Специфика погребальной архитектуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №38 (224) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 23.09.2018

Статья просмотрена: 469 раз

Библиографическое описание:

Игумнов, А. В. Специфика погребальной архитектуры / А. В. Игумнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 38 (224). — С. 192-197. — URL: https://moluch.ru/archive/224/52701/ (дата обращения: 22.12.2024).



В данной статье проводится анализ исторического развития архитектуры погребальных сооружений. Анализируется подход к созданию особых мест для траурных церемоний и интеграции погребальных сооружений в городскую среду обитания. Исследование показало, что на протяжении многих веков создание погребальных сооружений и комплексов было в центре внимания зодчих и архитекторов. Используя величайшие достижения в области архитектуры, искусства, строительства и используя новейшие технологии и материалы, создавались уникальные здания.

Процесс развития и формирования новых типов погребальной архитектуры продолжается и в наше время. Яркий пример тому появление в Европе в конце XIX в. кремационной архитектуры. В связи с ростом населения планеты и дефицита мест для захоронений, этот новый тип погребальной архитектуры становится предметом особого внимания современных архитекторов.

Ключевые слова: погребальная архитектура.

Многие археологические находки свидетельствуют о том, что убежденность в потусторонней жизни существовала уже в первобытном обществе. Но где и как протекала эта жизнь — эти вопросы были предметом размышлений и умозаключений в течение всех тысячелетий развития человечества.

Неизбежность смерти, её непредсказуемость, а порой неожиданность и беспричинность, ставит само понятие смерти за гранью человеческого понимания. Смерть разными религиями воспринимается по-разному — или это наказание за греховную жизнь, или это награда и ожидает вечная загробная жизнь.

Вся погребальная архитектура разных времён и в разных частях света демонстрирует представления человека о завершении его земного пути и в зависимости от мировоззрения преследует две основные цели: создать условия для дальнейшего существования в ином мире и увековечить память умершего (для атеистов — только возвеличить и сохранить память для потомков).

Архитектура Древнего Рима. Черветери (Цере). Погребальные сооружения: тумулус

Рис. 1. Этрусская гробница-тумулус

К погребальной архитектуре можно отнести и тумулусы — эти окружённые каменной стеной этрусские гробницы, покрытые земляными холмами, и мегалитические погребения — погребения в гробницах, сооруженных из больших камней. Одним из наиболее известных погребений такого типа, является погребальный комплекс в Карнаке, Франция. Он состоит из почти 3000 камней [2, 3].

С углублением религиозных представлений появляются сооружения совсем другого смыслового и пространственного уровня. Это накладывает отпечаток на процесс формирования культурных преобразований прообразов (языческие капища, идолы и др.) в новые ритуальные образы (храмы, статуи, священный огонь алтаря).

Наиболее ярко и показательно эти процессы проявляются в Средиземноморье, где особенно выделяется Египет со своими пирамидами и храмовыми комплексами. Остатки храма при пирамиде Хафра в Гизе дают нам представление об устройстве этих сооружений: в центре прямоугольного здания находился зал с четырехгранными монолитными гранитными столбами, по двум сторонам были расположены два узких помещения для заупокойных царских статуй. В таких храмах совершались погребальные обряды [5].

Следует отметить, что аллеи с памятниками и обелиски можно считать неоценимым вкладом египетской архитектуры древности в развитие монументального зодчества на протяжении последующих столетий. Это подтверждается активным заимствованием египетских мотивов в греко-римской античной архитектуре. И в дальнейшем, европейская архитектурная мысль неоднократно обращалась к образам сфинксов, пирамид и обелисков при создании погребальных сооружений.

Античная храмовая архитектура также заложила основы формирования погребальных сооружений. Так первые храмы, окруженные рядами колонн, возводились обычно на вершинах холмов, подчеркивая устремлённость в небо, и в тоже время, отделяя верующих для совершения обряда. Классическим образом такой архитектуры является древнегреческий афинский Акрополь. И особенно Парфенон со сплошным скульптурным фризом по фасаду.

Галикарнасский_мавзолей_картинка_(Civ5)

Рис. 2. Галикарнасский мавзолей

Пергамский алтарь (II в. до н. э.), памятник Нереид (IV в. до н. э.), Галикарнасский мавзолей (IV в. до н. э.), где применены величайшие архитектурные и строительные достижения того времени, оставались надолго источниками вдохновения для создания погребальной архитектуры в разных частях света [1].

Языческое мировоззрение Древнего Рима создало стройную и многоуровневую систему своих богов, что непосредственно отразилось в архитектуре культовых сооружений, породив новый его тип — пантеон. Построенный в 126-м году римский Пантеон, явился прообразом большого числа погребальных и мемориальных комплексов Европы. Ярким примером которых, является мемориал Вальхалла (1842 г.) Регенсбург, Германия.

Пришедшие на смену язычеству и быстро утвердившееся в Европе христианское мировоззрение оказало свое влияние и на создание погребальных сооружений. Так первые христианские мавзолеи были близки к мартириям и представляли собой центрические ротонды или многогранные постройки [4].

