Возрождение муранского стекла | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 08.06.2023

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Шкотова, О. В. Возрождение муранского стекла / О. В. Шкотова, К. Т. Боровкова, М. А. Муртазинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103830/ (дата обращения: 19.12.2024).



На сегодняшний день стекло используется практически везде, оно есть в каждом доме. Появилось стекло в давние времена, еще в Древнем Египте. Но в Древнем Риме процесс изготовления достиг невероятных высот. Слава античного стекла не угасла. И в Итальянском городе Венеция в начале XIII века начинает развиваться производство, которое добавило славы городу. Возникшее в средние века венецианское стекло также называют муранским. Этот термин появился со времен Крестовых походов. Однако почему же его стали называть Муранским? В этом нет секрета: в конце XIII века все мастерские были перенесены за пределы города на остров Мурано. [1] На это повлияло не только желание властей сохранить тайну изготовления стекла, но и сама технология производства. Одним из секретов была многоступенчатая очистка стекла. Уже в очищенную стекольную массу добавляли оксиды металла или золотую крошку. Мастер на трубку набирал стекло. У него был определенный промежуток температуры стекла, при котором он работал (от 1000 градусов до 750)

Муранское стекло получило огромную популярность. Изделия из него поражали великолепием, это говорило о большом мастерстве стеклоделов. Муранское стекло имело свои особенности: поверхность идеально гладкая и со временем не блекло. В XV производство еще больше набрало обороты. Разрабатывались технологии, которые ранее были неизвестны. Большую популярность получило цветное стекло благодаря оригинальности производства и стойкости красителей. Дело в том, что стекло не окрашивали краской, а добавляли определенные окиси металлов, благодаря чему удавалось добиться прозрачности и блеска. Одним из прекрасных исторических примеров таких изделий может послужить свадебный кубок Баровьера, [2] автором которого является Анджело Баровьер. (Рис. 1) Он был создан примерно в 1450 году. Кубок сделан с применением технологии выдувания стекла, расписан вручную и украшен золотым орнаментом, который контрастирует с синим цветом самого изделия. В данный момент кубок хранится в Музее муранского стекла и считается одним из шедевров искусства стекла эпохи Возрождения.

Свадебный кубок Баровьера

Рис. 1. Свадебный кубок Баровьера

Интерес также представляет эмалированное стекло, украшенное позолотой (Рис. 2), относящееся к периоду приблизительно с 1450 по 1530 годы. Чаще всего среди таких изделий встречаются бокалы на высокой ножке, «ребёрчатые» чаши, кувшины и фляги. Еще одним великолепным историческим примером может послужить необыкновенно прозрачное стекло (Рис. 3), разработку которого приписывают ранее упомянутому Анджело Баровьеру.

Рис. 2. Чаша

Рис. 3. Бокал на «крылатой» ножке

Однако производство не может всегда идти идеально, и уже в XVII веке, из-за появления конкурентов в Богемии и Силезии, стеклодувные мастерские в Мурано утратили былую славу, а после войны с Наполеоном они были практически уничтожены.

В XX веке история венецианского стекла снова набирает обороты. Начинается сотрудничество стеклодувов с архитекторами, дизайнерами, благодаря чему изделия из стекла получают «вторую жизнь». Из этого стекла изготавливали посуду, люстры, церковную утварь и украшения, зеркала.

В 1920-е годы предметы становились более простыми и функциональными, почти лишенными декоративности. именно такие предметы пользовались спросом. По-прежнему большое внимание уделялось стеклянной посуде, не только как к предметам бытового характера, но и как к произведению искусства, деталям интерьера. В 1921 году была основана компания Vetri Soffiati Muranesi Capellin Venini под руководством Витторио Зекчина, как главного дизайнера. Создатели — Джакомо Каппеллин и Паоло Венини. Их компания создала новое направление — изделия в стиле модерн. Работы этой компании участвовали в каждой выставке. Широкое признание компания получила на выставках декоративно-прикладного искусства 20-х годов: Биеннале в Монце (1923, 1925), Венецианская биеннале (1924) и Парижская выставка (1925).

