В процессе исторического развития каждого отдельного народа именно национальный костюм представляет неотъемлемый элемент этого процесса, так как он в своих элементах отражает обычаи и особенности культуры данного народа, его историю.
Главная отличительная особенность ингушской национальной культуры заключается в том, что она является достаточно своеобразной и самобытной. При этом нельзя не отметить, что ей присущ и универсальный характер. Этот вывод обусловлен тем, что ингушская культура находится в состоянии тесного взаимодействия и взаимосвязи с культурами других кавказских народов. Как мы уже отмечали, каждый горный народ отличается тем, что его основным стремлением является желание завоевать свою свободу. Поэтому это стремление отражено в элементах национального костюма ингушей.
Учёные этнографы и археологи провели широкомасштабные исследования на территории Республики Ингушетия, в результате чего они указали, что основной тип вайнахского костюма сформировался в результате развития мужского национального костюма кавказских народов и протекал этот процесс в течение нескольких веков, начиная с 16 и до 18 столетия.
К моменту завершения этого процесса, даже с учётом этнического разнообразия, которое характерно для кавказских территорий сложилась ситуация, когда мужская одежда кавказских народов в целом была достаточно схожей от народа к народу. Но вместе с тем ингушский мужской костюм отличает ряд значимых особенностей так как применяются особые формы ношения костюма, используются специальные головные наборы и другие элементы.
Основная черта вайнахского общества заключается в том что в нём мужчина воспринимается в первую очередь как воин-всадник, но одновременно он не только готов защищать свой народ, но и весьма продуктивен в направлении скотоводства и возделывания земли. Именно эти аспекты обусловили такое развитие событий, когда в процессе создания мужского национального костюма использовались простые конструкции, создаваемые силуэты были достаточно строгими, а также использовался сдержанный колорит.
Главная задача одежды заключается в том, чтобы защитить своего носителя в любых даже самых сложных погодных условиях, а также с учётом особенностей горной территории она не должна сковывать движений всадника, передвигающегося по горным тропам. Таким образом национальный мужской костюм позволял отразить и ловкость мужчины, но в нем прослеживается и своеобразный налёт романтичности.
Как мы уже отметили выше, национальный мужской костюм всякого кавказского народа характеризуется тем, что его основными элементами является верхняя одежда «тадувха барзкъа», и нижняя одежда, а также одежда, которую надевают внутрь («чухьа дувха барзкъа»). Кроме того, неотъемлемым элементом национального костюма является специальная обувь и особый головной убор [3].
Между тем нельзя не отметить тот факт, что предусмотрены различные национальные костюмы, которые используются в обычной жизни, в процессе работы и при проведении празднеств. Поэтому становится понятно, что процесс формирования праздничного костюма отличается некоторыми особенностями и обусловлено эта тем, что культура народов включает в себя широкое разнообразие обрядов и ритуалов. Поэтому праздничный национальный костюм отличается своим разнообразием. Колоссальное значение с точки зрения завершенности праздничного костюма играют его детали, особенности кроя и нашивки.
Не менее широкий круг отличительных особенностей присущ и рабочим профессиональным костюмам горных народов. Этот вывод обусловлен тем, что они создаются так, когда позволяют в полной мере соответствовать особенностям условий жизни народа, климатическим условиям территории и особенностям ландшафта местности.
Также они отражают и религию данного народа. Колоссальное значение в этом контексте имеет и социально экономический статус владельца такого костюма. Мы уже много раз говорили о том, что ингуши — это в первую очередь такой народ, который отличает необычайная гордость и стремление к свободе.
Эти особенности также присущи орлам, которые проживают высоко в горах и пролетают над ингушскими поселениями. Многие века ингуши занимались разведением овец и обработкой овечьей шерсти. Поэтому именно этот материал выступил в качестве своеобразной основы при создании национального костюма, также материалами стали кожа и натуральный мех. Многие столетия ингуши занимаются производством войлока и сукна, которые также применялись при производстве национальных костюмов.
