На современном этапе стало очевидно, что от самого человека, его внутренних ресурсов и, в первую очередь, от его нравственных ценностей и установок зависит будущее цивилизации. Это повышает ответственность системы воспитания во всем мире за характер общественного воздействия на личность, за формирование гуманистических идеалов.
Эта проблема актуализируется также тем, что Узбекистан стал самостоятельным государством, перед которым стоит задача решения многочисленных проблем в различных сферах общественной жизни: это переход к рыночной экономике, решение социальных проблем, построение национальной государственности, социально-культурные задачи. Успех в решении этих проблем во многом зависит от нравственно-психологической атмосферы в обществе, так как нравственность обладает способностью быть катализатором социальных процессов, минимизировать отрицательные моменты переходного этапа. Нравственность как культурно-историческое явление, наряду с системой определённых требований (принципов, норм) и оценок, включает в себя также своеобразные механизмы их воспроизводства. Каковы эти механизмы, каким образом нравственные требования закрепляются в сознании и поведении личности, переходят от человека к человеку — эти вопросы в общем виде обозначают предметную область нравственного воспитания.
В научной литературе отмечается, что развитие личности (включая и моральное) есть сложный диалектический процесс взаимодействия объективных факторов (прежде всего влияния среды) и субъективных факторов (целенаправленного воспитательного воздействия).
Социальная среда, социальное общение играют первичную и определяющую роль в формировании личности. (Игнорирование этого важнейшего принципа ведёт к волюнтаризму во взглядах на процесс нравственного совершенствования человека, возлагая на воспитание непосильную задачу формирования по заранее заданной программе определённое содержание духовного мира индивида вне зависимости от объективных условий его жизни).
При определении понятия «нравственное воспитание» следует исходить из того, что оно может быть охарактеризовано с разных сторон. Необходимо различать прежде всего:
- Основные направления, цели нравственного воспитания;
- Субъекты воспитания, ведущие общественные институты;
- Основные средства, формы, методы воспитания.
С точки зрения целей нравственное воспитание обычно определяется как целенаправленный, организованный процесс, в ходе которого внешние требования общества к поведению личности переплавляются во внутренние побуждения (к нему). В этом смысле нравственное воспитание выступает как воздействие, которое так закрепляет в психике личности моральные требования и представления, что превращает их в нравственные потребности, в убеждения и намерения, в нравственные чувства, которые становятся устоявшимися моральными качествами самой личности. Данное определение, в свою очередь, можно конкретизировать. Основными задачами нравственного воспитания являются: 1) этическое просвещение; 2) выработка па основе этических знаний и социальной практики качеств личности, соответствующих нравственным нормам.
Можно сказать, что само по себе усвоение знаний о морали вряд ли способно совершить духовный переворот в человеке. Оно не может, скажем, превратить нравственно испорченного индивида в добродетельную личность. Но этические знания могут принести пользу человеку, который, будучи нравственным, хочет далее совершенствоваться на этом пути.
Если суммировать роль этики и этического просвещения в нравственном воспитании, можно сказать, что она состоит в повышении культуры морального мышления, нравственной культуры в целом. Роль эта является благотворной и эффективной именно тогда, когда моральные размышления и решения вписаны в контекст практической деятельности.
Постоянным спутником нравственного воспитания является морализаторство, назидательное проповедничество, оторванность от жизни. С голой назидательностью мы имеем дело тогда, когда воспитатель пытается добиться от воспитуемого выполнения нравственных требований путем чисто словесного давления, прямолинейной апелляции к его сознанию, а также к чувству стыда, используя для этого все средства — от призывов, угроз до слезных увещеваний. Исторический опыт и жизненные наблюдения свидетельствуют, что воспитание путём морализирующих проповедей, обращённых «сверху вниз», вызывает у людей глубокое, устойчивое неприятие.
Моральное воздействие на человека можно оказать лишь тогда, когда при этом не принижается его человеческое достоинство, когда между воспитателем и воспитуемым возникает духовный диалог, вызывающий нравственно-психологический резонанс. В широком смысле морализаторство возникает на почве разрыва провозглашаемых требований с реальными нравами. Оно возникает там, где нравственные нормы приходят в конфликт с живыми склонностями, непосредственными интересами индивидов.