Примером являются мавзолей Констанции в Риме (ныне церковь Санта-Костанца, середина IV века) и мавзолей Теодориха в Равенне (около 526 года).

В cредние века в Европе мавзолеи практически не возводились, их заменили захоронения в погребальных часовнях и в криптах.

С этого периода мавзолеи получили распространение на исламском Востоке, где на их форму повлияли римско-византийские мавзолеи, зороастрийские храмы Сасанидского Ирана, в Восточной Азии — буддийские ступы.

Среди примеров восточных мавзолеев — Исмаила Самани (конец IX — начала X веков) в Бухаре (ныне Узбекистан).

400px-Samanid_Mausoleum

Рис. 4. Мавзолей Исмаила Самани

Искусно выполненная декоративные кирпичные кладка, оттеняющая безупречные классические пропорции мавзолея, вызывает одновременно восторг и трепет уже несколько столетий.

Мавзолей Айша-Биби, близ города Тараз (ныне Казахстан), мавзолей Тимура и Тимуридов в Самарканде (Гур-Эмир).

Уникальность мавзолея Гур-Эмира как памятника среднеазиатской культуры, обусловлена использованием многоцветной мозаики, подчёркивающей лёгкость и стройность архитектурных линий и пропорций и, в то же время, их величие и монументальность.

Тадж–Махал в Индии — это самый известный и богатейший мавзолей. Поражает обилие драгоценных и полудрагоценных камней, покрывающих стены. И мраморный бассейн подчеркивает всё великолепие комплекса. Расположенный перед входом в мавзолей, бассейн усиливает отражением впечатление от самого здания.

taj-mahal

Рис. 5. Мавзолей Тадж — Махал. Индия, Агра

Мавзолеи вновь начинают возводить в Европе в эпоху классицизма.

Вид-на-новый-мост-и-Мавзолей-в-парке-замка-Говард

Рис. 6. Мавзолей Ч. Ховарда

Мавзолей Ч. Ховарда в виде храма-толоса с куполом на территории замка Ховард в Великобритании, 1729–1742 годы, архитектор Н. Хоксмур.

В XIX в. появляются невероятно разнообразные и разностильные, с точки зрения архитектуры, погребальные сооружения.

Как пример — неороманский королевский мавзолей Фрогмор королевы Виктории и принца Альберта в Виндзоре, 1862–1868 годы, архитекторы А.Дж. Хамберт, Л. Грунер.

Что же касается XX в., то здесь архитектуры мавзолеев, опираясь на многовековые традиции, стремятся к монументальности и лаконизму.

Вся погребальная архитектура демонстрирует представление человека о создании мира, его предназначении и роли самого человека в этом мире.

Исследование показало, что на протяжении многих веков создание погребальных сооружений и комплексов было в центре внимания зодчих и архитекторов.

Анализируя подход к созданию особых мест для траурных церемоний и интеграции погребальных сооружений в городскую среду обитания, можно сделать вывод, что используя величайшие достижения в области архитектуры, искусства, строительства и применяя новейшие технологии и материалы, создавались уникальные здания. Архитектура этих зданий отражала религиозные представления общества и национальные особенности населения.

Процесс развития и формирования новых типов погребальной архитектуры продолжается и в наше время. Яркий пример тому появление в Европе в конце XIX в. кремационной архитектуры. В связи с ростом населения планеты и дефицита мест для захоронений, этот новый тип погребальной архитектуры становится предметом особого внимания современных архитекторов.

Литература:

  1. Алпатов М. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М.: Исскуство, 1987. 224 с.
  2. Блохина И. В. Всемирная история архитектуры и стилей. Москва: Ассоциации строительных вузов. 2014, 36 с.
  3. Кочергин В. В. Кольца каменного века.Архитектура древннейшего времени. М.: Архитектура-С. 2016,192 с.
  4. Маркузон В. Мемориальная архитектура античного Рима.Память и время. М.: Галарт, 2011. С. 332–334.
  5. Шуринова Р. Искусство Древнего Египта. М.: Изобразительное искусство,1972. 200 с. (Сер. «Искусство стран и народов мира»).
Основные термины (генерируются автоматически): погребальная архитектура, Европа, мавзолей, сооружение, городская среда обитания, дефицит мест, кремационная архитектура, область архитектуры, особое внимание, представление человека.


Ключевые слова

погребальная архитектура

Похожие статьи

Подземная урбанистика как пример формирования инновационного мемориального пространства

В третьей декаде XXI века опыт многих городов транслирует информацию о необходимости отказа от старой формы проектирования (плоскостной застройки) городов. Складывающиеся обстоятельства подвергают к неотвратимому переходу от горизонтального к вертика...

Отличительные черты современных проектов в ракетно-космической отрасли

Развитие методологии проектного управления, а также существующая тенденция проектизации различных форм современного бизнеса, науки, культуры и ряда социальных программ привели к использованию методов проектного управления в совершенно разных по своей...

