В данной статье проводится анализ исторического развития архитектуры погребальных сооружений. Анализируется подход к созданию особых мест для траурных церемоний и интеграции погребальных сооружений в городскую среду обитания. Исследование показало, что на протяжении многих веков создание погребальных сооружений и комплексов было в центре внимания зодчих и архитекторов. Используя величайшие достижения в области архитектуры, искусства, строительства и используя новейшие технологии и материалы, создавались уникальные здания.
Процесс развития и формирования новых типов погребальной архитектуры продолжается и в наше время. Яркий пример тому появление в Европе в конце XIX в. кремационной архитектуры. В связи с ростом населения планеты и дефицита мест для захоронений, этот новый тип погребальной архитектуры становится предметом особого внимания современных архитекторов.
Ключевые слова: погребальная архитектура.
Многие археологические находки свидетельствуют о том, что убежденность в потусторонней жизни существовала уже в первобытном обществе. Но где и как протекала эта жизнь — эти вопросы были предметом размышлений и умозаключений в течение всех тысячелетий развития человечества.
Неизбежность смерти, её непредсказуемость, а порой неожиданность и беспричинность, ставит само понятие смерти за гранью человеческого понимания. Смерть разными религиями воспринимается по-разному — или это наказание за греховную жизнь, или это награда и ожидает вечная загробная жизнь.
Вся погребальная архитектура разных времён и в разных частях света демонстрирует представления человека о завершении его земного пути и в зависимости от мировоззрения преследует две основные цели: создать условия для дальнейшего существования в ином мире и увековечить память умершего (для атеистов — только возвеличить и сохранить память для потомков).
Рис. 1. Этрусская гробница-тумулус
К погребальной архитектуре можно отнести и тумулусы — эти окружённые каменной стеной этрусские гробницы, покрытые земляными холмами, и мегалитические погребения — погребения в гробницах, сооруженных из больших камней. Одним из наиболее известных погребений такого типа, является погребальный комплекс в Карнаке, Франция. Он состоит из почти 3000 камней [2, 3].
С углублением религиозных представлений появляются сооружения совсем другого смыслового и пространственного уровня. Это накладывает отпечаток на процесс формирования культурных преобразований прообразов (языческие капища, идолы и др.) в новые ритуальные образы (храмы, статуи, священный огонь алтаря).
Наиболее ярко и показательно эти процессы проявляются в Средиземноморье, где особенно выделяется Египет со своими пирамидами и храмовыми комплексами. Остатки храма при пирамиде Хафра в Гизе дают нам представление об устройстве этих сооружений: в центре прямоугольного здания находился зал с четырехгранными монолитными гранитными столбами, по двум сторонам были расположены два узких помещения для заупокойных царских статуй. В таких храмах совершались погребальные обряды [5].
Следует отметить, что аллеи с памятниками и обелиски можно считать неоценимым вкладом египетской архитектуры древности в развитие монументального зодчества на протяжении последующих столетий. Это подтверждается активным заимствованием египетских мотивов в греко-римской античной архитектуре. И в дальнейшем, европейская архитектурная мысль неоднократно обращалась к образам сфинксов, пирамид и обелисков при создании погребальных сооружений.
Античная храмовая архитектура также заложила основы формирования погребальных сооружений. Так первые храмы, окруженные рядами колонн, возводились обычно на вершинах холмов, подчеркивая устремлённость в небо, и в тоже время, отделяя верующих для совершения обряда. Классическим образом такой архитектуры является древнегреческий афинский Акрополь. И особенно Парфенон со сплошным скульптурным фризом по фасаду.
Рис. 2. Галикарнасский мавзолей
Пергамский алтарь (II в. до н. э.), памятник Нереид (IV в. до н. э.), Галикарнасский мавзолей (IV в. до н. э.), где применены величайшие архитектурные и строительные достижения того времени, оставались надолго источниками вдохновения для создания погребальной архитектуры в разных частях света [1].
Языческое мировоззрение Древнего Рима создало стройную и многоуровневую систему своих богов, что непосредственно отразилось в архитектуре культовых сооружений, породив новый его тип — пантеон. Построенный в 126-м году римский Пантеон, явился прообразом большого числа погребальных и мемориальных комплексов Европы. Ярким примером которых, является мемориал Вальхалла (1842 г.) Регенсбург, Германия.