Нередко назидательностью бывает заражено нравственное воспитание в школе. В обыденном сознании, к сожалению, даже сложился стереотип, согласно которому она считается школьной формой воспитания. Это имеет своё объяснение. В том, что касается знаний, обучения, здесь активность идёт по преимуществу в направлении от учителя к ученику: власть, которую имеет учитель над учеником, является настолько большой, что позволяет ему путём прямых указаний регламентировать едва ли не весь внешний рисунок поведения ученика. Когда все особенности, характеризующие отношения учителя и ученика, прямолинейно переносятся на область нравственного воспитания и учитель пытается оказать моральное воздействие теми же методами (только словом), какие он применяет при его обучении, зачастую должного проникновения во внутренний мир ребёнка не достигается. В таком случае воспитание неизбежно принимает форму абстрактного морализирования.
Из сказанного выше ни в коем случае не вытекает, будто нравственное воспитание может протекать вообще без передачи воспитуемым морального опыта посредством слова. Это, разумеется, невозможно. Моральное воздействие словом, на вербальном уровне крайне необходимо, но требует определенных условий. Этическое суждение, прямая моральная сентенция эффективны тогда, когда они выражают оценку окружающих, фиксируют общественное мнение.
Актуализируют нравственный смысл ситуации (если тот, кто желал сделать неприятность кому-либо, сам оказался в неприятной ситуации).
Органически включены в контекст доверительных отношений между индивидами. Если моральный авторитет того, кто высказывает одобрение или осуждение, высок, то воздействие, как правило, эффективно.
Мы рассмотрели одну сторону воспитания: взаимодействие объективных и субъективных факторов. Но процесс воспитания имеет и другой срез — диалектику связей внешнего и внутреннего, т. е. роли среды и воспитания — с одной стороны и самовоспитания, самоутверждения—с другой. Процесс нравственного формирования личности посредством воспитательной деятельности поддаётся лишь частичному социальному контролю и управлению. Причиной этого является относительная самостоятельность индивидуального сознания. Сознание человека довольно упругий объект, не всегда поддающийся воспитательным воздействиям. Каждый это знает по себе.
Диалектическая концепция развития основывается на том, что личность само развивается в процессе преодоления противоречий между внешним и внутренним. Внутреннее есть субъективность, которая превращает внешнее в своё. И именно в этом превращении внешнего во внутреннее велика роль самовоспитания. Самовоспитание в самом общем плане есть усилия человека, направляемые к усвоению многообразного социального опыта и утверждению себя как личности, к формированию таких нравственных качеств, какие соответствуют общественному нравственному идеалу. Самовоспитание состоит в том, что человек формирует и совершенствует свою личность в соответствии со своим представлением о сущности и назначении человека.
Нравственное самовоспитание есть стремление субъекта дать себе отчёт в некотором итоге всего процесса воспитания. Нравственное самовоспитание обнаруживается преимущественно в форме самокритики, самоосуждения, оно отражает стремление добиться более четкого взаимодействия, гармонии моральных убеждении’ личности с её жизненными целями и ситуациями выбора. Самовоспитание зависит от воспитания. Воспитание создаёт предпосылки самовоспитания, представляет внешнее условие последнего. Под влиянием объективных обстоятельств и в процессе воспитания сказывается своеобразный внутренний мир человека, который определяет затем способность, стремление и возможность самовоспитания.
Представляет интерес механизм самовоспитания. Он складывается из осознания самого себя, самообязательств, самоконтроля и непосредственной работы по формированию собственных социальных качеств, преодолению имеющихся недостатков. Самовоспитание немыслимо без самосознания. Осознание же самого себя происходит посредством самонаблюдения, самоанализа, самокритики. Самонаблюдение как бы поставляет материал о себе для анализа, самооценки. Самоанализ — одно из важнейших свойств сознания, делающее способным человека осмыслить свои потребности и интересы, разобраться в собственных и чужих поступках, принять нужное решение, подчинить свои интересы общим, выполнить внешние предписания поведения. Самооценка нужна человеку для контроля над собой с тем, чтобы, корректировать свои действия в вопросе взаимодействия с внешним миром. С самооценкой тесно связана самокритика, обуславливающаяся недовольством человека собой, выявленными в процессе самоанализа недостатками, ошибками. Самокритика— это способность человека признать свои недостатки, она идёт дальше самоанализа и самооценки, переходит в действие. Именно поэтому велика её роль в самовоспитании. Особое место в механизме самовоспитания занимает самоконтроль. Его назначение—устанавливать отклонения в поступках, действиях, мыслях от требований общества, а также несоответствие своих действий намеченным целям.
