Введение
Витражи — это уникальное искусство, где свет становится главным героем, преображая сакральное пространство и наполняя его символическим смыслом. С древних времен они служат мостом между материальным миром и божественным, создавая атмосферу таинства и вдохновения.
Витражи играют важную роль в современной религиозной архитектуре, гармонично объединяя вековые символы с новыми идеями. Они обогащают духовное восприятие верующих, создавая неповторимую игру света и цвета. В православных храмах витражи традиционно украшают алтарные окна с изображениями Христа, Рая и Небесного Иерусалима. Современные технологии обеспечивают прочность и долговечность витражей. Новые церковные проекты в России и Европе включают создание витражей с абстрактными формами и гуманистическими мотивами в современных дизайнах, которые привлекают молодежь.
В исламской и восточной архитектуре витражи играют ключевую роль в формировании сакральной атмосферы, где геометрические узоры и цветовые решения передают философские концепции божественной бесконечности. Несмотря на тенденцию к снижению посещаемости церквей в некоторых регионах, витражи способствуют переосмыслению сакральных пространств, делая их более доступными и ориентированными на благополучие. Витражи соединяют историческое наследие и духовную потребность верующих.
История развития витражей
История развития витражей берет начало еще в древности, когда в IV тысячелетии до н. э. в Древнем Египте появилась техника покрытия изделий непрозрачной стекловидной глазурью. Первый витраж представлял собой мозаичный тип, где разноцветные стеклянные фрагменты соединялись свинцовыми профилями, придающими конструкции прочность. Уже в IX в. была открыта технология окрашивания стекол при помощи обжига, что позволило развить витражную живопись к X веку. Самые древние сохранившиеся витражи с фигуративными изображениями встречаются в европейских соборах, например в Аугсбургском соборе в Германии [7].
Золотой век витражного искусства начался в XII веке, в готический период, со строительства таких великих соборов, как Шартрский, Реймсский, Кёльнский и Нотр-Дам. Их витражи, славящиеся своей сложной техникой и изысканной художественной выразительностью, служили не только украшением, но и средством передачи библейских сюжетов и духовных учений посредством света и цвета. Развитие витражного искусства было затруднено религиозными войнами XVI в., но постепенно оно начало использоваться и в светских зданиях, в том числе в медальонах с портретами и мифологическими сценами [2; 6].
Витражи пережили возрождение в эпоху романтизма XVIII и XIX вв., когда были приняты новые техники нанесения краски на цельное стекло. Немецкие и французские мастера сыграли ключевую роль в возрождении традиционных техник и создании мастерских по всей Европе. Современные витражи могут похвастаться широким спектром форм и методов изготовления — от классической мозаики до росписи по стеклу. Витраж, применяемый как в интерьерах, так и в экстерьерах зданий, успешно сочетает в себе уважение к прошлому с современными подходами, обогащая этот вид искусства.
История витражного искусства демонстрирует, как менялись художественные, технические и духовные идеи с течением времени, благодаря постоянному диалогу между устоявшимися техниками и новыми открытиями. Витражи используют свет и цвет для создания завораживающей атмосферы, вызывая восхищение и вдохновение как в храмах, так и в обычных пространствах.
Витражи в христианстве
Витражи в христианстве символизируют божественный свет, пронизывающий храм и соединяющий земное с небесным, отражая идею средневековых богословов о свете как воплощении христианского знания и благодати. В раннехристианских базиликах Рима и Византии окна заполняли просвечивающими пластинами из алебастра или селенита, а к VI в. появились настоящие витражи, как в храме Святой Софии в Константинополе (537 г.), где цветное стекло усиливало мистическую атмосферу богослужения. В готических соборах XII–XIII вв., таких как Сен-Дени, Шартр и Нотр-Дам, аббат Сугерий называл витражи «Библией для бедняков»: они изображали сцены из Священного Писания, жизни святых и пророков, пропуская солнечные лучи для создания цветного сияния, символизирующего райский сад и искупление [3]. В Англии сохранились витражи соборов Йорка и Кентербери.
В православии витражи традиционно ставят в алтарных окнах, они изображают Христа, Воскресение или символы Святого Духа (голубь), усиливая освещение престола и передавая идею Небесного Иерусалима. В России XIX–XX вв. они возродились в храмах с изображениями икон и святых. Техника «паечных» витражей (cloisonné) со свинцовыми перемычками и шварцлотом для деталей лиц и орнамента позволяла контрастно передавать библейские сюжеты, где центр роз часто занимал Христос на троне с чашей причастия.
В современной практике витражи очищают души и привлекают верующих в сумраке храмов (рис. 1, 2) [1].
|
|
|
|
Рис. 1. Витраж «Христос Вседержитель», 1896–1917 гг. |
Рис. 2. Витраж «Голубая Дева», Шартрский собор Нотр-Дам, Франция, 1150 г. |
Сегодня витражи продолжают использоваться в католических и православных церквях для духовного воздействия, сочетая символику света с современными сюжетами, что подчеркивает их вечную роль в христианском искусстве.
