Конституционные основы государственной и административно-территориальной структуры Республики Узбекистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (118) июль-2 2016 г.

Дата публикации: 16.07.2016

Статья просмотрена: 351 раз

Библиографическое описание:

Маткаримов, И. М. Конституционные основы государственной и административно-территориальной структуры Республики Узбекистан / И. М. Маткаримов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 452-453. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32556/ (дата обращения: 17.12.2024).



Согласно статье 1 Конституции, Республика Узбекистан считается суверенным демократическим и независимым государством. Каждое независимое государство должно иметь свои границы и административно-территориальную целостность.

Согласно 4 и 17 статьям конституционного закона «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», принятых на внеочередной 6-й сессии XII созыва Верховного Совета Республики Узбекистан, проведённого 31 августа 1991 г., государственные границы и территории неделимы и неприкосновенны. Народ Узбекистана не может своевольно изменить государственные границы и свою территорию. Признаётся территориальная целостность и независимость Республики Каракалпакстан, входящей в состав Республики Узбекистан. Данное правовое положение вполне соответствует уставам ООН и декларации об СНГ, принятой 21 декабря 1991 года в городе Алма-Ата. Согласно международным правовым нормам, территория каждого государства должна быть определена границами. Территория государства может состоять из суши, акватории, атмосферного воздуха и подземных богатств. Данные природные объекты считаются материальной базой для людей, проживающих в стране. Поэтому для каждого государства, в том числе и для Республики Узбекистан, государственная территория играет особую роль в социально-политической жизни государства, и является реальным выражением независимости.

Форма государственного управления — организация административно-территориального и государственного управления, а также характер взаимоотношений между местными и центральными органами [4.110c]. Таким образом, административно-территориальная организация является основным показателем государственной структуры.

Административно-территориальная структура государства — социально-экономическая часть организации государственной территории, представляющая собой систему деления государственной территории на части, отделённые для удобства осуществления основных задач государственного строительства. Территориальная организация государства по цели и задачам может выражаться в следующих формах:

территориально-экономическая (например, зоны для свободной торговли)

военно-территориальная (например, 6 округов, составляющих военно-территориальную целостность: Ташкентский (центральный), Северный, Южный, Восточный и Западный);

территориально — политический (например, регионы, отделённые для решения этических проблем);

территориально-экологический (например, акватория и территории, нуждающихся в особой экологической защите: Аральское море и территории Приаралья). Основными задачами центрального государственного аппарата Республики Узбекистан являются: защита территориальной целостности, государственной независимости и конституционального строя, защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка, защита прав собственников и экономической свободы, проведение результативной внешней политики и т.п.

Согласно статье 68 Конституции, Республика Узбекистан состоит из областей районов, городов, кишлаков, аулов. Кроме того, в ее состав также входит Республики Каракалпакстан.

Данная информация была опубликована министерством по статистике и макроэкономике Республики Узбекистан в статистическом сборнике «Население Республики Узбекистан — 2010» от 1 января 2010 г. Согласно данному изданию, наша Республики состоит из 1826 административно-территориальных частей. В это число входят 12 областей, Республика Каракалпакстан, 182 района, 55 городов областного подчинения, 120 городов и 1456 кишлаков и аулов.

Административно-территориальные единицы Республики Узбекистан можно сгруппировать и разделить на 3 степени.

  1. Единицы высшего уровня — Республика Каракалпакстан, области и город Ташкент;
  2. Единицы среднего уровня — кишлаки и районы городов, города областного подчинения;
  3. Единицы нижнего уровня — города районного подчинения, поселки городского типа, кишлаки и сельские сходы граждан.

Единицы высшего уровня — по государственному строению Республики Узбекистан является унитарным государством. Поэтому Республика Каракалпакстан, области и город Ташкент приравнены к частям с особым статусом. Административно-территориальные единицы государства включают в себя все сферы социальной жизни. По национально-этническому, социально-экономическому и политическому потенциалу вышеуказанные части стоят близко друг к другу.

Самыми большими административно-территориальными единицами являются области, их число в Узбекистане составляет двенадцать. Термин «вилоят» является синонимом к слову «область», он даёт точное значение административно-территориального строения, так как термин «область» употребляется не только по отношению к административным единицам, но и к природным, экономическим, военным единицам. «Вилоят» же употребляется по отношению к определённым территориям, кроме того этот термин отображает нашу историю и национальные ценности. Разделение на области нашей страны отражает мощность производства, характер расположения производств, развитие транспорта и коммуникаций, управляющие структуры.

Административные единицы среднего и нижнего уровней входят в состав административно-территориальных единиц более высокого порядка, выполняют важные организационные функции.