Самоконтроль тесно связан с совестью. Только совесть гарантирует достойное поведение человека. Самый высокий уровень самоконтроля, когда человек контролирует не только и не столько внешнее поведение, сколько свои помыслы, мотивы, образ мыслей, понимая, что от этого зависят его деятельность и поведение.
В рамках этого вопроса мы рассмотрели актуальность нравственного воспитания, понятие нравственного воспитания, общее направление задачи и некоторые важные проблемы.
В процессе воспитания, в том числе нравственного, важное значение имеет учёт половозрастных особенностей. Особенно важен период 15–17 лет. В этом возрасте психика характеризуется неустойчивостью — повышенной нервозностью, нетерпимостью, упрямством. Расширяется диапазон любознательности.
Состояние подростка характеризуется известной противоречивостью. Социально-возрастная противоречивость — основная причина того, что процесс превращения подростка во взрослого человека связан с большими трудностями, испытываемыми его воспитателями.
На воспитательный процесс оказывает влияние и акселерация. В связи с односторонним ускорением полового созревания может проявиться определенная диссоциация в том смысле, что, наряду с более ранним развитием личности в области чувств и сексуальных влечений, отстаёт социальное созревание. Отсюда возникает целый ряд педагогических проблем.
Вследствие акселерации могут складываться конфликтные ситуации между детьми и теми родителями, которые недооценивают новую ситуацию. В результате акселерации у детей раньше проявляется стремление к самостоятельности, расширение и изменение круга интересов. Серьёзной ошибкой была бы недооценка этих сдвигов и отношение к подростку как к ребенку.
Таким образом, в детском возрасте, благодаря высокой подвижности и гибкости нервной системы, подражание личному примеру родителей, окружающих ребенка близких людей играет решающую роль в формировании эмоциональных и нравственных характеристик индивида. Человек начинает постепенно подражать не только тому, что есть, но и тому, что должно быть. И чем более он отдаляется от детского возраста, тем больше в его подражательную деятельность начинают вмешиваться два фактора:
а) корректирующая роль специфических социализирующих институтов (учебные заведения, производственные, политические и другие организации);
б) собственная система ценностей, установок, идеалов.
По мере развития личности спонтанно-подражательный момент все больше вытесняется сознательной творческой активностью, осознанием социальных требований, норм и санкций, которые идут со стороны общественных институтов.
Основные средства и методы нравственного воспитания. В этической литературе при рассмотрении средств воспитания имеется в виду прежде всего: 1. Искусство (особенно такие виды, как литература, театр, кино). 2. Средства массовой информации (телевидение, печать, радио).
Различные виды искусства имеют важное значение в содержательном плане.
Средства же массовой информации можно рассматривать как способ передачи информации, заключающей воспитательный материал.
То, что искусство обладает огромными возможностями в нравственном формировании личности, было установлено ещё в глубокой древности. Об этом писали Сократ, Платон, Аристотель, Гораций. Объективной основой этой способности искусства является то, что нравственное воспитание — это не только нравственные знания, но и формирование нравственных чувств. Художественная же литература, кинофильмы, театральные спектакли обладают огромной способностью воздействовать на эмоциональный мир человека. (Этим и объясняется способность искусства «заражать» человека нравственными идеалами, активно влиять на его ценностные ориентации).
В содержании произведения искусства идейное, нравственное и эстетическое начало, как правило, существует в их единстве. В подлинных произведениях искусства никогда не даётся чисто нравственная оценка поступка или человеческого характера. Она всегда интегрируется с эстетической. Нравственная оценка проявляется не в абстрактно-теоретической форме, а при помощи сложнейшей совокупности изобразительно-выразительных средств того или иного вида или жанра искусства. Отсюда огромная способность влиять на сознание человека и вызывать глубокие переживания и вследствие этого высокий воспитательный эффект.
То есть эмоциональная энергия искусства обогащает самосознание человека, а чем активнее чувство, вызванное художественным произведением, тем прочнее выводы, зафиксированные в сознании. Эмоционально-оценочное отношение к произведению искусства, процесс идентификации с героями художественных произведении, способность человека эмоционально откликаться на переживания других людей формирует нравственное отношение человека к миру, умение анализировать нравственные аспекты общественной жизни. Формирование нравственно-эстетического идеала, происходящее в процессе эстетической деятельности, создает необходимую чувственную основу для активного усвоения нравственных понятий и в дальнейшем для перевода этих понятий в реальную жизнь. Реальные отношения к поведению других людей, к общественным, моральным оформляются в нравственные чувства.