При удовлетворении запроса на ткани для производства одежды в первую очередь использовалась местное сырьё, но одновременно применялись и привозные материалы. Каждая женщина в Ингушетии владеет навыками искусного шитья. Особенность мужского костюма заключалась в том, что он был приспособлен к жёстким погодным условиям этой территории. Основными элементами мужского костюма являются рубаха, штаны, бешмет, черкеска, головной убор, обувь и оружие.
В обычной жизни ингушские мужчины носили бешмет. Для торжественных и праздничных мероприятий, для похода в гости, для посещения мечети применялась черкеска. Основными элементами верхней одежды является шуба, изготовленная из овчины и бурка. Для того чтобы сохранить тепло зимой в качестве головного убора для мужчин выступала каракулевая шапка (элтар-кий), а в летние месяцы они носили шляпу (мангал-кий).
Колоссальное значение в национальном костюме ингуша играла бурка. Этот элемент одежды его владельцы носили и зимой, и летом. Изготавливалась она из овечьей шерсти и была выполнена в виде усечённого конуса поэтому за счёт своей формы и прочного сохраняющего тепло материала она могла защитить своего владельца от непогоды. Но на этом сфера её использования не заканчивалась, так как горцы использовали её в виде подстилки и укрывались ею, она была незаменимым элементом в процессе верховой езды. Как мы уже отметили выше в целом национальные костюмы народов Кавказа демонстрируют множество сходств и обусловлено это тем, что все народы данной территории находятся в состоянии взаимосвязи, возникшей с древних времён, а также условия их жизни, в сущности, не демонстрируют серьёзных отличий.
Мужской костюм также отличают некоторые особенности, его основными элементами является черкеска, которую надевают поверх бешмета. В процессе изготовления этого элемента национального костюма использовалась наиболее качественное сукно. Покрой черкески и бешмета был практически идентичен. Главная отличительная особенность черкески заключалась в том, что в ней предусматривался воротник, а также всего лишь одна застёжка у талии.
Главным элементом традиционного костюма ингушских женщин всегда считалась рубаха, изготовленная из ситцевой ткани, бязи, полотно могло быть окрашено в различные цвета. Здесь нужно подчеркнуть, что женщины, достаток семьи у которых был существенным предпочитали изготавливать этот вид наряда из более дорогостоящих материалов, в том числе из шёлка — «даьри»//«чилла», парчи — «махмар». Основными цветами рубах у молодых женщин были красные, розовый и жёлтый. Женщины почтенного возраста использовали для производства рубашки полотна тёмных цветов. Существовало множество украшений, которые использовались при создании праздничных нарядов: «дагам» — вышивка, «миришк» — мерешка, «сос» — канитель, «инза» — тесьма//шнурок, «к1уч» — кисточки и т. д.
В качестве основных материалов, которые применялись при производстве женских национальных костюмов, становились материалы домашнего производства, в том числе лён, шерсть и хлопок, иногда приобретались и привозные материалы. Достаточно обширный материал о национальном костюме нахских женщин представил в своих работах Б. Калоев [1]. Автор отмечает в одном из своих трудов, что национальный костюм ингушских женщин включает в себя длинную рубаху, а также штаны красного или синего цвета, они опускаются до колен. Сверху на рубаху одевался архалук, а на голове женщины носили платок белого цвета [2]. Если же мы проанализируем работы Е. Студенецкой, тогда можно отметить, что согласно информации, представленной автором, в конце XIX — начале XX веков ингушки надевали на себя раскрытые спереди, с небольшим воротником длинные рубахи, чьи рукава спускались до кистей. В большинстве случаев рубашка была длиной до лодыжек [4].
Анализируя данные, представленные в соответствующих исторических источниках, можно отметить, что изначально в качестве основного типа платья-рубахи выступала рубашка в виде туники, она была довольно широкой с перекидным плечом, также её оснащали боковые уширяющие клинья (боковины) от подмышек до подола. Рубашка имела довольно длинные рукава с ластовицей, которые пришивали по прямой линии, шов опускался ниже плеча. При этом данная рубашка имела разную длину, на вороте имелась одна застёжка с пуговицей.
