Основы развития процесса локализации в сфере производства в Республике Узбекистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 29.01.2015

Статья просмотрена: 658 раз

Библиографическое описание:

Аллаярова, М. К. Основы развития процесса локализации в сфере производства в Республике Узбекистан / М. К. Аллаярова, У. Х. Абдуллаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 381-384. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15195/ (дата обращения: 16.12.2024).

В условиях модернизации экономики в Узбекистане существенно возрастает роль и значение территориальных факторов, которые в решающей степени определяют результативность, динамику и темпы модернизации и структурных преобразований в экономике. В структуре ВВП на долю промышленности в 2013 году приходится более 24,2 процента против 14,2 процента в 2000 году.

В реформировании экономики большое место отводится перерабатывающим отраслям и локализации производств, базирующихся на огромном ресурсном потенциале регионов. Решение данной ключевой задачи, наряду с импортозамещением, направлено на обеспечение более полной занятости и роста доходов населения, расширение экспортного потенциала, повышение роли и места в экономике регионов малого бизнеса и частного сектора и т. д.

Важную роль играет расширение масштабов локализации производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов на основе промышленной кооперации. За последние 3 года объем производства отечественной локализованной продукции возрос почти в 2 раза. Только в 2013 году на 455 предприятиях осуществлена реализация свыше 1140 проектов локализации, что позволило увеличить объем производства в 1,2 раза и обеспечить расчетный эффект импортозамещения в размере 5,3 миллиарда долларов США. [1, с 3]

В реформировании экономики и структурных преобразованиях большое место отводится перерабатывающим отраслям и локализации производств, базирующихся на огромном ресурсном потенциале регионов. Решение данной ключевой задачи, наряду с импортозамещением, направлено на обеспечение более полной занятости и роста доходов населения, расширение экспортного потенциала, повышение роли и места в экономике регионов малого бизнеса и частного сектора и т. д.

Несмотря на значительные положительные тенденции в реализации целевой государственной программы локализации производства, на региональном уровне имеет место ряд проблем и диспропорций, наличие которых в определенной степени снижает результативность локализации производства и эффективность импортозамещения.

Прежде всего, это приоритетность отраслевых интересов, недостаточный учет территориальных факторов, низкий уровень использования местных ресурсов, в частности, нерудных материалов, сельскохозяйственного сырья, вторичных ресурсов и отходов, отсутствие дифференцированных по территории механизмов стимулирования и поддержки локализации производств, диспропорции в формировании региональных рынков продовольственных и непродовольственных товаров.

В этой связи исследование важнейших принципов и подходов локализации производства на базе местных ресурсов в регионах, разработка практических рекомендаций, направленных на оптимизацию в регионах структуры экспорта и импорта продукции, расширение региональных рынков продукции с учетом потребностей населения, эффективное использование местных ресурсов, представляет значительный научный и практический интерес и наиболее полно отвечает решению приоритетных направлений экономических реформ в Узбекистане.

Основной задачей структурных преобразований в республике явилась ее социальная направленность и техническая ориентация; она должна была обеспечить создание социально-ориентированной рыночной экономики с необходимостью технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства.

Стратегические цели структурных преобразований включали:

-          достижение экономической независимости путем сокращения импорта посредством импортозамещения, включая достижение самообеспеченности энергоносителями и продуктами питания;

-          диверсификацию экономики с отходом от существующей сырьевой ориентации в сторону более современной и конкурентоспособной индустриально-развитой структуры экономики; увеличение экспортного потенциала страны и валютных резервов с целью обеспечения крепкой и стабильной валюты;

-          расширение возможностей для занятости и повышения уровня жизни населения.

Эти принципы были заложены в национальную модель рыночных реформ в качестве основных условий достижения стабильности и экономического роста в регионах и в стране в целом и ее интегрирования в мирохозяйственные связи.

Как составная часть структурных преобразований выступала разработанная Правительством стратегия развития, основанная на импортозамещении, которая должна была преобразовать Узбекистан из страны с сельскохозяйственной и сырьевой направленностью в современное развитое государство, обеспечить регионы необходимыми товарами, прежде всего за счет организации собственного производства на базе местного сырья. Эта стратегия, основываясь на использовании валютных и торговых ограничений, целевого кредитования и масштабных государственных капиталовложений, смогла решить определенные задачи социально-экономического развития страны и регионов в довольно короткие сроки и обеспечить стабильный экономический их рост.

Структурные преобразования и политика импортозамещения теснейшим образом связаны с экономическим ростом, который определяется количественным ростом и расширением масштабов производства, ростом объема выпуска продукции (товаров и услуг), качественным ростом и использованием производственных и трудовых ресурсов.

Локальный (от латинского localis — местный, свойственный данному месту, распространение какого-либо явления, процесса на данном месте).

В данном случае под локализацией необходимо подразумевать производство товаров и комплектующих изделий на базе местного сырья с целью развития импортозамещения и рыночного вытеснения импортной продукции аналогичными товарами высокого качества, производимыми в регионах Узбекистана.

