Основы повышения правовой культуры в Республике Узбекистан | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 05.02.2014

Статья просмотрена: 3317 раз

Библиографическое описание:

Туйчиева, Х. Н. Основы повышения правовой культуры в Республике Узбекистан / Х. Н. Туйчиева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4825/ (дата обращения: 16.11.2024).

Узбекистан уверенно идет по пути построения демократического правового государства и формирования справедливого гражданского общества, занимает прочные позиции в мировом сообществе. Стабильность и порядок, межнациональное согласие и гражданская сплоченность снискали доверие и уважение к молодому государству.

В стране развернулись широкомасштабные реформы в сфере экономики политики, государственного строительства, правовой системы и духовного преобразования общества. Создана законодательная база осуществляемых реформ. Последовательно укрепляются и совершенствуются правовые основы общественно-политической жизни.

Поступательное движение общества и успех реформ во многом зависят от уровня правосознания и правовой культуры народа. Политическая активность личности, ее истинно гражданская позиция, восприимчивость к демократическим преобразованиям являются важнейшими факторами достижения намеченных целей. [1,с.1]

В процессе последовательных реформ, осуществляемых в Узбекистане под руководством Президента Ислама Каримова, защита прав и интересов человека и семьи, дальнейшее повышение правовой культуры населения определены в качестве важного условия построения демократического правового государства и гражданского общества.

Важным руководством к действию в этом служит указ главы государства от 25 июня 1997 года об улучшении правового воспитания, повышении правовой культуры населения, совершенствовании системы подготовки кадров правоведов, улучшении работы по изучению общественного мнения.

Высокая правовая культура — основа демократического общества и показатель зрелости правовой системы. Она является фактором, оказывающим активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе, способствующим консолидации граждан, всех социальных групп, поддерживающим и укрепляющим целостность общества, порядка в нем. Уважение к закону является одним из основных требований правового общества, эффективного функционирования политической и правовой систем.

Правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры. В сознании людей должно укорениться убеждение, что культурным и образованным может считаться только тот, кто обладает правовыми знаниями и умеет применять их на практике.

Современное состояние развития общества и государства требует всемерного повышения правовой культуры, правовой грамотности всех участников правоотношений. Правовая культура как сплав правового знания, правового убеждения и активной практической деятельности призвана обеспечить успешное решение стоящих перед обществом и государством задач.

Исходя из необходимости обеспечения в стране прав и интересов человека, создания условий для демократизации общественной жизни и формирования основ правового государства принимался Национальная программа повышения правовой культуры в обществе 29 августа 1997 года.

Целью Национальной программы является создание всеохватывающей постоянно действующей системы формирования правовой культуры с тем, чтобы все слои населения овладевали правовой грамотностью, достигли высокого уровня правосознания, могли применять правовые знания в повседневной жизни.

Основными задачами в достижении указанной цели являются:

совершенствование системы правового обучения и правового воспитания;

достижение уважительного отношения к закону и праву всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами;

повышение правовой грамотности населения;

обеспечение социально-правовой активности граждан.

Государственная политика в области формирования и повышения правовой культуры опирается на принципы: приоритетность прав и свобод человека; верховенство Конституции и закона; демократизм; социальная справедливость; научность; непрерывность; преемственность и всеобщность правового воспитания; доступность правовой информации; единство и дифференцированный подход к правовому воспитанию и просвещению.

«… мы осуществили большую работу, чтобы поднять на новый уровень развитие системы образования и воспитания.

Результаты нашей практической работы, масштабы и эффективность которой растут с каждым годом, можно видеть в успехах, достигаемых в различных сферах соотечественниками, прежде всего нашими дорогими детьми». [2,с.65]

В докладе Президента «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» особо отмечено, поступательное движение общества по пути демократии и успех демократических реформ во многом зависят от уровня правосознания и правовой культуры людей. Высокая правовая культура — основа демократического общества и показатель зрелости правовой системы.

