Памир: древние верования, традиции, символы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Черенкова, Б. В. Памир: древние верования, традиции, символы / Б. В. Черенкова, Ф. У. Шохзодамухаммадова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.2 (117.2). — С. 71-72. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32489/ (дата обращения: 22.12.2024).



Сохранение национального культурного наследия в эпоху глобализации представляет собой задачу первостепенной важности. Культурное наследие образует ось развития, соединяющую прошлое, настоящее и будущее нации и определяющую ее самобытность и самостоятельность. Сам факт существования нации, ее целостность и устойчивость напрямую зависят от сохранения культурных традиций, обрядов, артефактов, символов. В данном контексте обеспечение сохранения культурного наследия нации может рассматриваться как вопрос национальной безопасности. С другой стороны, элементы национальных культур образуют систему, формирующую всемирное культурное пространство, которое служит источником создания механизмов эффективного взаимодействия и сотрудничества народов в интересах всеобщего мира и в противовес тенденциям экстремизма и национализма, активно проявляющимся на этапе современного общественного развития. Задачей укрепления мира и безопасности за счет сохранения мирового культурного наследия в настоящее время занимаются многочисленные международные общественные организации, список которых возглавляет специализированное учреждение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО. В 2013 году Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО присудил “статус объекта всемирного наследия” национальному парку Таджикистана “Горы Памира”. “Горы Памира” – это не только природный объект, территория которого отличается разнообразием ландшафта, растительного и животного мира, это территория-хранилище культурных символов, верований и традиций многих поколений.

Памир – Крыша мира или, как по-другому его называют, Бадахшан играет важную роль в мировой культуре. В настоящее время Памир считается одним из популярнейших туристических маршрутов планеты. Это объясняется тем, что на Памире сформировалось уникальное культурное пространство, вобравшее в себя черты разных цивилизаций и эпох.

Во времена сасанидской эпохи на Памире была развита идея зорооастризма. Зороастрийцы веровали в огонь. Огонь являлся для них священным объектом, воплощением космологической идеи творца, дарующего энергию жизни и символизирующего «неугасимое пламя» бытия. До сих пор на Памире сохранились древние храмы огня, в которых совершаются религиозные обряды. Например, Храм огня в Хорогском районе, который привлекает не только последователей зороастризма, но и современных мусульман-исмаилитов. Круглая форма храма символизирует солнце – источник энергии, вечного движения и жизни, а алтарь в форме квадрата в центре храма олицетворяет земное существование, статичность и смерть.

На Памире также можно проследить незначительные влияния буддизма. Так, в долине Пянджа, по которой в древности проходил Великий шелковый путь, сохранились руины крепости Каакха, возведенной в эпоху Кушанского царства, распространявшего на Памире идеи буддизма. Крепость была названа именем легендарного богатыря, царя сиахпушей, прибывших на Памир из Индии и так же, как и зороастрийцы поклонявшихся священному огню.

В XI-XII веках на территории Памира широко распространился ислам, который вобрал в себя черты предшествующих религий и оказал значительное влияние на духовную культуру современных памирцев.

В настоящее время на Памире сохранилось много обычаев, которые неукоснительно соблюдаются местным населением. До сих пор здесь существует культ огня. Огонь воспринимается жителями Памира как священный первоэлемент, символ божества и жизни. Во время ежегодного мусульманского праздника жертвоприношения Курбан-Байрама традиционно из еловых палок делаются свечи, которые затем смазываются маслом и сжигаются. После этого свечи оставляют во всех комнатах и относят к могилам предков. Этому обряду придают культовое значение: обряд совершается в память об умерших родственниках, а свеча как источник света и огня очищает их души и могилы. Ель символизирует Древо жизни, вечность духовного бытия, мироздание, в котором земная смерть человека не означает его небесной смерти. Души покойников всегда живы в памяти потомков. Когда человек покидает мир, родственники и близкие умершего собираются и сжигают свечу. Сожжение свечи символизирует уход человека из мира живых. Свеча – это символ вечной жизни Души, древний прообраз Солнца – все очищающего Огня.

Другая немаловажная традиция, связываемая с философскими воззрениями памирцев, - после смерти и похорон умершего человека оставлять на могиле разбитую пиалу. Разбитая пиала означает, что человек попрощался с материальным миром. На Памире говорят, что человек заполнил свою пиалу, т. е. прожил свое. Разбитая пиала также свидетельствует о том, что покойник ничего не унес с собой на тот свет. Пиала – это символ бренности земного бытия, знак тленности материального мира. Свеча и пиала означают духовное и материальное начала мироздания. Пиала остается на земле, а пламя свечи поднимается к небу, символизируя воссоединение индивидуальной души с Мировым Разумом.

В культуре Памира немаловажное значение отводится цвету. Особую символику несут четыре цвета: белый, красный, зеленый и черный.

Белый цвет – символ доброты, невинности, чистоты и света. Предки современных памирцев предпочитали ходить в белой одежде. Белый цвет до сих пор используется в атрибутике памирской свадьбы. К примеру, по завершении свадьбы невесту покрывают белой тканью, что означает невинность и чистоту девушки. Во время захоронения человека также одевают во все белое, тем самым подчеркивая чистоту его помыслов и поступков в земной жизни.

Красный цвет – символ счастья, свободы и борьбы. Красный цвет на памирской свадьбе также несет в себе положительную семантику: это цвет платья невесты и головного убора жениха. В течение года молодая жена должна носить одежду красного цвета. В данном случае цвет играет роль маркера для окружающих, указывая на семейное благополучие и процветание. Одежду красного цвета носят и во время траура. Как было указано выше, умершего человека одевают в белые одежды, после чего покрывают красной тканью. Белый и красный цвета символизируют чистоту земной жизни и дают посыл мирозданию, чтобы в дом больше не приходила смерть.

Зеленый цвет – признак богатства, вечности и успеха. Как правило, во время праздника Навруза в домах присутствует зелень (семена пщеницы) – символ успеха и процветания, которые приходят в дом с наступлением нового года.

Черный цвет несет в себе отрицательную семантику. В культурном контексте Памира черный цвет – это знак смерти, злодеяния, тишины и темноты. В течение года после смерти человека его близкие и родственники должны одеваться в темные тона, подчеркивая скорбь и силу своей утраты.

Невозможно описать все традиции и обычаи Памира, так как их великое множество. Все они наполнены древним сакральным смыслом. Уроженцы Памира гордятся тем, что именно здесь сохранилось большинство артефактов и верований. В настоящее время ученые из разных стран приезжают на Памир, чтобы исследовать традиции и верования, сохранившиеся здесь с древних времен. В мире издается большое количество книг о культуре Памира, ее особенностях и истоках. В последние годы выросло целое поколение ученых – уроженцев Памира, которые представляют его уникальную культуру на международных конференциях в мире. Среди них – Умед Мамадшерзодшоев, Баходур Искандаров, Назардод Джонбобоев, Шохзодамухаммад Мамадшерзодшоев. Все они вносят большой вклад в изучение Памира и определение его места в культуре мировой цивилизации.

Основные термины (генерируются автоматически): Памир, красный цвет, разбитая пиала, XI-XII, белый цвет, земная жизнь, культура Памира, материальный мир, памирская свадьба, черный цвет.


Задать вопрос