Пришедшие на смену язычеству и быстро утвердившееся в Европе христианское мировоззрение оказало свое влияние и на создание погребальных сооружений. Так первые христианские мавзолеи были близки к мартириям и представляли собой центрические ротонды или многогранные постройки [4].
Примером являются мавзолей Констанции в Риме (ныне церковь Санта-Костанца, середина IV века) и мавзолей Теодориха в Равенне (около 526 года).
В cредние века в Европе мавзолеи практически не возводились, их заменили захоронения в погребальных часовнях и в криптах.
С этого периода мавзолеи получили распространение на исламском Востоке, где на их форму повлияли римско-византийские мавзолеи, зороастрийские храмы Сасанидского Ирана, в Восточной Азии — буддийские ступы.
Среди примеров восточных мавзолеев — Исмаила Самани (конец IX — начала X веков) в Бухаре (ныне Узбекистан).
Рис. 4. Мавзолей Исмаила Самани
Искусно выполненная декоративные кирпичные кладка, оттеняющая безупречные классические пропорции мавзолея, вызывает одновременно восторг и трепет уже несколько столетий.
Мавзолей Айша-Биби, близ города Тараз (ныне Казахстан), мавзолей Тимура и Тимуридов в Самарканде (Гур-Эмир).
Уникальность мавзолея Гур-Эмира как памятника среднеазиатской культуры, обусловлена использованием многоцветной мозаики, подчёркивающей лёгкость и стройность архитектурных линий и пропорций и, в то же время, их величие и монументальность.
Тадж–Махал в Индии — это самый известный и богатейший мавзолей. Поражает обилие драгоценных и полудрагоценных камней, покрывающих стены. И мраморный бассейн подчеркивает всё великолепие комплекса. Расположенный перед входом в мавзолей, бассейн усиливает отражением впечатление от самого здания.
Рис. 5. Мавзолей Тадж — Махал. Индия, Агра
Мавзолеи вновь начинают возводить в Европе в эпоху классицизма.
Рис. 6. Мавзолей Ч. Ховарда
Мавзолей Ч. Ховарда в виде храма-толоса с куполом на территории замка Ховард в Великобритании, 1729–1742 годы, архитектор Н. Хоксмур.
В XIX в. появляются невероятно разнообразные и разностильные, с точки зрения архитектуры, погребальные сооружения.
Как пример — неороманский королевский мавзолей Фрогмор королевы Виктории и принца Альберта в Виндзоре, 1862–1868 годы, архитекторы А.Дж. Хамберт, Л. Грунер.
Что же касается XX в., то здесь архитектуры мавзолеев, опираясь на многовековые традиции, стремятся к монументальности и лаконизму.
Вся погребальная архитектура демонстрирует представление человека о создании мира, его предназначении и роли самого человека в этом мире.
Исследование показало, что на протяжении многих веков создание погребальных сооружений и комплексов было в центре внимания зодчих и архитекторов.
Анализируя подход к созданию особых мест для траурных церемоний и интеграции погребальных сооружений в городскую среду обитания, можно сделать вывод, что используя величайшие достижения в области архитектуры, искусства, строительства и применяя новейшие технологии и материалы, создавались уникальные здания. Архитектура этих зданий отражала религиозные представления общества и национальные особенности населения.
Процесс развития и формирования новых типов погребальной архитектуры продолжается и в наше время. Яркий пример тому появление в Европе в конце XIX в. кремационной архитектуры. В связи с ростом населения планеты и дефицита мест для захоронений, этот новый тип погребальной архитектуры становится предметом особого внимания современных архитекторов.
Литература:
- Алпатов М. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М.: Исскуство, 1987. 224 с.
- Блохина И. В. Всемирная история архитектуры и стилей. Москва: Ассоциации строительных вузов. 2014, 36 с.
- Кочергин В. В. Кольца каменного века.Архитектура древннейшего времени. М.: Архитектура-С. 2016,192 с.
- Маркузон В. Мемориальная архитектура античного Рима.Память и время. М.: Галарт, 2011. С. 332–334.
- Шуринова Р. Искусство Древнего Египта. М.: Изобразительное искусство,1972. 200 с. (Сер. «Искусство стран и народов мира»).