История выработки простейших стеклянных изделий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 09.01.2017

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Патрушева, К. В. История выработки простейших стеклянных изделий / К. В. Патрушева, Н. В. Патрушев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 375-378. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37915/ (дата обращения: 19.11.2024).



Нити, палочки, полосы.

Можно предполагать, что идея вытягивания стекла в виде нитей, полосок и палочек была знакома человеку с древнейших времен, вероятно, ранее, чем другие способы выработки. Находки бус и простейших сосудов задолго до начала нашей эры, декорировка их нитями и полосками, изготовление многоцветных предметов «миллефиори» («тысяча цветов») в Египте за много сотен лет до Венеции заставляют признать, что ремесленники умели вырабатывать из стеклянного расплава нужные для них полуфабрикаты. Возникновение идеи вытягивания не требовало ни особых знаний, ни технического опыта так же, как они не нужны, чтобы видеть, как тянется смола или мед, если к ним прикоснуться и затем оттягивать руку прочь. Одна из особенностей стеклянного расплава в том и состоит, что он способен тянуться в зависимости от степени вязкости в виде тончайших нитей или менее тонких полосок и палочек и что они не обрываются сами, если не приложить к ним усилие, пока стекло жидкое. Недаром М. В. Ломоносов определил стекло как такое тело, которое способно вытягиваться в тончайшие нити [1].

Для изготовления нитей и палочек ремесленник мог использовать различные простые приемы, которые не требовали сложного оборудования. Он мог вытягивать их непосредственно из тигля, где находился жидкий расплав стекла. Опустив в него неглубоко железный стержень, конец которого был предварительно нагрет до красного каления, он поднимал затем его вверх и вытягивал приставшее к нему стекло. Как известно железо не «смачивается» жидким стеклом и не приплавляется к нему до тех пор, пока не будет нагрето до температуры выше 500–600°. С холодного железа стекло течет как кусок масла с горячего ножа. Более густой, вязкий стеклянный расплав давал более толстую нить или палочку и напротив тонкие нити получалась из жидкого стекла с малой вязкостью. Вязкость же зависит температуры в печи и степени нагрева стекла в тигле. Этот железный стержень был предшественником понтии, упоминаемой средневековыми авторами и применяющейся ныне.

Другой способ изготовления нитей и палочек мог состоять из растягивания глыбки стекла, разогретом в горне, подобно кузнечному. Египтяне пользовались такими горнами для обработки металла. Ранее упоминалось, что в литературе неоднократно воспроизводились снимки стенной росписи на гробнице XII династии в Бени—Гассане, в Фивах, где изображены два ремесленника с трубками, раздувающими огонь в горне [2].

В таком горне можно было разогреть кусочек стекла, прилепиться к нему после размягчения двумя железными стержнями и растягивать в разные стороны в виде нитей на любую длину и, следовательно, до любой толщины, пока стекло не остынет и не затвердеет. Так можно растянуть при помощи «приманки» кусочек смолы, если ее предварительно разогреть.

Рис. 1. Вытягивание «пряденого» стекла (по М. В. Ломоносову)

Именно такой примитивный способ вытягивания нитей применялся среди других на Усть-Рудицкой стеклянной фабрике Ломоносова в середине XVIII в. для изготовления «пряденого стекла». На рис. 1 изображен мастер в виде крылатого человечка, который растягивает в стороны нагретый мягкий кусочек стекла при помощи двух стержней. Другие два стержня лежат у окна печи и подогреваются. Это символическое изображение процесса вытягивания стекла было дано в «Дарственной грамоте», выданной Ломоносову Елизаветой Петровной на владение землями в Копорском уезде Петербургской губернии (близ современного города Ломоносова), где он построил фабрику. Рисунки на грамоте были исполнены под наблюдением самого Ломоносова [3].

После изобретения способа выдувания стекла, введения в постоянный обиход стеклодела выдувальной трубки и усовершенствования технологии выработки произошли изменения и в технике вытягивания.

Перстни.

