих металлов температура стеклянной заготовки бусины должна быть ниже, чем указанные ранее.

Однако нельзя было допускать и слишком низкой температуры заготовки, при которой уже не наблюдается адгезия (прилипание) стекла к металлам. Экспериментальное определение температуры размягчении нескольких стекол, из которых были изготовлены бусы, показало, что оно наступает при 490–560°C. Можно предполагать, что при нанесении металлических пластинок на стекло температура его была 600–800°C.

Далее следовала подготовка металлической пластинки и защитного слоя (носящего название «кантарели» в производстве золотой смальты). Пластинки стекла для защитного слоя вытягивались из расплава при помощи «приманки», как это делается ныне при вертикальном вытягивании стекла.

В качестве приманки служила металлическая (железная) пластинка. При надлежащей вязкости расплава ремесленник получал ленточку стекла надлежащей толщины. Он нарезал ее затем по размеру заготовленной серебряной или золотой пластинки, которую наносил в горячем состоянии на размягченную стеклянную ленточку. Нагретая почти до размягчения, заготовка бусины, находящаяся на железном стержне, покрывалась далее металлической пластинкой, приплавленной к стеклянной ленточке, также нагретой почти до размягчения.

После сплавления двух соединяемых частей вместе бусина вносилась на стержне вновь в огонь для оплавления и округления неровностей и снова обкатывалась на плитке. Весьма вероятно, что изготовленные бусины затем постепенно отжигались, для чего мог применяться, например, горячий песок.

Изготовление бочонкообразных бус не отличалось по существу от описанного способа производства цилиндрических бус. Форма «бочонка» придавалась им в то время, когда мастер обкатывал комок стекла на плитке; еще более вероятно, что эта форма бусины достигалась во время вторичной обкатки бусины в размягченном состоянии на плитке после нанесения на нее металлической пластинки и защитного слоя.

Ребристые бусы изготовлялись подобным же способом, но форма придавалась им при помощи формовых щипцов на последнем этапе их выработки.

Выработка многочастных бус могла производиться так же, как и цилиндрических, однако подготовленная бусина удлинилась при помощи растягивания в размягченном состоянии до нанесения на нее металлической пластинки и покровного слоя. Форма придавалась им формовыми щипцами, при этом в канал бусины вводилась проволока во избежание его заплывания при нажатии щипцов.

Описанные технологические приемы изготовления бус, как видно, требовали применения мелких инструментов, большой аккуратности, художественного чутья и сноровки, знания свойств материалов (стекла, золота, серебра и др.), умения выполнять тонкие ювелирные работы.

Литература:

  1. Angus-Butterworth L. M. The manufacture of glass. London, 1948;
  2. Абдуразаков А. А., Безбородов М. А., Заднепровский Ю. А. Стеклоделие Средней Азии в древности и средневековье. АН УзбССР. Ташкент, 1963;
  3. Безбородов М. А. Химический состав и технологические приемы производства стекла в Древней Руси. ДАН СССР, 97, № 6, 1954;
  4. Безбородов М. А. Технология производства стеклянных бус в древности. Труды Гос. истор. музея, вып. 33. М., 1959;
  5. Фармаковский М. В. Римские стекловаренные печи. Известия Института археологической технологии. Петербург, 1922.
Основные термины (генерируются автоматически): бусы, металлическая пластинка, III, мастер, стекло, размягченное состояние, готовое стекло, правая рука, стеклянный расплав, художественная обработка стекла.


Задать вопрос