Затем уже в начале XX века национальный костюм ингушских женщин был дополнен нижней рубахой, которая имела аналогичный покрой, но материалом при её производстве, как правило, остановилось белая домашняя ткань или ситец.
Также в это время некоторые изменения произошли и в платье, если фигура женщины была достаточно стройной, тогда применялась драпировка в виде красивых складок, за счёт чего сохранялась ширина рубахи и при этом такой наряд не сковывал движений в работе. В довоенное время в 20–30-е годы XX века женский национальный костюм у ингушей включал в себя и тёплую верхнюю одежду, в роли которой выступала безрукавка (телогрейка), которая для дополнительной сохранности тепла утепляется слоем ваты или шерсти.
На сегодняшний день безрукавки также являются неотъемлемым элементом наряда ингушских женщин. Изначально при изготовлении платьев-рубах в качестве материала использовали шерстяную ткань домашнего производства, крашеный холст и шёлковую ткань, но в дальнейшем начали также активно применять ситец, сатин и иные виды материалов фабричного изготовления. Женские рубашки, выполненные из шерстяного материала домашнего производства, активно использовались вплоть до начала XX столетия, затем в обиход вошла фабричная шерстяная ткань.
Неотъемлемым элементом женского национального костюма у ингушей были штаны из грубой шерсти — «хачи», их длина спускалась ниже колен, кроме того, они были достаточно широкими. С течением времени уже в конце XIX века начали изготавливать подобные штаны больше и длиной, она иногда опускалась до лодыжек и обусловлено это было тем, что повсеместно на территории Ингушетии распространилась исламская религия. Этот вид одежды активно использовали в горных районах, так как в них было удобно выполнять все виды хозяйственной деятельности.
Главная отличительная особенность таких брюк заключалась в том, что они были довольны широкими, но сужались к низу, между брючинами вшивался клин — «эйла». Также их нередко оснащали галунами — «сос», книзу пришивалась тесьма — штрипка — «кхоакхалг1а». В одной из своих работ Н. Ф. Грабовской указывает, что в начале XIX столетия коренная жительница Ингушетии одевалась в особый национальный костюм, он включал в себя выполненную из ситца рубаху и яркий бешмет, также она носила штаны из ситца или из хлопчатобумажной ткани брюки имели красный цвет, ноги были обуты в кожаные чувяки, неотъемлемым элементом национального костюма ингушской женщины всегда являлся белый платок, которым она покрывала голову. В зимний период времени женщины для сохранения тепла носили нагольный полушубок, между тем нужно отметить, что ношение этого вида одежды считалось достаточно постыдным и не признавалось обычаями этого народа.
Женщины пожилого возраста и женщины, находящиеся в законном браке, в зимние месяцы носили — «Палчакх» (башлык). Форма этого наряда практически ничем не отличалась от мужского «палчакх» и имела две лопасти. Так как все ингушские женщины были мастерицами в области шитья и производства домашней ткани, наряд изготавливался ими самостоятельно. По традиции ингушские женщины также носили зимой такой вид верхней одежды, как архалук — «г1овтал». Он несколько отличался от нижней одежды, его длина была меньше, и он также утепляется дополнительным слоем ваты или шерсти, более дорогие изделия отделывались мехом. Как правило, для изготовления «г1овтал» использовалась плотная хлопчатобумажная ткань.
Если семье позволял достаток в этом случае наряд изготавливался из дорогостоящих материалов. Носить этот вид одежды могли только замужние женщины. Если же речь шла о семьях с меньшим достатком, то в них женщины носили в зимние месяцы нагольную шубу, материалом для изготовления которой становилось овчина, она была схожа по своему покрою с черкеской — «кетар». Для изготовления этого вида одежды шерсть на овечьей шкуре подстригали для облегчения изделия.
В настоящее время существуют такие варианты ингушского национального костюма, которые сохранили своё предназначение и основные элементы. Основными элементами одежды являются рубахи, женские платья, халаты-чапаны, специальные головные уборы и особая обувь, которая позволяет себя человеку чувствовать комфортно в сложных условиях гор. На территории республики, как правило, используется такой набор типовых элементов, который не демонстрирует существенных отличий друг от друга. Некоторые отличия можно увидеть в используемых материалах.
