Посуда в ампире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 25.12.2022

Статья просмотрена: 410 раз

Библиографическое описание:

Федорова, Д. А. Посуда в ампире / Д. А. Федорова, П. Н. Сасим. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 116-121. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98258/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье проанализировано развитие стиля ампир на примере столовых сервизов.

Ключевые слова: ампир, русский ампир, сталинский ампир, чайные сервизы, фарфор, дизайн

Ампир — “имперский” стиль, роскошный и элегантный. Он стал олицетворением боевого могущества, праздничности и гордости за страну. Для имперского стиля характерно применение дорогих и эксклюзивных материалов. Отличительными чертами ампира можно назвать изображение исторических событий, усиленная декоративность, смешение прошлых величественных стилей: египетский, римский. Возвышенность и властность данного стиля прослеживаются также и в посуде.

Ампир в работах авторов старого времени и мастеров современности.

В XIX веке ампир был создан исключительно для Наполеона Бонапарта, для него производилось множество предметов, в их числе посуда и вазы огромных размеров. Для украшения посуды из фарфора в основном используются зеленые, голубые, пурпурные цвета, дополненные позолотой (рис. 1). Изделия обильно покрывали позолотой и украшали египетским узором. Декор с деталями античных барельефов. Наполеоновские столовые сервизы были покрыты рисунками военных достижений императора. Керамика высокого качества отделывалась вручную выдающимися художниками фабрик: Севрская мануфактура, Бернардо, Хевиленд, мануфактура Эдме Самсона.

Вазы, созданные для Наполеона Бонапарта

Рис. 1. Вазы, созданные для Наполеона Бонапарта

Ваза, созданная для Наполеона Бонапарта

Рис. 2. Ваза, созданная для Наполеона Бонапарта

В изготовлении посуды становятся популярными различные технологические методы обработки металлов. Благодаря этому удалось распространить производство утонченной посуды из тонкого светлого серебра или посеребренных сплавов, так как в то время такая продукция была востребована. Листопрокатный стан семьи Бейтман, изготавливал огромные партии тонких серебряных пластин, которые без труда поддавались резке, плавке, сгибанию и скручиванию.Таких же свойств и высокого качества пластины, только в совокупности с медью изготавливались на заводе в Шеффилде. Технологии со временем перебрались в разные уголки Европы. Например, “Емкость с крышкой в форме античной урны работы Jean Nicolas Boulanger. (рис. 3). Изогнутые ручки украшены головками дельфинов. Серебро, стекло. Приблизительно 1810 г.” Вторая фотография- Классические модели французских серебряных соусников периода империи с ручками, сделанными в виде голов пантеры, грифона и лебедя. Около 1830 г. (рис. 4).

Ёмкость ean Nicolas Boulanger. 1810 г.

Рис. 3. Ёмкость ean Nicolas Boulanger. 1810 г.

Соусница 1830 г.

Рис. 4. Соусница 1830 г.

Русская аристократия переняла нравы салонов парижской культурной элиты. Наполеон преподнес “Олимпийский сервиз” и “Египетский сервиз” в дар императору Александру в 1807 году во время их встречи в Эрфурте в память о заключении Тильзитского мира между Францией и Россией (1807).

“Египетский сервиз” (рис. 5) был изготовлен в 1804–1806 г. на Севрской фарфоровой мануфактуре во Франции. На нём были росписи и фигурные элементы, выполненные по эскизам Денона. в 1929 г. был передан в Эрмитаж.

Египетский сервиз, выполненный по эскизам Денона, 1807 г.

Рис. 5. Египетский сервиз, выполненный по эскизам Денона, 1807 г.

“Олимпийский сервиз” (рис. 6) также изготовленный на Севрской мануфактуре. Данный десертный комплект был спроектирован сыном Александра Броньяра, директора завода. Расписали сервиз лучшие на тот момент художники по керамике: Этьен-Жан Жорже (40 элементов), Мари-Виктуар Жакото, Перрено, Адам. Создавался с 1804 в течение 3-х лет.

Олимпийский сервиз, десертный, 1807

Рис. 6. Олимпийский сервиз, десертный, 1807

“Гербовый сервиз” (рис.7). Был изготовлен на императорском фарфоровом заводе для Марии Фёдоровны в качестве подарка в 1827 году. Был рассчитан на 60 персон и состоял из 606 предметов. Основные колеры- золотой и зелёный. Помимо посуды включал в себя золотые скульптурные композиции сюрту-де-табль.