Город Ташкент — население составляет более 2,3 млн. человек, здесь проживают представители более 100 наций. Ввиду расположения всех центральных государственных управлений, научных и культурных центров, экономического положения (валовой внутренний продукт - 16 %, промышленный продукт - 20 %), его можно поставить в один ряд с областями. В его состав входят 11 районов и 445 махаллей.

Республики Каракалпакстан — суверенная республика, входящая в состав Республики Узбекистан. По своему социально-экономическому и национальному состоянию имеет высший правовой статус. Площадь 164,9 тыс. кв. км, население 1,5 млн. человек. Республика состоит из 15 кишлаков, 12 городов, 16 поселков городского типа и из административно-территориальных единиц, соединяющих 120 аулов. Столица — город Нукус.

Район (Туман) — данный термин впервые был употреблен тимуридами. Под туманом понималась административная территория, которая была способна дать 10 тыс. воинов. Районы — это звенья, которые непосредственно руководят социальной, экономической, хозяйственной и культурной сферами местности. Административно-территориальные изменения в нашей стране осуществляются путем изменения границ кишлаков района.

Города областного подчинения — отличаются тем, что промышленное и служебное направления в них развиты намного больше чем аграрное направление. По закону города, население которых превышает 30 тысяч человек, по своему правовому статусу подразделяются на 2 группы:

  1. Областные центры;
  2. Города областного подчинения.

Система управления в городах этих двух типов отличается.

К административным единицам нижнего уровня можно причислить такие административно-территориальные подразделения, которые не имеют местных органов власти (хокимиятов), и упорядочивают свои социальные отношения через органы самоуправления.

В число городов районного подчинения входят такие населённые пункты, которые имеют промышленные предприятия, коммунальное хозяйство, социальные и культурные учреждения, торговые пункты и пункты бытового обслуживания и население которых составляет не менее 7 тысяч человек. Для присвоения такого правового статуса требуется, чтобы населённый пункт имел административное значение и позитивный прогноз на будущее. Их число до 2001 года составляло до 91.

Поселки городского типа — население превышает 2000 человек. Такие населённые пункты расположены вблизи промышленных предприятий, строительств, железнодорожных станций и других важных объектов.

Кишлаки и аулы — отличаются от поселков городского типа тем, что в них большя часть населения занимается сельским хозяйством, количество населения меньше, и не ограничено. В Республики Каракалпакстан и в области Навои большинство населённых пунктов называется «аул», а в других вилоятах «кишлак». В Узбекистане более 11,8 тысяч кишлаков и 1451 аулов. Для них характерны органы самоуправления – гражданские собрания.

Литература:

  1. Закон об «Основах независимости Республики Узбекистан» 1991 г.
  2. Конституции Республики Узбекистан, Тошкент, 2011, — 40 с.
  3. Статистический сборник под названием «Население Республики Узбекистан — 2010» Ташкент, 2010, — 77 с.
  4. Теория государства и права / под редакцией Х. Б. Бабаева и Х. Т. Адилкариева — Тошкент: Мир экономики и права, 2000, — 141 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, город, городской тип, областное подчинение, Республика, государственная территория, единица, нижний уровень, Ташкент, высший уровень.


Похожие статьи

Формирование и перспективы развития институтов гражданского общества в Республике Узбекистан

Основы повышения правовой культуры в Республике Узбекистан

Концептуальные основы женского вопроса в Республике Узбекистан

Теоретические и правовые основы осуществления судебной власти в Российской Федерации

Актуальность и развитие дистанционного обучения в Республике Узбекистан

Проблемы обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования Республики Узбекистан

Пути и способы совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации

Конституционно-правовое регулирование деятельности Председателя местных исполнительных органов государственной власти в Республике Таджикистан

Конституционно-правовые основы регулирования экономических отношений местного самоуправления

Основы развития процесса локализации в сфере производства в Республике Узбекистан

Похожие статьи

Формирование и перспективы развития институтов гражданского общества в Республике Узбекистан

Основы повышения правовой культуры в Республике Узбекистан

Концептуальные основы женского вопроса в Республике Узбекистан

Теоретические и правовые основы осуществления судебной власти в Российской Федерации

Актуальность и развитие дистанционного обучения в Республике Узбекистан

Проблемы обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования Республики Узбекистан

Пути и способы совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации

Конституционно-правовое регулирование деятельности Председателя местных исполнительных органов государственной власти в Республике Таджикистан

Конституционно-правовые основы регулирования экономических отношений местного самоуправления

Основы развития процесса локализации в сфере производства в Республике Узбекистан

Задать вопрос