Для регионов локализация должна ускорить реализацию приоритетных направлений развития регионов, увеличение объемов производства продукции с высокой добавленной стоимостью и ее экспорта; создание новых рабочих мест и повышение жизненного уровня населения, особенно сельского.

В результате целенаправленной политики реформирования экономики, особенно в области импортозамещения, удалось в короткие сроки:

-          наладить собственное производство важнейших видов сырьевых ресурсов, комплектующих изделий и продуктов питания; ликвидировать зависимость страны от импорта продовольственного зерна;

-          увеличить долю промышленной продукции с законченным циклом производства; организовать производство новых наукоемких, высокотехнологичных видов промышленной продукции;

-          добиться положительного сальдо внешнеторгового оборота, что является основой укрепления национальной валюты и достижения внутренней и внешней конвертации;

Несмотря на нестабильность конъюнктуры мирового рынка, рост объема экспорта в 2013 году составил 10,9 процента. Положительное сальдо во внешнеторговой деятельности составило 1,3 миллиарда долларов. Золотовалютные резервы страны, несмотря на резкое падение в 2013 году цен на драгоценные металлы, в течение 2013 года увеличились на 2 процента.

Используя мировой опыт, Узбекистан усиленно развивает локализацию производства, определяющие следующие тенденции.

Рис. 1. Принципиальная схема социально-экономических последствий локализации производства на базе местных ресурсов в регионах [2, с 37]

 

Во-первых, диверсификация производства; нельзя концентрироваться на одной или двух продукциях. Они могут конкурировать как по затратам, так и по качеству. Успех базируется на внедрении иностранных технологий, правильном построении местного образования, инфраструктуры, на исследовательских возможностях.

Во-вторых, успех в локализации производства зависит от приоритетного или параллельного развития внутреннего рынка. Это дополнение между экспортным и внутренним рынками чрезвычайно важно для увеличения производства высокотоварных продуктов, имеющих ограниченный внутренний рынок.

В-третьих, государство и донорные организации должны создавать условия и облегчать доступ иностранных инвесторов и международных трансфертов в производственные и перерабатывающие технологии. Это подразумевает ускорение процедуры привлечения иностранных инвестиций и сокращение тарифных барьеров для импорта посадочного материала, ирригационного и перерабатывающего оборудования и других материально-технических ресурсов для управлением агробизнесом.

В-четвертых, создание благоприятных макроэкономических условий и проведение соответствующей политики будут обеспечивать стимул для новых инвестиций и расширения торговли для развития основных товарных систем.

В-пятых, развитие рыночной инфраструктуры, обслуживающей аграрный сектор. Для выгодной, устойчивой торговли и производства необходимо наличие транспорта и средств телекоммуникации и законодательная поддержка.

Таким образом, основными критериями для отбора проектов по локализации производства являются: уровень локализации производимой продукции составляет боле 30 %, т. е. доля импортного сырья, комплектующих изделий и материалов в производства нового вида продукции не превышает 70 % производственной себестоимости локализируемой продукции; цена реализации локализируемой продукции является конкурентоспособной по сравнению с аналогичной импортируемой продукцией, а льготы, которые предоставляются Программой локализации, направляются на ее реализацию и инвестируются в производство в целях наращивания производственных мощностей, объема производства и повышения качества выпускаемой продукции. А также для регионов рекомендуется дополнительно проработать уровень сбалансированности с мощностями объектов производственной инфраструктуры, рынком труда, емкостью внутреннего и внешнего рынков, продвижением экспортных товаров на мировой рынок.

 

Литература:

 

1.         2014 год станет годом развития страны с высокими темпами, мобилизации всех возможностей, последовательного продолжения оправдавшей себя стратегии реформ. Доклад Президента РУ И.Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год. Народное слова от 18 января 2014 года, № 13 (5913).

2.         Рахимова М. Региональная экономика.- Т.: ТГЭУ. 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): локализация производства, Узбекистан, регион, ресурс, внутренний рынок, ключевая задача, малый бизнес, местное сырье, мировой рынок, огромный ресурсный потенциал.


Похожие статьи

Направления государственной поддержки и стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Актуальность и развитие дистанционного обучения в Республике Узбекистан

Основные аспекты развития малого предпринимательства в Республике Таджикистан

Основные направления развития нормативно-правовой базы в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Анализ процесса автоматизации производства в различных областях народного хозяйства Республики Узбекистан

Формирование и перспективы развития институтов гражданского общества в Республике Узбекистан

Роль развития экологического образования в Республике Узбекистан

Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Основы повышения правовой культуры в Республике Узбекистан

Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Похожие статьи

Направления государственной поддержки и стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Актуальность и развитие дистанционного обучения в Республике Узбекистан

Основные аспекты развития малого предпринимательства в Республике Таджикистан

Основные направления развития нормативно-правовой базы в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Анализ процесса автоматизации производства в различных областях народного хозяйства Республики Узбекистан

Формирование и перспективы развития институтов гражданского общества в Республике Узбекистан

Роль развития экологического образования в Республике Узбекистан

Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Основы повышения правовой культуры в Республике Узбекистан

Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Задать вопрос