Современная школа, обладающая большим педагогическим, техническим, технологическим потенциалом, все чаще сталкивается с проблемой снижения мотивации младших школьников к обучению. Вчерашние первоклассники, так активно и радостно бегущие в свои классы, через некоторое время уже неохотно перешагивают порог учебного заведения. Конечно, причина здесь не в детской усталости или лени. Младший школьник, испытывающий трудности в общении, в понимании изучаемого предмета, быстро теряет к нему интерес. В этом возрасте дети обладают уровнем конкретного, образного, наглядного мышления. К абстрактным понятиям они переходят гораздо позже. Логично предположить, что чем живее, ярче, образнее, эмоциональнее будет выстроен урок, чем сильнее учитель будет сориентирован в чувствах и интересах своих учеников, тем успешнее будет проходить весь процесс обучения. Еще одним условием эффективного обучения младших школьников является непосредственная деятельность детей, что отражается в системно-деятельностном подходе. Наиболее полно, на наш взгляд, этим требованиям отвечает метод драматизации.
Уже в XVII веке к идее драматизации обращался великий педагог Я. А. Коменский, используя название «дидактический театр». В середине ХХ века к драматизации стали активно обращаться методические школы Англии и Америки. В России также использовались разные средства театральной педагогики. В частности, Л. С. Выготский подчеркивал значимость элементов драматизации, присутствующих в играх детей: «Игра-драматизация дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества» [1, с. 62]. В толковом словаре С. И. Ожегова термин «драматизация» объясняется как умение «переделать какое-либо произведение, придавая ему форму драмы» [4, с. 174]. Современная педагогика рассматривает драматизацию и как часть игровой технологии, и как презентацию — форму отчета о проделанной работе в проектной деятельности, и как отдельную, самостоятельную технологию.
Драматизация многофункциональна: она помогает развивать детскую память, мышление, воображение, формирует систему моральных ценностей, способствует познавательной активности, самостоятельности, толерантности, формирует культуру чувств. Но главное предназначение драматизации — создание коммуникативной среды (реальной или условной), которая способна наиболее успешно формировать коммуникативные компетентности младших школьников. Элементы драматизации могут использоваться на всех этапах обучения. Если опираться на законы драматического жанра, то необходимо выделить среди всего спектра коммуникативных составляющих определенный конфликт. На любом учебном занятии с использованием драматизации таким конфликтом будет постановка проблемы урока, при этом интерес детей поддерживается начальной интригой, учитель становится помощником детей в поиске решения проблемы, а сам ребенок вступает в различные виды взаимодействия: «ученик-ученик», «ученик-класс», «ученик-учитель» и учится не только говорить самостоятельно, но и слышать, а затем анализировать точку зрения всех участников диалога.
Наиболее активно драматизация может быть использована на предметах гуманитарного цикла, но и на уроках математики термины и понятия будут легче запоминаться в образной системе с использованием яркой, эмоциональной речи.
Форма драматизации зависит от разных аспектов: во-первых, ориентируясь на количество участников, можно говорить об индивидуальной, парной, групповой, коллективной деятельности; во-вторых, само драматическое общение может строиться в форме монолога, диалога, полилога и, наконец, по степени включенности в коммуникацию детей творческой составляющей выделяются такие ее виды, как имитация, выразительное чтение, инсценировка, ролевая игра и спектакль. Имитация меньше всего связана с творческим процессом, но именно она позволяет отработать правильную артикуляцию, четкое произношение различных звуков, найти верную интонацию, то есть овладеть определенными единицами речи, необходимыми для непосредственного общения. Выразительное чтение является основным видом в работе над слуховыми образами, смысловыми ассоциациями, ритмом и эмоциональным рисунком звучащей речи. Инсценировка относится к более сложному виду драматической деятельности. Кроме выразительного чтения, она предполагает наличие невербальных средств общения (позы, мимики, жестов). Слуховые образы на данном этапе дети могут сравнить со зрительными, однако инсценировка требует соотнесенности с замыслом автора и ограничивает участников драматического действия рамками содержания произведения. Ролевая игра в большей степени связана с импровизацией. Включение в заданную ситуацию, исполнение роли требует от ребенка не только следования определенным правилам, но и дает ему определенную свободу выбора, развивает воображение и креативность. Самым сложным в подготовке и проведении является спектакль, особенно если участвующие в нем дети становятся в определенной степени соавторами, режиссерами и исполнителями драматизации. Выявляя специфику каждого вида, нельзя отдавать предпочтения чему-то одному: последовательная отработка каждого из них предполагает целенаправленное движение от простого к сложному, способствует развитию коммуникативной культуры младших школьников, гармонично соединяя мышление, речь, эмоции и движение.
Прием драматизации развивает и совершенствует монологическую и диалогическую речь младших школьников, помогает детям перенести полученные знания в реальные действия, вместе с героями «обыграть» и «прожить» многие эпизоды и ситуации, заставляет включаться в коллективное обсуждение, точно формулировать свою позицию, обосновывать собственную точку зрения, обозначать возникающие трудности, учитывать мнение партнера, приходить к общему решению. Уроки-драматизации помогают школьникам пополнять словарный запас, находить ключевые слова в предложениях и текстах, делают их речь более нормированной, грамотной, четкой. В процессе данной работы претерпевает изменения и внешняя сторона детской коммуникации: ребята приобретают навыки использования собственного голосового диапазона, разнообразного интонационного рисунка речи, свободного и правильного дыхания, выражения различных эмоциональных состояний (грусти, радости, тревоги, восхищения, удивления и т. д.).
В заключение необходимо отметить, что предложенный метод не претендует на универсальность и исключительность, его результативность зависит от сочетания с другими методами и технологиями. Но при систематическом и правильном использовании он помогает решить основные коммуникативные и общеобразовательные проблемы: устранить страх ребенка перед общением («речебоязнь»), помочь ему обрести веру в себя, научить преодолевать трудности в различных ситуациях общения, способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка.
Литература:
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб: Союз, 1997. — 96 с.
2. Джонсон Г. Ф. Драматизация как метод преподавания. Предисл. Ст.Холл.– М.-Л.: Б.и., 1918. — 139 с.
3. Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр. — М.: Просвещение, 1982. — 175 с.
4. Ожегов С. И., Шведова С. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — 944 с.