В 1921–1925 гг. компания выпустила коллекцию, вдохновленную эпохой Возрождения. [3] “Ваза Веронезе” была так названа, потому что при ее создании Витторио Зекчин вдохновился аналогичной вазой с картины Паоло Веронезе L'Annunciazione. Ваза Зекчина стала логотипом мастерской Venini и производится до сих пор. (Рис. 4) “Ваза Транспорезе” сделана из тонкого светло-голубого прозрачного стекла с накладными ручками. После закрытия компании Vetri Soffiati Muranesi Cappellin Venini & C. этот стиль модернизма был добавлен в каталог MVM Cappellin & C. под номером модели 5293. (Рис. 5)

Рис. 4

Рис. 5

Веронезе Транспаренте

В 1932 году Карло Скарпа стал художественным руководителем мастерской «Venini». Одним из выдающихся шедевров, изготовленных под его руководством, является люстра Murano Venini «Poliedri». (Рис. 6)

Люстра Murano Venini «Poliedri»

Рис. 6. Люстра Murano Venini «Poliedri»

В то же время, благодаря Карло Скарпе появляется такое понятие, как «филигранное» стекло, которое было впервые представлено на Венецианской биеннале в 1934 году. Технология его производства такова: изделие выдувают из стекла и затем наносят на него множество стеклянных нитей. (Рис. 7) Сейчас данный вид стекла получил большую популярность. Его используют как в домашних интерьерах, так и в интерьерах ресторанов и общественных зданий. (Рис. 8)

Производство стекла в светильниках

https://sun9-22.userapi.com/impg/IuEvezbLvNVAsP_p1puqi8JzSM7LFLnDoLI1bg/uXVuHxUe_Q8.jpg?size=795x530&quality=96&sign=635bd5a75779cd11626bbb23b510966f&type=album

Рис. 7. Филигранное стекло

Рис. 8. Сосуды

По похожей технологии делали многослойное стекло, в которое добавляли часто золото, т. к. оно не меняет свои свойства, либо между слоями делали сетку. Так получалось армированное стекло. Сетка внутри придает изделию защитные свойства. В нынешнее время армированное стекло очень популярный материал. Его используют в остеклении фонарей, балконов и окон. Также особенностью данного стекла является то, что оно не рассыпается при разбитии. При ударе оно сохраняет свою структуру и при повторяющихся воздействиях разрушается фрагментами, «ячейками».

Процесс изготовления армированного стекла уникален. Во время непрерывной прокатки в массу стекла погружается армирующая сетка из проволоки, подача которой осуществляется строго параллельно ленте стекла и все время контролируется натяжение и выравнивание.

Множество других видов муранского стекла используют в интерьерах. [4] Применяются цветные стекла, матовые, прозрачные и др. Отличительной особенностью таких изделий является яркость и элегантность, особое внимание уделяется люстрам и другим светильникам. (Рис. 9, 10)

мур2.jpg

murano_venice_casaricca_13.jpg

Рис. 9. Интерьер с синей люстрой

Рис. 10. Муранские светильники

Муранским стеклом была решена и проблема изготовления зеркал. До 19 века зеркала изготавливались в основном из полированного металла. Затем стали использовать технологии с использованием ртути, вследствие они были заменены на более безопасные. Зеркала делали с помощью алюминия и серебра. Существовали препятствия в создании совершенно стеклянного зеркала. Во-первых, стеклянная поверхность должна была быть прозрачной и пропускать солнечные лучи. Во-вторых, требовалось создать идеальную отражающую поверхность, которая прикреплялась к стеклу. Именно венецианские мастера довели технологию создания зеркал до совершенства. Они модифицировали сплав ртути и олова, добавив бронзу и золото. Специальные пропорции делали отражение более четким. Такие зеркала стоили очень дорого и пользовались ими только королевские семьи.

Теперь муранское стекло — элитный товар, привлекающий многих туристов. На острове Мурано находится большое количество лавок, магазинов с люстрами, посудой, зеркалами из местного стекла. Но самих мастерских, в которых можно увидеть сам процесс создания предметов, сохранилось, к сожалению, не много. Муранское стекло востребовано и по сей день. Большинство итальянских компаний по продажам товаров для дома, интерьера обязательно включают в свой каталог предметы, выполненные из венецианского стекла. Это считается признаком роскоши.

Литература:

  1. [Электронный ресурс] https://www.casaricca.ru/journal/muranskoe_steklo_vekovye_sekrety_made_in_italy/
  2. [Электронный ресурс] https://www.interior.ru/design/442-barovier-toso-istoriya-iz-murano.html
  3. [Электронный ресурс] https://olnickspanu.com/murano-glass-all/?item=trasparente-015–00
  4. [Электронный ресурс] https://antikzone.ru/starinnoe-muranskoe-steklo
Основные термины (генерируются автоматически): стекло, армированное стекло, венецианское стекло, изделие, MVM, Венецианская биеннале, время, компания, процесс изготовления, свадебный кубок.


Задать вопрос