Перстни или кольца были менее всего распространены среди стеклянных украшений по сравнению с бусами и браслетами. Носили их женщины и мужчины. Как установил Е. Ольчак, наибольшее число находок у славянских народов приходится на долю Польши, тогда как на территории Древней Руси их значительно меньше. В Киеве, Новгороде, Старой Рязани, Гродно, Вышгороде и других древнерусских городах их немного по сравнению с бусами и браслетами. В Чехословакии отмечены лишь единичные находки, а на территории южных славян стеклянные кольца не найдены. На территории средневековой Польши они более всего встречаются поблизости от мест, где были расположены стеклоделатель-ные мастерские, как например, в поселениях около Крушвицы, Ополья, Вроцлава, Междуречья Великопольского и т. п. Немногочисленность находок колец можно объяснить небольшим их производством, так как они хрупки и непрочны и часто и скоро ломались. В своей статье о технике их изготовления Е. Ольчак отмечает, что более всего изготовляли желтые и зеленые кольца. Образцы, найденные на славянских территориях, он подразделяет на четыре группы в зависимости от особенностей их декорировки — по окраске, с глазками и без глазков и др. Единственным источником, который позволяет представить технику их изготовления, служит трактат Теофила, в котором есть отдельная глава XXXI под названием «О кольцах» [4], так как не найдено при археологических раскопках никаких орудий их производства. На это указывала также Т. Э. Хеверник в своей монографии о стеклянных браслетах и бусах среднего и позднего латинского времени на европейском материке [5]. Е. Ольчак описал их изготовление на основании изучения трактата Теофила и дал изображение инструмента, которым пользовались стеклоделы. Он назывался «рожон», что значило в старину острый кол. Его изображение, согласно реконструкции Е. Ольчака. дано на рис. 2. Как видно, рожон состоял из трех частей: 1) деревянного стержня с острием (б); деревянного кружка (г), помещенного на высоте двух третей стержня к железного наконечника (в), надеваемого на острие стержня. Весь инструмент в собранном виде представлен на рис. 30 слева (а). Длина стержня рожна по Теофилу около 22 см, а толщина приблизительно 2,5 см.

Рис. 2. Реконструкция «рожна» для изготовления перстней (по Е. Ольчаку)

По-видимому, разные стеклоделательные мастерские делали стержни неодинаковой толщины, так: как находимые в раскопках кольца имеют различные диаметры. Поперечник кружка около 10 см, а толщина его около 1,5 см. Железный наконечник имел длину 16 см, а внешний диаметр у основания 2.5 см. Общая длина всего рожна в собранном виде достигала 31 см.

Далее следует описание как им пользовались. На острый конец рожна набирали стекло из тигля, стоящего в обогреваемой печи. Рожон ударяли о столбик, находящийся около печи, вследствие чего острие рожна пробивало отверстие в набранном стекле. Потом его разогревали над пламенем, рожон снова ударяли о столбик, чтобы более глубоко осадить стекло на стержне. Затем быстро вращали рожон, в результате чего стекло превращалось в кольцо с диаметром, равным толщине стержня. После опускания на круг кольцо сбрасывали в лунку возле печи. Таков порядок действий при изготовлении кольца без всяких объяснений их смысла. По-видимому, при описании все же недостает некоторых деталей, без которых процесс окажется бесплодным. Heт указании о том, как набирают стекло из тигля? Если предполагается, что оно должно прилипнуть к острию рожна, то это произойдет лишь тогда, если железное острие нагрето до красного каления. В противном случае опускание острия в расплав ничего не даст и стекло не будет взято. Очевидно, в описании Теофила недостает указания о том, что сначала надо накалить железное острие рожна, и после этого набирать им стекло. Само собой это, очевидно, никак не подразумевается.

Выбрасывание в лунку, вероятно, делается для отжига кольца, причем в лунке находятся либо уголья, либо песок, либо зола, как это практиковалось до недолгого времени на старых заводах ручной выработки. При этом следовало бы добавить, что сброшенное в лунку кольцо должно быть засыпано слоем того теплоизоляционного материала, который лежит в лунке. Хотя это не единственные пропуски у Теофила в его трактате при описании средневековой технологии, надо быть весьма признательным ему за его большой труд, без которого мы не знали бы почти ничего о производстве стекла тысячу лет назад.

Литература:

  1. Ломоносов М. В. Введение в истинную физическую химию. Полн. собр. соч., Т. II. М.-Л., Изд. АН СССР, 1964;
  2. Флитнер Н. Стекольно-керамические мастерские Тель-Амарны. Ежегодник Российского института истории искусства, т. I. Петербург, 1922, стр. 137–164;
  3. Архив АН СССР, ф. 20, оп. 2, № 8, Ленинград;
  4. Пресвитер Теофил (конец XI — начало XII вв.) / Мастера искусства об искусстве. Т. 1. Средние века. М., 1965;
  5. Axel von Saldern, Birgit Nolte, Peter La Baume, Thea Elisabeth Haevernick. GLÄSER DER ANTIKE: SAMMLUNG ERWIN OPPENLÄNDER / Mainz am Rhein: Verlag Philipp von Zabern, 1974.
Основные термины (генерируются автоматически): стекло, XXXI, вид нитей, железный наконечник, железный стержень, жидкое стекло, красное каление, острие рожна, собранный вид, стеклянный расплав.


Задать вопрос