В статье проанализировано развитие стиля ампир на примере столовых сервизов.
Ключевые слова: ампир, русский ампир, сталинский ампир, чайные сервизы, фарфор, дизайн
Ампир — “имперский” стиль, роскошный и элегантный. Он стал олицетворением боевого могущества, праздничности и гордости за страну. Для имперского стиля характерно применение дорогих и эксклюзивных материалов. Отличительными чертами ампира можно назвать изображение исторических событий, усиленная декоративность, смешение прошлых величественных стилей: египетский, римский. Возвышенность и властность данного стиля прослеживаются также и в посуде.
Ампир в работах авторов старого времени и мастеров современности.
В XIX веке ампир был создан исключительно для Наполеона Бонапарта, для него производилось множество предметов, в их числе посуда и вазы огромных размеров. Для украшения посуды из фарфора в основном используются зеленые, голубые, пурпурные цвета, дополненные позолотой (рис. 1). Изделия обильно покрывали позолотой и украшали египетским узором. Декор с деталями античных барельефов. Наполеоновские столовые сервизы были покрыты рисунками военных достижений императора. Керамика высокого качества отделывалась вручную выдающимися художниками фабрик: Севрская мануфактура, Бернардо, Хевиленд, мануфактура Эдме Самсона.
Рис. 1. Вазы, созданные для Наполеона Бонапарта
Рис. 2. Ваза, созданная для Наполеона Бонапарта
В изготовлении посуды становятся популярными различные технологические методы обработки металлов. Благодаря этому удалось распространить производство утонченной посуды из тонкого светлого серебра или посеребренных сплавов, так как в то время такая продукция была востребована. Листопрокатный стан семьи Бейтман, изготавливал огромные партии тонких серебряных пластин, которые без труда поддавались резке, плавке, сгибанию и скручиванию.Таких же свойств и высокого качества пластины, только в совокупности с медью изготавливались на заводе в Шеффилде. Технологии со временем перебрались в разные уголки Европы. Например, “Емкость с крышкой в форме античной урны работы Jean Nicolas Boulanger. (рис. 3). Изогнутые ручки украшены головками дельфинов. Серебро, стекло. Приблизительно 1810 г.” Вторая фотография- Классические модели французских серебряных соусников периода империи с ручками, сделанными в виде голов пантеры, грифона и лебедя. Около 1830 г. (рис. 4).
Рис. 3. Ёмкость ean Nicolas Boulanger. 1810 г.
Рис. 4. Соусница 1830 г.
Русская аристократия переняла нравы салонов парижской культурной элиты. Наполеон преподнес “Олимпийский сервиз” и “Египетский сервиз” в дар императору Александру в 1807 году во время их встречи в Эрфурте в память о заключении Тильзитского мира между Францией и Россией (1807).
“Египетский сервиз” (рис. 5) был изготовлен в 1804–1806 г. на Севрской фарфоровой мануфактуре во Франции. На нём были росписи и фигурные элементы, выполненные по эскизам Денона. в 1929 г. был передан в Эрмитаж.
Рис. 5. Египетский сервиз, выполненный по эскизам Денона, 1807 г.
“Олимпийский сервиз” (рис. 6) также изготовленный на Севрской мануфактуре. Данный десертный комплект был спроектирован сыном Александра Броньяра, директора завода. Расписали сервиз лучшие на тот момент художники по керамике: Этьен-Жан Жорже (40 элементов), Мари-Виктуар Жакото, Перрено, Адам. Создавался с 1804 в течение 3-х лет.
Рис. 6. Олимпийский сервиз, десертный, 1807
“Гербовый сервиз” (рис.7). Был изготовлен на императорском фарфоровом заводе для Марии Фёдоровны в качестве подарка в 1827 году. Был рассчитан на 60 персон и состоял из 606 предметов. Основные колеры- золотой и зелёный. Помимо посуды включал в себя золотые скульптурные композиции сюрту-де-табль.
Рис. 7. Гербовый сервиз (по реестру о поступлении, «фарфоровый сервиз, вызолоченный, с разными фигурами») 1827
“Гурьевский сервиз” (рис. 8). Изначально имел название “Русский сервиз”, поскольку все предметы имели изображения быта русского народа, в том числе крестьян. В 1848 был передан в Петергоф, где и поныне хранится его большая часть. Руководством данного сервиза занимался модельмейстер Степан Пименов в течение семи лет с 1809 года. Поскольку Гурьевский сервиз постоянно дополнялся, для него было изготовлено 4500 элементов, а на декорирование было потрачено несколько килограммов золота.