В этой связи с учетом современных политико-правовых реалий важно обеспечить создание целевой комплексной программы мер, направленной на кардинальное улучшение правового образования и просвещения в стране, пропаганды правовых знаний в обществе. Реализация этой программы должна обеспечить формирование у населения уважительного отношения к правам и свободам человека, законопослушное поведение граждан. [3]

Сознательность граждан в выполнении требований Конституции -это то качество, к которому всем нужно сегодня стремиться. Вот почему в Узбекистане ставится задачей культурный и духовный рост общества и он предполагает прежде всего знание Конституции. С этой целью Президентом Республики Узбекистан было принято распоряжение «Об организации изучения Конституции Республики Узбекистан» от 4 января 2001 года. Целью и задачей курса «Изучения Конституции Республики Узбекистан» является выражение Конституции как непосредственно действующего права которое действует в нашем обществе. Молодое поколение воспитывающееся и обучающееся на основах этого курса должно понять и осознать насколько глубоко проникнуты и взаимосвязаны с нашей жизнью принципы и нормы Конституции.

В стране проводятся широкомасштабные мероприятия по повышению правовой культуры населения, расширению масштабов и эффективности работы по правовой пропаганде.

В образовательных учреждениях, сходах граждан махаллей и через средства массовой информации проводится масштабная разъяснительная работа по вопросам повышения правовых знаний и культуры населения, особенно молодежи, укрепления законности. В целях закрепления правовой культуры, знания Конституции и законов среди учащихся общеобразовательных школ, академических лицеев и профессиональных колледжей проводились смотры-конкурсы, беседы. Организуется «круглые столы» на тему «Права человека — высшая ценность», «Ты знаещь свои права и обязанности», «Мои права» и т. п. с участием правоведов и пропагандистов духовности.

Правовая культура связана с правовым сознанием, опирается на него, однако является самостоятельной категорией, так как включает не только социально-психологические процессы, фиксируемые в соответствующих нормах права, но и юридически значимое проведение людей, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов. В правовую культуру входят те элементы общественного сознания, которые связаны с правовыми институтами и практикой их функционирования, формированием определенных вариантов правового поведения людей в обществе, в коллективе.

Структурными элементами являются: правоотношение, правовое поведение, правосознание, создание и функционирование правовых учреждений, применение норм права.

Кроме того, элементами правовой культуры являются уровневые состояния, т. е. «степени правового развития» таких компонентов системы правовой жизни общества, как:

1)                 правовые тексты (акты-документы и тексты, имеющие юридическое содержание);

2)                 правовая деятельность (теоретическая и практическая);

3)                 правовое сознание

4)                 субъекты правовой культуры

Литература:

1.                  Национальная программа повышения правовой культуры в обществе. 29 августа 1997 года.

2.                  И.Каримов. «Углубление демократических реформ и формирование гражданского общества — основа будущего» — доклад Президента Республики Узбекистан на торжественном собрании, посвященном 21-й годовщине Конституции Республики Узбекистан. -Т.: «Ўзбекистон», 2013. — 80 б.

3.                  И.Каримов. «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» — доклад Президента Республики Узбекистан на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Т.: «Ўзбекистон», 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, Узбекистан, правовая система, правовое воспитание, правовая культура населения, высокая правовая культура, гражданское общество, демократическое общество, демократическое правовое государство, правовая грамотность.

Похожие статьи

Стратегии развития высшего инженерного образования в Республике Узбекистан

Анализ стратегии развития электронного университета в Республике Узбекистан

Принципы правового статуса личности в Российской Федерации

Концептуальные основы женского вопроса в Республике Узбекистан

Формирование и перспективы развития институтов гражданского общества в Республике Узбекистан

Основы развития процесса локализации в сфере производства в Республике Узбекистан

Актуальность и развитие дистанционного обучения в Республике Узбекистан

Конституционные основы государственной и административно-территориальной структуры Республики Узбекистан

Конституционно-правовые основы защиты прав педагогических работников в Российской Федерации

Проблемы обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования Республики Узбекистан

Похожие статьи

Стратегии развития высшего инженерного образования в Республике Узбекистан

Анализ стратегии развития электронного университета в Республике Узбекистан

Принципы правового статуса личности в Российской Федерации

Концептуальные основы женского вопроса в Республике Узбекистан

Формирование и перспективы развития институтов гражданского общества в Республике Узбекистан

Основы развития процесса локализации в сфере производства в Республике Узбекистан

Актуальность и развитие дистанционного обучения в Республике Узбекистан

Конституционные основы государственной и административно-территориальной структуры Республики Узбекистан

Конституционно-правовые основы защиты прав педагогических работников в Российской Федерации

Проблемы обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования Республики Узбекистан