Гербовый сервиз (по реестру о поступлении, «фарфоровый сервиз, вызолоченный, с разными фигурами») 1827

Рис. 7. Гербовый сервиз (по реестру о поступлении, «фарфоровый сервиз, вызолоченный, с разными фигурами») 1827

“Гурьевский сервиз” (рис. 8). Изначально имел название “Русский сервиз”, поскольку все предметы имели изображения быта русского народа, в том числе крестьян. В 1848 был передан в Петергоф, где и поныне хранится его большая часть. Руководством данного сервиза занимался модельмейстер Степан Пименов в течение семи лет с 1809 года. Поскольку Гурьевский сервиз постоянно дополнялся, для него было изготовлено 4500 элементов, а на декорирование было потрачено несколько килограммов золота.

Гурьевский (Русский) сервиз (1809–1816)

Рис. 8. Гурьевский (Русский) сервиз (1809–1816)

В Англии и Германии ампир был менее распространен по политическим причинам, но не отсутствовал. В Германии выпуском занималась Мейсенская мануфактура.

В советское время ампир преобразуется в “сталинский ампир”, и становится доступен массам. Чаще используется в архитектуре и посуде, а мебель и декор становятся проще. Сервизы в этом стиле изготавливаются серийно.

“Золотой букет” (рис. 9). Послевоенный кофейный сервиз в “сталинском ампире”. Автором формы выступил художник Криммер Э. М. Имеет золотистые изображения полевых цветов и спелых колосьев на белом фоне. Комплект включал 21 предмет.

ЛФЗ. Кофейный сервиз «Золотой букет»

Рис. 9. ЛФЗ. Кофейный сервиз «Золотой букет»

Посуда ампира сегодня остается все такой же изысканной. Сервизы в основном изготавливают из костяного фарфора. Этот материал характеризуется особой прочностью и изысканностью, имеет тонкие, но очень крепкие стенки, и просвечивается на свету. Столовый сервиз “Триумф” один из представителей “нового” ампира (рис.10, 11). У него есть несколько вариаций дизайна. Их роспись сделана по мотивам коллекций из собрания французских дворцов той эпохи. (рис. 12)

Столовый сервиз “Триумф”

Рис. 10. Столовый сервиз “Триумф”

Чайный сервиз “Триумф”

Рис. 11. Чайный сервиз “Триумф”

Узор с сервиза “Триумф”

Рис. 12. Узор с сервиза “Триумф”

Чайный сервиз Flavour выполнен из костяного фарфора на 4 персоны. Предметы сервиза расписаны в коричневых тонах минимализированным рисунком в виде ремешка с красивой пряжкой, ручки и края предметов декорированы золотой обводкой.

Чайный сервиз “Gift”. (рис. 13) Очаровательный набор из костяного фарфора. Сочетание белого, темно-синего и золотого цветов придает набору классическую изысканность и благородство. Все изделия набора выполнены в одном стиле и безупречно сочетаются между собой. Сервиз рассчитан на 4 персоны

Чайный сервиз “Gift”

Рис. 13. Чайный сервиз “Gift”

Чайный набор «Очарование» (рис. 14) изготовлен изкостяного фарфора. Вся посуда выполнена минималистично. Окантовка из золота выделяется на белоснежном фарфоре, а необыкновенные узоры искрят от солнечного света.

Чайный набор «Очарование»

Рис. 14. Чайный набор «Очарование»

Итальянская ваза для фруктов “Biagi” (рис. 15). Чашу из хрустального стекла дополняет позолоченная подставка из латуни. Один из представителей современного ампира среди ваз: утонченно крученые ручки, покрытие позолотой, изысканность и величие.

Ваза для фруктов “Biagi”

Рис. 15. Ваза для фруктов “Biagi”

Как мы видим, со временем чайные сервизы изменили свой внешний вид. Посуда стала более воздушной, хрупкой и изящной за счет хрустального стекла. Пропал красный цвет. Вазы больше не имеют военных сюжетов. Остались вставки золота и изысканные узоры. Статус “богатства” на посуде все еще прослеживается, но не кричит так явно, как было на стадии зарождения стиля.

В заключение можно сказать, что ампир несколько упростился в дизайне, практически не изготавливается вручную. Но, не смотря на все перемены, он и по сей день остается актуальным.

Литература:

  1. https://vk.com/im?sel=2000000107&msgid=892597
  2. https://vk.com/away.php?to=https://dg-home.ru/catalog/ampir-chaynye_servizy/
  3. https://vk.com/away.php?to=https://bigfoto.name/45898-stil-ampir-v-farfore-v-interere-57-foto.html
  4. https://vk.com/away.php?to=https://posuda-luxe.com/magazin/folder/ampir-imperatorskaya-posuda
  5. https://vk.com/away.php?to=https://www.abitant.com/catalogues/posuda/styles/ampir-barokko-frantsuzkiy/p/4
  6. https://vk.com/away.php?to=https://dzen.ru/media/kuskovo_museum/egipetskii-serviz-podarok-napoleona-5d9d8e61f73d9d66d7127865
  7. https://vk.com/away.php?to=https://artchive.ru/encyclopedia/256~The_Empire_style
  8. https://vk.com/away.php?to=https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/ampir-dorogo-bogato-voinstvenno
  9. https://vk.com/away.php?to=https %3A %2F %2Fwww.kefa.ru %2Farticle %2Fkefa %2Ffa %2Ffarfor__rucckii_ampir.htm&el=snippet
  10. https://vk.com/away.php?to=https %3A %2F %2Fdzen.ru %2Fa %2FY1QPNtIP4CMzFMCT&el=snippet
  11. https://vk.com/away.php?to=https %3A %2F %2Fdzen.ru %2Fmedia %2Fid %2F616a8e08cfb5f23bf687e3de %2Fvelikie-servizy-mira-ifz-gurevskii-russkii-serviz-18091816–633bb9f775a676088556cdb8&el=snippet
Основные термины (генерируются автоматически): чайный сервиз, ампир, костяной фарфор, сервиз, посуда, Севрская мануфактура, столовый сервиз, хрустальное стекло, чайный набор.


Ключевые слова

дизайн, фарфор, ампир, русский ампир, сталинский ампир, чайные сервизы

Похожие статьи

Мебель ампира в прошлом и в современном дизайне

В статье проанализирован дизайн мебели ампира XIX и XXI вв.

Конструктивистский модерн и мебель IKEA

В статье проанализировано влияние конструктивистского модерна на дизайн современной мебели.

Влияние развития новых технологий на производство мебели в стиле ар-деко

В статье авторы пытаются определить влияние развития новых технологий на производство мебели в стиле ар-деко.

Приёмы рококо в современном интерьере

В статье проанализирована актуальность стиля рококо в современных интерьерах.

Экзотический индийский стиль в интерьере

В статье отражены понятия: особенности индийского интерьера в целом, охарактеризована цветовая палитра индийского стиля, выявлены сущностные характеристики отделки помещения в индийском стиле, охарактеризованы элементы декора в индийском стиле, рассм...

Влияние европейской моды на русскую дворянскую моду в конце XIX — начале XX века

В данной статье выделяются и описываются основные тенденции моды в Европе и влияние этих модных тенденций на русскую моду. Значительное внимание уделяется событиям, которые оказали влияние на моду, а также основным элементам одежды и аксессуарам. Так...

Появление ар-деко в США и его использование в интерьерах XXI века

В статье проанализировано изменение интерьеров в стиле ар-деко со времени появления стиля и до нашего времени.

Плетеная мебель в истории и современных интерьерах

В статье автор пытается проследить историю развития плетеной мебели от древних времен до современности.

Скандинавский стиль в интерьере

В статье рассматривается применение образов и технологий скандинавского стиля применительно к дизайну интерьера учебных аудиторий, приводится конкретный пример, описываются методы и приемы особенностей строительства в северных климатических условиях.

Влияние функционализма на конструктивную форму небоскребов

В статье исследуется влияние функционализма на конструктивную форму небоскребов от ранних этапов развития до наших дней.

Похожие статьи

Мебель ампира в прошлом и в современном дизайне

В статье проанализирован дизайн мебели ампира XIX и XXI вв.

Конструктивистский модерн и мебель IKEA

В статье проанализировано влияние конструктивистского модерна на дизайн современной мебели.

Влияние развития новых технологий на производство мебели в стиле ар-деко

В статье авторы пытаются определить влияние развития новых технологий на производство мебели в стиле ар-деко.

Приёмы рококо в современном интерьере

В статье проанализирована актуальность стиля рококо в современных интерьерах.

Экзотический индийский стиль в интерьере

В статье отражены понятия: особенности индийского интерьера в целом, охарактеризована цветовая палитра индийского стиля, выявлены сущностные характеристики отделки помещения в индийском стиле, охарактеризованы элементы декора в индийском стиле, рассм...

Влияние европейской моды на русскую дворянскую моду в конце XIX — начале XX века

В данной статье выделяются и описываются основные тенденции моды в Европе и влияние этих модных тенденций на русскую моду. Значительное внимание уделяется событиям, которые оказали влияние на моду, а также основным элементам одежды и аксессуарам. Так...

Появление ар-деко в США и его использование в интерьерах XXI века

В статье проанализировано изменение интерьеров в стиле ар-деко со времени появления стиля и до нашего времени.

Плетеная мебель в истории и современных интерьерах

В статье автор пытается проследить историю развития плетеной мебели от древних времен до современности.

Скандинавский стиль в интерьере

В статье рассматривается применение образов и технологий скандинавского стиля применительно к дизайну интерьера учебных аудиторий, приводится конкретный пример, описываются методы и приемы особенностей строительства в северных климатических условиях.

Влияние функционализма на конструктивную форму небоскребов

В статье исследуется влияние функционализма на конструктивную форму небоскребов от ранних этапов развития до наших дней.

Задать вопрос