Опыт музеефикации памятников Казахстана

В статье рассматривается опыт музеефикации памятников Казахстана, включающий успешные примеры превращения исторических и культурных объектов в музеи. Описаны ключевые музеефицированные объекты, такие как мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане, архе...

Анализ азиатского опыта проектирования современного крематория XXI века

В данной статье проводится анализ различных кремационных сооружений в азиатских странах как нового типа общественных зданий. Анализируется инновационный подход к созданию особых мест для траурных церемоний и интеграции кремационных сооружений в город...

Образы животных в изобразительном искусстве: к истории зарождения анималистического жанра

Анималистика в искусстве — один из самых древних жанров. Его история начинается еще со времен палеолита и достигает своего расцвета лишь в XIX–XX веках. Изображения животных всегда были неотъемлемой частью живописи, скульптуры, декоративно-прикладног...

Гидропарк. Актуальность и перспективы развития парков водного типа

В связи со стремительным развитием и усложнившейся планировочной организацией городов и, как следствие, изменившимися требованиями населения к условиям отдыха, решающим фактором при выборе местности для проведения отдыха всё чаще становятся природные...

Инновационные методы эксплуатации древних городов Узбекистана

Статья посвящена разработке архитектурно-инновационного музейного комплекса, который можно использовать над древними городищами и относится к области строительства зданий и сооружений специального назначения. Особенность предлагаемой концепции заключ...

Изучение популяционной структуры человечества для выявления наследственных заболеваний

Изучение и понимание популяционной структуры человечества — важный аспект современной биологии и медицины. В последнее время его актуальность возросла. Если раньше проводилось лишь наблюдение за состоянием изучаемых популяций и устройстве практическо...

Цифровые технологии в обеспечении достойной жизни человека

Цель статьи заключается в выявлении механизмов влияния цифровых технологий на достойную жизнь человека. Методология исследования состоит в логико-гносеологическом анализе проблемы с учётом факторов, определяющих достойную жизнь человека, а также в пр...

Свадебные обычаи Китая и России: культурные сходства и различия

В каждой стране существуют свои уникальные свадебные обряды и обычаи, которые складываются из культуры, истории и географии. Эти традиции, знакомство с которыми позволит развить отношения и дружбу между странами, являются неотъемлемой частью культуры...

Похожие статьи

Подземная урбанистика как пример формирования инновационного мемориального пространства

В третьей декаде XXI века опыт многих городов транслирует информацию о необходимости отказа от старой формы проектирования (плоскостной застройки) городов. Складывающиеся обстоятельства подвергают к неотвратимому переходу от горизонтального к вертика...

Отличительные черты современных проектов в ракетно-космической отрасли

Развитие методологии проектного управления, а также существующая тенденция проектизации различных форм современного бизнеса, науки, культуры и ряда социальных программ привели к использованию методов проектного управления в совершенно разных по своей...

Опыт музеефикации памятников Казахстана

В статье рассматривается опыт музеефикации памятников Казахстана, включающий успешные примеры превращения исторических и культурных объектов в музеи. Описаны ключевые музеефицированные объекты, такие как мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане, архе...

Анализ азиатского опыта проектирования современного крематория XXI века

В данной статье проводится анализ различных кремационных сооружений в азиатских странах как нового типа общественных зданий. Анализируется инновационный подход к созданию особых мест для траурных церемоний и интеграции кремационных сооружений в город...

Образы животных в изобразительном искусстве: к истории зарождения анималистического жанра

Анималистика в искусстве — один из самых древних жанров. Его история начинается еще со времен палеолита и достигает своего расцвета лишь в XIX–XX веках. Изображения животных всегда были неотъемлемой частью живописи, скульптуры, декоративно-прикладног...

Гидропарк. Актуальность и перспективы развития парков водного типа

В связи со стремительным развитием и усложнившейся планировочной организацией городов и, как следствие, изменившимися требованиями населения к условиям отдыха, решающим фактором при выборе местности для проведения отдыха всё чаще становятся природные...

Инновационные методы эксплуатации древних городов Узбекистана

Статья посвящена разработке архитектурно-инновационного музейного комплекса, который можно использовать над древними городищами и относится к области строительства зданий и сооружений специального назначения. Особенность предлагаемой концепции заключ...

Изучение популяционной структуры человечества для выявления наследственных заболеваний

Изучение и понимание популяционной структуры человечества — важный аспект современной биологии и медицины. В последнее время его актуальность возросла. Если раньше проводилось лишь наблюдение за состоянием изучаемых популяций и устройстве практическо...

Цифровые технологии в обеспечении достойной жизни человека

Цель статьи заключается в выявлении механизмов влияния цифровых технологий на достойную жизнь человека. Методология исследования состоит в логико-гносеологическом анализе проблемы с учётом факторов, определяющих достойную жизнь человека, а также в пр...

Свадебные обычаи Китая и России: культурные сходства и различия

В каждой стране существуют свои уникальные свадебные обряды и обычаи, которые складываются из культуры, истории и географии. Эти традиции, знакомство с которыми позволит развить отношения и дружбу между странами, являются неотъемлемой частью культуры...

Задать вопрос