Рис. 8. Гурьевский (Русский) сервиз (1809–1816)
В Англии и Германии ампир был менее распространен по политическим причинам, но не отсутствовал. В Германии выпуском занималась Мейсенская мануфактура.
В советское время ампир преобразуется в “сталинский ампир”, и становится доступен массам. Чаще используется в архитектуре и посуде, а мебель и декор становятся проще. Сервизы в этом стиле изготавливаются серийно.
“Золотой букет” (рис. 9). Послевоенный кофейный сервиз в “сталинском ампире”. Автором формы выступил художник Криммер Э. М. Имеет золотистые изображения полевых цветов и спелых колосьев на белом фоне. Комплект включал 21 предмет.
Рис. 9. ЛФЗ. Кофейный сервиз «Золотой букет»
Посуда ампира сегодня остается все такой же изысканной. Сервизы в основном изготавливают из костяного фарфора. Этот материал характеризуется особой прочностью и изысканностью, имеет тонкие, но очень крепкие стенки, и просвечивается на свету. Столовый сервиз “Триумф” один из представителей “нового” ампира (рис.10, 11). У него есть несколько вариаций дизайна. Их роспись сделана по мотивам коллекций из собрания французских дворцов той эпохи. (рис. 12)
Рис. 10. Столовый сервиз “Триумф”
Рис. 11. Чайный сервиз “Триумф”
Рис. 12. Узор с сервиза “Триумф”
Чайный сервиз Flavour выполнен из костяного фарфора на 4 персоны. Предметы сервиза расписаны в коричневых тонах минимализированным рисунком в виде ремешка с красивой пряжкой, ручки и края предметов декорированы золотой обводкой.
Чайный сервиз “Gift”. (рис. 13) Очаровательный набор из костяного фарфора. Сочетание белого, темно-синего и золотого цветов придает набору классическую изысканность и благородство. Все изделия набора выполнены в одном стиле и безупречно сочетаются между собой. Сервиз рассчитан на 4 персоны
Рис. 13. Чайный сервиз “Gift”
Чайный набор «Очарование» (рис. 14) изготовлен изкостяного фарфора. Вся посуда выполнена минималистично. Окантовка из золота выделяется на белоснежном фарфоре, а необыкновенные узоры искрят от солнечного света.
Рис. 14. Чайный набор «Очарование»
Итальянская ваза для фруктов “Biagi” (рис. 15). Чашу из хрустального стекла дополняет позолоченная подставка из латуни. Один из представителей современного ампира среди ваз: утонченно крученые ручки, покрытие позолотой, изысканность и величие.
Рис. 15. Ваза для фруктов “Biagi”
Как мы видим, со временем чайные сервизы изменили свой внешний вид. Посуда стала более воздушной, хрупкой и изящной за счет хрустального стекла. Пропал красный цвет. Вазы больше не имеют военных сюжетов. Остались вставки золота и изысканные узоры. Статус “богатства” на посуде все еще прослеживается, но не кричит так явно, как было на стадии зарождения стиля.
В заключение можно сказать, что ампир несколько упростился в дизайне, практически не изготавливается вручную. Но, не смотря на все перемены, он и по сей день остается актуальным.
Литература:
- https://vk.com/im?sel=2000000107&msgid=892597
- https://vk.com/away.php?to=https://dg-home.ru/catalog/ampir-chaynye_servizy/
- https://vk.com/away.php?to=https://bigfoto.name/45898-stil-ampir-v-farfore-v-interere-57-foto.html
- https://vk.com/away.php?to=https://posuda-luxe.com/magazin/folder/ampir-imperatorskaya-posuda
- https://vk.com/away.php?to=https://www.abitant.com/catalogues/posuda/styles/ampir-barokko-frantsuzkiy/p/4
- https://vk.com/away.php?to=https://dzen.ru/media/kuskovo_museum/egipetskii-serviz-podarok-napoleona-5d9d8e61f73d9d66d7127865
- https://vk.com/away.php?to=https://artchive.ru/encyclopedia/256~The_Empire_style
- https://vk.com/away.php?to=https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/ampir-dorogo-bogato-voinstvenno
- https://vk.com/away.php?to=https %3A %2F %2Fwww.kefa.ru %2Farticle %2Fkefa %2Ffa %2Ffarfor__rucckii_ampir.htm&el=snippet
- https://vk.com/away.php?to=https %3A %2F %2Fdzen.ru %2Fa %2FY1QPNtIP4CMzFMCT&el=snippet
- https://vk.com/away.php?to=https %3A %2F %2Fdzen.ru %2Fmedia %2Fid %2F616a8e08cfb5f23bf687e3de %2Fvelikie-servizy-mira-ifz-gurevskii-russkii-serviz-18091816–633bb9f775a676088556cdb8&el=snippet