В процессе воспитания используются традиционные приёмы воздействия, такие как убеждение, принуждение. Их использование эффективно, когда они учитывают индивидуальные и половозрастные особенности воспитуемых. С их помощью можно затормозить отрицательное поведение, побудить соблюдать нравственные нормы.
Методы одобрения и осуждения важны для выработки моральной ответственности, стыда, чести, совести, о через их посредство — и всех других моральных чувств и свойств.
Один из основных методов нравственного воспитания — личный пример. Наглядность примера делает его воздействие особенно сильным и длительным, переводит абстрактные понятия, лозунги на язык повседневной жизни, на язык реального поведения людей. Жизненный пример заставляет человека сопереживать внутренние поступки и поведение героя. Он оказывает воздействие не только на интеллект, но, прежде всего, на эмоционально-чувственную сферу. Это важно, поскольку психологические силы, движущие нравственным поведением, представляют собой единство рационального и эмоционально-чувственного. Пример заразителен. Он служит обозначением цели и притягивает к себе. В примере нравственные ценности представлены в единстве, слитности с конкретным предметным действием. Пример заключает в себе единство слова и дела, создаёт атмосферу доверия, искренности, без которых вообще не может быть нравственного воздействия.
Рассматривая вопрос о методах нравственного воспитания, следует остановиться и на основных его психологических механизмах. В социальной психологии отмечается, что нравственные формы поведения передаются из поколения в поколение при помощи подражания, заражения, идентификации. Благодаря им осуществляется процесс социализации личности, происходит овладение навыками выполнения моральных требований. Если подражание чаще проявляется в поступках, связано с усвоением внешних форм поведения, то заражение захватывает область переживаний, связано с передачей определенного психологического настроя.
Подражание и заражение часто имеют неосознанный характер, но это не отменяет их позитивной роли в воспитании. Главное — умело пользоваться этими средствами, видеть их естественную ограниченность. Чем выше уровень сознания человека, тем менее подвержен он автоматизму действий. В этом случае следует обращаться к таким механизмам воздействия, которые ориентированы на осмысленное и доверительное отношение к предлагаемым нормам поведения. В этом случае эффективно использовать внушение и убеждение. Они становятся действенным средством выработки навыков добровольного выполнения моральных предписаний.
В отличие от подражания идентификация — более сложный процесс, при котором личность воспринимает другого человека как целостность, усваивает основные черты его психологической структуры, а не только отдельные способы поведения, чувства, настроения или идеи.
Взрослый человек может идентифицировать себя с героями литературных произведений, с людьми, которые пользуются уважением и симпатиями общества. В результате этого усваиваются некоторые общие нормы, ценности и оценки. Путем интроекции (перевоплощения в личность другого человека) усваиваются многие общие черты, присущие данному обществу, передаются новые способы видения и оценивания. Путем проекции (переноса черт своей личности на окружающих) человек узнаёт очень много о себе и других людях.
Идентификация связана с любовью и авторитетом. Ребёнок идентифицирует себя с теми, кого он любит, кто в его глазах пользуется большим авторитетом.
Таким образом, чем выше самоопределение личности, чем прочнее у неё сформированы нравственные установки и принципы поведения, тем самостоятельнее она относится к воздействующим на неё факторам. Поэтому реализация моральных норм опирается на убеждения, а не на автоматическое заражение и внушение. Оно содержит различной степени осознанность. Нравственное самоопределение личности осуществляется путем сложного взаимодействия убеждения, примера — подражания и внушения.
Таковы основные психологические механизмы нравственно воспитательного процесса.
Литература:
- Иванов В. Г. История этики древнего мира. -Л.:,1980.
- Кант И. Из лекции по этике. Этическая мысль 1988–1990.-М.:,1988,1990.
- Аристотель. Никомахова этика; Большая этика. // Аристотель. Сочинения в 4-х томах, т-4. М., 1983.
- А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко. Этика.М:Гардарики.1989г. 496с.
- Умаров Э., Загрыддинова. Этика. Т: Чулпан.2005г.
- Словарь по этике. М., 1989.