Национальная классическая литература и традиции узбекского театра | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы литературоведения. Теория литературы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Филология и лингвистика в современном обществе» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 06.11.2014

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Ризаев, А. З. Национальная классическая литература и традиции узбекского театра / А. З. Ризаев. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном обществе : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/136/6417/ (дата обращения: 18.07.2024).

Каждая страна, каждый народ, каждая нация имеет свой театр, свои своеобразные театральные традиции. Национальный театр невозможно представить без обычаев, традиций, национальных героев и особенностей, присущих той нации, тому народу, который он представляет. Именно в классической литературе проявляется национальный менталитет и его духовный облик. По этой причине не сходят с репертуара мировых театров, занимая особое место в нем, бессмертные творения Александра Пушкина, Льва Толстого, Достоевского, Вольфганга Гёте, Рабиндраната Тагора, Чингиза Айтматова и др. Именно поэтому мы еще раз убеждаемся насколько безгранично место и значение в развитии театра национально-классической литературы.

Особенно, сейчас, когда проблема возрождения подлинных национальных ценностей как никогда превратилась в важную и актуальную задачу, стремление познать, изучать свое национально-культурное наследие еще более усилилось. В частности, вклад классического литературного наследия и в развитии современного узбекского профессионального театрального искусства также ощутимо весомей.

Без сомнения, театральное искусство является одним из древнейших искусств пропагандирующее высокие идеи, высокую культуру, высокие человеческие чувства. А для достижения высочайших целей театру необходим драматургический первоисточник высокого уровня. Именно это свойство и заключено в великолепных образцах нашей классической литературы. По этой причине практически во всех театрах Узбекистана вновь и вновь осуществляются постановки по произведениям всемирно известных писателей классиков Алишера Навои, Лютфи, Дурбека, Бабура…

Вместе с тем, спектакли по романам и рассказам видных представителей узбекской классической литературы ХХ века Абдуллы Кадыри, Чулпана, Гафура Гуляма, Айбека, Саид Ахмада занимают подобающее им место в репертуаре наших театров.

Важнейшие свойства узбекской национальной классической литературы заключаются в следующим:

-          в воспевании общечеловеческих ценностей;

-          в воспевании национальных ценностей;

-          в совокупности народных свойств связанных с творчеством, идеалом, духовностью народа;

-          в новаторстве художественного выражения, языке, стремлении к новизне;

-          в освещении идей гуманизма, человеколюбия;

-          в патриотизме — проявлении самоотверженности, героизма за мир и благополучие народа;

-          в толерантности, великодушии по отношению к другим народам, представителям различных религиозных конфессий;

-          в почитании этических ценностей как добродетельность, скромность, воздержанность, достоинство, человечность;

-          в почитании справедливости, правдивости, добра, красоты, благодеяний.

В национальной классической литературе, у их героев есть своя специфика, которую необходимо отдельно подчеркнуть, это:

-          слияние народного эпоса, устного творчества, традиций;

-          развитие народного этноса в теснейшим сплетении с историей государственности;

-          одинаково относясь ко всем слоям общества, освещение идеи милосердия к простым людям;

-          чернение пороков, таких как гордыня, эгоизм, лицемерие, воровство, наркомания и тому подобных.

В древнейшей и богатой истории узбекской национальной классической литературы наблюдаются ее четыре глобальные вехи:

1.      Древне-эпический период связанный узбекским народным этносом, государственностью;

2.      Период арабского халифата (IХ-ХII вв.);

3.      Период Амира Темура и Темуридов (середина ХIV- начало XVI вв.)

4.      Период территориальных школ утвердившихся в XVI — начале XIX веков в литературе и искусстве Бухарского эмирата, Хивинском и Кокандском ханствах.

Все это для театрального искусства является нескончаемым источником, бесценной кладезю. Именно поэтому постановка национальных классических произведений считается большой школой в развитии театрального искусства и культуры.

Если приглядеться к истории театра ХХ века, то можно увидеть что практически во всех театрах Узбекистана постановки произведений национальной классики вновь и вновь осуществляются разными режиссерами, в разнообразных интерпретациях и формах. Каждая из них имеет свою историю, свою трактовку и свою судьбу. С изменением времени меняются и требования, и взгляды, соответственно меняется отношение и трактовка. Каждый период имеет свое произведение, своего героя. В этом смысле показательно наследие величайшего классика Алишера Навои. Его стиль, его величавая романтика, язык, философия, эстетические взгляды требуют от постановщиков большого искусства, большой ответственности и больших возможностей. Поэтому, не все подобные попытки были увенчаны успехом. Ныне, невозможно представить исторический путь узбекского сценического искусства в отрыве от данного наследия. Ибо, самые яркие воспоминания узбекского национального театрального искусства неразрывно связаны именно с этим наследием.

