Интегрированное преподавание литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 07.04.2023

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Динкель, Л. А. Интегрированное преподавание литературы / Л. А. Динкель, В. Ю. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 304-306. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101389/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ученики в школе часто задают учителю вопрос: «Литература — это наука или искусство?». Учитель уверенно отвечает, что это и то, и другое. Но все же не стоит забывать о том, что литература в большей степени является искусством, а такие виды искусства, как живопись и музыка неразрывно связаны с литературой.

Главная задача педагога — не только ознакомить ребят с текстом художественного произведения, но и научить понимать, разделять эмоциональное состояние героев, сочувствовать им, радоваться вместе с ними или осуждать за дурные поступки.

Наиболее эффективным способом достижения поставленных целей является интеграция музыки и литературы. Иногда музыку можно использовать только лишь как фон при ознакомлении с поэтическим текстом. Этот нехитрый прием позволяет учащимся уловить основной мотив стихотворения, определить его тематику, основную мысль, идею. Избегая скучных однообразных вопросов, учитель таким образом достигает желаемого результата.

Уместно использовать музыкальные произведения при изучении биографии писателей. Многие знают А. С. Грибоедова как создателя бессмертной поэмы «Горе от ума», но наверняка учащиеся не знают, что он писал еще и музыку. Урок будет ярче и эмоциональнее, если дети прослушают его знаменитый вальс.

При изучении всех этапов творчества С. А. Есенина можно и нужно использовать богатейший музыкальный материал, созданный на основе его творчества. Это песни и романсы «Заметался пожар голубой», «Гуляка», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая», «Клен ты мой опавший» и многие другие произведения. Если привлечь учащихся к исполнению его произведений, то можно надолго заинтересовать их творчеством поэта.

На уроке по рассказу А. И. Куприна учащиеся на высоком эмоциональном уровне воспринимают переживания Веры Шеиной, когда вместе с ней слушают Сонату № 2 Бетховена, потому что в музыке отражается все, что происходило в её душе после смерти Желткова. Такие фрагменты урока стирают грань времени, делают современной и актуальной классическую литературу.

Герой романа И. А. Гончарова предстает перед читателем в первой части романа ленивым, уставшим человеком, не способным на душевные порывы, вдруг меняется в противоположную сторону под воздействием волшебных звуков Casta diva из оперы Беллини. Музыка возрождает Обломова к жизни, О. Ильинская разбудила его душу. Конечно, невозможно прочувствовать этот эпизод из романа, не послушав арию.

Потомки Л. Н. Толстого вспоминали, что любимым его композитором был Шопен. Писатель, которого называли «глыбой», олицетворением твердости духа, признавал, что когда он слушает Шопена, у него «что-то сжимается в горле, он проливает слезы». При изучении романа «Война и мир», слушая музыку Шопена, ученики угадывают эти же настроения в его героях.

В современной науке все более утверждается мысль о единстве эстетических законов творческого процесса художника и восприятие явлений искусства читателем, зрителем, слушателем. «Основной задачей комплексного изучения, — пишет Б. Мейлах, — является, с нашей точки зрения, разработка генеральной проблемы — исследования управляющих закономерностей процесса создания художественных произведений и восприятия их читателем, зрителем, слушателем. Иначе говоря, необходима общая единая теория творческого процесса и восприятия».

Не секрет, что дети не всегда воспринимают классические произведения литературы. Барьером служит то, что герои жили совсем в другую эпоху. Помогают окунуться в атмосферу далекого прошлого экранизации романов Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева; пьес А. Н. Островского, А. П. Чехова, А. С. Грибоедова, М.Горького. Конечно, ни в коем случае нельзя заменить чтение просмотром фильма, но отдельные фрагменты, используемые во время анализа прочитанного, возбуждают огромный интерес. После прочтения пьесы или романа предлагаю посмотреть фильм или сходить в театр. После обязательное коллективное обсуждение или самостоятельное написание рецензии. Ученики высказывают свое мнение о том, совпало ли их представление о героях с образами, увиденными в фильме или на сцене театра.