Такая ситуация в первую очередь сложилась по той причине, что общий уклад жизни Ингушетии является достаточно устойчивым. Можно выделить ряд несущественных отличий в видах головных уборов, поясах, украшениях, и в некоторых особенностях, присущих вариантам будничной и праздничной одежды, эти различия в первую очередь обусловлены особенностями протекания исторического процесса развития отдельных групп ингушского народа. Вместе с тем нужно отметить, что в целом национальный ингушский костюм отличает его главное достоинство — он является довольно практичным простым и целесообразным.
С точки зрения исторического развития каждого отдельного народа его национальный костюм претерпевает некоторые изменения, но между тем для него характерна устойчивость покроя и формы. Изменения, которые с течением времени могут произойти с национальным костюмом, прежде всего, определяются тем, каков путь исторического развития народа, какие веяния моды имеют место в тот или иной период.
Национальный костюм формируется в течение долгого периода времени, и значимую роль в этом процессе играют особенности экономического взаимодействия народа с окружающими, его социальный уклад. Также отдельные элементы национального костюма свидетельствуют о том, каков уровень общего социально-экономического развития складывается на данной территории. Национальный костюм, как мы уже отметили выше, формируется в течение нескольких столетий и поэтому представляет собой неотъемлемый элемент общей духовной и материальной культуры каждого отдельного народа.
Само по себе искусство народа формируется долгий период, и за это время без него исключается всё лишнее, оставляя только самое ценное. Ингушский народ существует уже многие столетия и за это время он также совершенствовал свое искусство, передавая молодому поколению накопленные знания и практический опыт, всё это обусловило появление значимых национальных особенностей, присущих народу, проживающему на территории Ингушетии. Ингушскому национальному костюму присущи яркие отличительные особенности несмотря на то, что в целом он во многом схож с национальным костюмом, используемым на территории Северного Кавказа в целом. В результате исследования, направленного на изучение национального ингушского костюма, нам удалось определить его основные виды, формы, материалы, технические приемы и орнаментальные мотивы, на основе чего мы сделали вывод о том, что все они берут своё начало из древних времён. Особенности национального костюма ингушей обусловлены тем, что каждый его отдельный элемент отражает традиции этого народа, которые также берут своё начало с тюрко-кипчакского периода. Прослеживаются некоторые особенности и отличия в национальном костюме, исходя из социального статуса и положения в обществе, а также в силу возрастных барьеров. Также значимая особенность ингушского национального костюма заключается в том, что здесь используются особые детали и композиция костюма (украшение головных уборов девушек и детей перьями филина, использование нашивок и др.).
Главным признаком национального ингушского костюма является то, что он весьма прост и практичен для повседневной жизни. Праздничные наряды украшали вышивкой, использовались более дорогие материалы для его производства, отдельные части оторачивали мехом, отделывали вышивкой и аппликациями.
После того как с течением времени ингушский народ стал ввести преимущественно оседлый образ жизни, а также в результате кардинальных изменений в политической, экономической и социальной сфере, в силу влияния соседних народов были утрачены определённые детали, назначение отдельных предметов и элементов национального костюма также изменилось. Но между тем нужно отметить, что национальный костюм и в настоящее время сохраняет свое значение с точки зрения исторического и эстетического аспекта, и сегодня возрождается традиция ношения национального костюма молодым поколением.
Литература:
- Калоев Б. А. Чеченцы. Народы Кавказа. 1. М., 1960. — С. 353–383.
- Мода и люди: новая теория моды и мод. поведения / А. Б. Гофман. — 3-е изд., доп. — М. [и др.]: Питер, 2021. — 208 с.
- Сагов, Р. З. Элементы национального костюма, подчеркивающие социальный статус ингушской женщины / Р. З. Сагов, Л. М. Евлоева, Т. А. Кулбужева // Вестник Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им. Ч. Э. Ахриева. — 2021. — № 2. — С. 126–130.
- Студенецкая, Е. Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. / Е. Н. Студенецкая; Отв. ред. Г. А. Сергеева; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — Москва: Наука, 1989. С. 73.