Осуществление постановок ярчайших образцов национальной классической литературы сыграли большую роль в формировании культуры узбекского театрального искусства, развитии его величия, поэтико-романтического направления в режиссуре и исполнении, а также возникновении жанра музыкальной драмы и узбекской оперы.

В свою очередь, возникновение подобных сценических произведений стало важнейшим фактором популяризации, пропаганды и доведения значения величайшего и богатого наследия, оставленного нам нашими великими предками. Благодаря им, зритель получил прекрасную возможность лицезреть на сцены живых героев легенд, еще более глубже постичь богатое литературное наследие, еще более глубже любить его.

 

Основные термины (генерируются автоматически): литература, театральное искусство.

Похожие статьи

Литература и искусство художественного слова в воспитании...

В течение многих веков и тысячелетий эстетическое наслаждение, красота, острый разум, художественная литература и театральное искусство, благодаря своей массовости...

режиссер, драматургия, современное театральное искусство.

Ключевые слова: режиссура, театральное искусство, драматургия, история искусства.

Литература: Кнебель, М. О. Поэзия педагогики.

Содружество искусств на уроке литературы | Статья в сборнике...

Литература как вид искусства связана с живописью, музыкой, театральным искусством, а для XX и

С древних времен литература и театральное искусство существовали параллельно.

Самовыражение личности подростка в культурно-досуговой...

...подростка в культурно-досуговой деятельности средствами театрального искусства [Текст]

с различными видами искусства: театр, литература, музыка, история, живопись, киноискусство.

Российский театр как актор международной культурой политики

Драматургия и театральное искусство сохранили свою самобытность и народные традиции.

Литература: 1. Конева А. А. Новаторский театр как средство формирования духовных...

Театральная деятельность как средство развития творческих...

- Приобретение знаний и практики в области театрального искусства; - Применение навыков актёрской раскованности на уроках литературы (чтение стихотворений, чтение по ролям и. т.д).

Психотерапия средствами театрального искусства и кино.

Театральное искусство для человека может стать настоящим спасением от страха перед окружающим миром — а ведь именно

Литература: 1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика.

театральное искусство, Россия, театр, Санкт-Петербург, русский...

Литература

театральная индустрия, PR, связи с общественностью, театральное искусство, театр, пиар-технологии, средства коммуникации, население России.

Спектр творческой внеклассной работы педагога специального...

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра [1].

игра, работа, генеральная репетиция, урок литературы, театральное искусство, ребенок...

театральное искусство, Россия, театр, Санкт-Петербург, русский...

Дифференциацию истории театрального искусства на до режиссерский и режиссерский

и реализации современного спектакля, по-новому осмыслить классику, иностранную литературу.

Похожие статьи

Литература и искусство художественного слова в воспитании...

В течение многих веков и тысячелетий эстетическое наслаждение, красота, острый разум, художественная литература и театральное искусство, благодаря своей массовости...

режиссер, драматургия, современное театральное искусство.

Ключевые слова: режиссура, театральное искусство, драматургия, история искусства.

Литература: Кнебель, М. О. Поэзия педагогики.

Содружество искусств на уроке литературы | Статья в сборнике...

Литература как вид искусства связана с живописью, музыкой, театральным искусством, а для XX и

С древних времен литература и театральное искусство существовали параллельно.

Самовыражение личности подростка в культурно-досуговой...

...подростка в культурно-досуговой деятельности средствами театрального искусства [Текст]

с различными видами искусства: театр, литература, музыка, история, живопись, киноискусство.

Российский театр как актор международной культурой политики

Драматургия и театральное искусство сохранили свою самобытность и народные традиции.

Литература: 1. Конева А. А. Новаторский театр как средство формирования духовных...

Театральная деятельность как средство развития творческих...

- Приобретение знаний и практики в области театрального искусства; - Применение навыков актёрской раскованности на уроках литературы (чтение стихотворений, чтение по ролям и. т.д).

Психотерапия средствами театрального искусства и кино.

Театральное искусство для человека может стать настоящим спасением от страха перед окружающим миром — а ведь именно

Литература: 1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика.

театральное искусство, Россия, театр, Санкт-Петербург, русский...

Литература

театральная индустрия, PR, связи с общественностью, театральное искусство, театр, пиар-технологии, средства коммуникации, население России.

Спектр творческой внеклассной работы педагога специального...

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра [1].

игра, работа, генеральная репетиция, урок литературы, театральное искусство, ребенок...

театральное искусство, Россия, театр, Санкт-Петербург, русский...

Дифференциацию истории театрального искусства на до режиссерский и режиссерский

и реализации современного спектакля, по-новому осмыслить классику, иностранную литературу.