Витражи в исламе
Витражи в исламской архитектуре служат для создания атмосферы святости и умиротворения в мечетях, пропуская свет через геометрические узоры и арабески, которые символизируют бесконечность Аллаха и совершенство божественного мира, избегая фигурных изображений в соответствии с аниконизмом. Синий цвет ассоциируется с мудростью и духовностью, зеленый — с жизнью и возрождением, они усиливают мистическое воздействие света, проникающего через решетки «машрабия» или цветные стеклянные панели в куполах и минаретах. Такие элементы, как восьмиконечные звезды с множеством окон вокруг, заливают интерьер ослепительным сиянием, подчеркивая величие и единство творения.
Восточные витражи в исламском стиле отличаются сложными переплетениями изогнутых форм и мозаичной структурой, часто выполнены в технике «тиффани» с латунными профилями для подсветки, что усиливает декоративность и сказочный эффект в современных интерьерах. Орнаменты, наполненные символикой, передают религиозные и философские концепции без прямых изображений, сочетая контрастные плоскости оникса с узорчатыми модулями для динамичного света. Свет через витражи усиливает духовное восприятие, превращая пространство мечети в отражение божественного присутствия (рис. 3) [5].
Рис. 3. Шах-Черах («Зеркальная мечеть»), Шираз, Иран, построен в XIX–XX вв.
Современные интерпретации сохраняют традиции, используя витражи в религиозных и светских объектах для передачи аромата Востока и романтики, как в работах с подсветкой, имитирующих «Тысячу и одну ночь». Таким образом, витражи остаются ключевым элементом исламского искусства, где свет и орнамент гармонично выражают теократические идеалы.
Витражи в буддизме
Витражи в буддийской архитектуре редки и не являются традиционным элементом, в отличие от христианства или ислама, но встречаются в современных или модернизированных храмах, где они изображают священные символы для усиления духовного света и гармонии. В Санкт-Петербургском дацане Гунзэчойнэй (построен 1909–1915 гг.) (рис. 4) по эскизам Николая Рериха созданы витражи плафона и ограждения молитвенного зала с «восемью символами счастья» (зонт, рыбы, ваза, лотос, раковина, узел, штандарт, колесо Дхармы), символизирующими путь к просветлению. Солнечные лучи через них освещают статую Будды в зимнее солнцестояние. Эти витражи в сдержанной цветовой гамме органично вписываются в интерьер, сочетая русский модерн с буддийской иконографией [4].
Рис. 4. Витражи в Санкт-Петербургском дацане Гунзэчойнэй, 1915 г.
В других буддийских храмах витражи либо отсутствуют, либо заменены мозаикой, рельефами или цветным стеклом в потолках для имитации небесного сияния, что подчеркивает космогонию Меру и просветление. Современным примером служат витражи, установленные в Санкт-Петербургском дацане Гунзэчойнэй в 2010 г., изображающие, по правилам буддийского искусства, такие темы, как «Пять подношений чувствам», «Солнце» и «Лунный дракон». В буддийской традиции витраж выполняет роль светового акцента, олицетворяя Дхарму (учение) и Нирвану (состояние освобождения). При этом он остается уникальным элементом, демонстрирующим применение западных художественных технологий.
Заключение
В религии витраж — это не просто декоративный элемент, это символический и духовный инструмент, соединяющий земное и божественное. Взаимодействие света и цвета создает неповторимую атмосферу внутреннего просветления, еще больше усиливая значение религиозных учений и культурных традиций. Красота витражей в христианских соборах, мечетях и буддийских храмах показывает, как это искусство объединяет людей разных поколений, культур и вероисповеданий, сохраняя и развивая глубокие религиозные и философские идеи. Витражи прочно вошли в мировую культуру и историю, являясь воплощением духовного света и преображая сакральные пространства, что придает им яркость и особую значимость.
Литература:
- Княжицкая, Т. В. Витражи в православных храмах России XIX — начала XX вв.: цветное стекло в окнах и иконостасах / Т. В. Княжицкая // Витражи в России. — 2008. — URL: https://vitroart.ru/articles/articles/73/
- Готические витражи. — 2021. — URL: https://vit-rage.ru/articles/goticheskie-vitrazhi
- Витражи в православных храмах, церквях и соборах. — 2023. — URL: https://vit-rage.ru/articles/vitrazhi-v-pravoslavnyix-xramax-czerkvyax-i-soborax
- Новые витражи в буддийском храме Санкт-Петербурга // Витражи в России. — 2011. — URL: https://vitroart.ru/Sinfo/Snews/625/
- Восточные витражи. — 2024. — URL: https://vit-rage.ru/articles/vostochnyij-vitrazh
- История появления витражей. — URL: https://blueglass.ru/istoriya-poyavleniya-vitrazhey
- Витраж // Википедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Витраж