Произведения искусства требуют от читателя сотворчества. Инсценирование фрагментов пьесы на уроке занимает много времени, но результат чаще всего бывает блестящим. Фрагмент должен быть обязательно подготовлен заранее. Дети играют отрывок в костюмах, продуманных с учителем. Дети учатся понимать актерское мастерство, вникать во все его тонкости. Такой процесс сотворчества дорогого стоит. Среди изученных в школе произведений, «прошедших мимо», это никогда не забудется. Творчеством прежде всего должен быть увлечён сам учитель, тогда и ученики буду проявлять большой интерес к изучению литературы.

Более глубокому пониманию художественного произведения способствует использование произведений живописи. Современный график А. Гончаров утверждал, что литература и изобразительное искусство — тесное двуединство, в котором каждое из этих искусств по-своему прекрасно и необходимо. Учащиеся должны знать разницу между картиной и иллюстрацией. «Натурой» для художника-иллюстратора служит текст. Анализируя иллюстрации в книге, ученики сопоставляют мнение художника с собственным мнением, выражают свою точку зрения по поводу того, как должен выглядеть герой или эпизод из произведения. Рассматривая иллюстрацию, дети учатся отмечать детали, характеризующие героев.

«Понимание» образов учащиеся наиболее удачно передают через собственные иллюстрации. Задание создать иллюстрацию к эпизоду вызывает огромный интерес у учащихся. Здесь мы наблюдаем за тем, насколько богато воображение ученика, в каком ракурсе он воспринимает героев произведения, какие детали внешности, одежды показались ему наиболее важными.

Часто я даю задание ученикам создать серию картин по изученным произведениям. Так в 5-м классе дети создавали серию иллюстраций к рассказу А. Платонова «Никита». Рассказ интересен тем, что воображение мальчика Никиты создает ряд образов. Читая описание этих образов, ученики воссоздают их на бумаге. Изучая поэзию Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, дети создают пейзажные рисунки, в которых цвет играет ключевую роль. Грусть выражена в холодных тонах, радость — в теплых и солнечных. Большую роль в данном задании играет то, что дети выступают с презентацией своих рисунков. Выступая перед аудиторией класса, они рассказывают о своем творчестве, объясняя каждую деталь рисунка. Такое задание развивает воображение, умение выступать перед аудиторией, дает творческий потенциал.

Не секрет, что поэзия Серебряного века неразрывно связана с творчеством художников- модернистов. Вслед за поэтами к модернизму обращаются М. Врубель «Портрет В. Я. Брюсова», И. Машков «Автопортрет и портрет Петра Петровича Кончаловского», Казимир Малевич эскизы костюмов к опере «Победа над солнцем». Творчество художников начала двадцатого века — это яркое, самобытное отражение времени, которое перекликается с поэзией. Так изучая стихотворение А. Блока «Возмездие», демонстрируем картину М. Врубеля «Демон». Творчество художников начала двадцатого века дает полное образное представление образов, созданных поэтами Серебряного века.

Литература занимает особое место в ряду предметов, изучаемых в школе. Прежде всего это вид искусства, полное представление о котором может сложиться только в представлении наряду с другими видами, прежде всего с такими как музыка и живопись.

Литература:

  1. А. И. Герцен об искусстве». М., 2014, стр. 59–60.
  2. А. Б. Гольденвейзер.Вблизи Толстого. М., 2015, стр. 200.
  3. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи и связь с жизнью–в основу обучения. — Нар. образование, 1979, № 5.
  4. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. — Нар. образование, 1985.
  5. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. — М.: Просвещение, 1983.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, вид искусства, герой, двадцатый век, иллюстрация, литература, музыка, огромный интерес, произведение, Серебряный век, творчество художников начала, учащийся, ученик, художественное произведение.


Задать вопрос