Делегирование полномочий на уроках информатики
Автор: Одрузова Наталья Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)
Статья просмотрена: 539 раз
Библиографическое описание:
Одрузова, Н. В. Делегирование полномочий на уроках информатики / Н. В. Одрузова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/3977/ (дата обращения: 16.11.2024).
Слово делегирование пришло из новой философии управления — менеджмента («management» англ. — руководство, управление). Делегирование в учебном процессе — это проявление доверия плюс рациональное использование сил и времени учителя. Опора на этот принцип лежит в основе демократизации управления учебным процессом, включая ученика в процесс управления учебной деятельностью. Главная особенность демократического стиля это активное участие класса в обсуждении хода предстоящей работы и ее организации. Демократический стиль позволяет оценивать факты, а не личность. В результате у учеников развивается уверенность в себе и стимулируется самоуправление. Как следствие в классе возрастает коммуникабельность и доверительность взаимоотношений. Организуя делегирование, следует наметить план и систему работы, учесть все элементы, выделить составные части. Затем учитель уполномочивает учащихся вести определенную часть дела, возлагая на них долю ответственности, но основную работу оставляя за собой. Высшей стадией организации делегирования является полная передача учителем всех полномочий ученикам, исполняя лишь функции руководства и контроля. Учитель выступает в роли менеджера. Становясь руководителем познавательной, мыслительной и поисковой деятельности учащихся. Наиболее высокий уровень отношений между учителем и учащимися — сотворчество. Счастливейшее состояние духа! В сотворчестве человек испытывает духовный подъем. Мы не всегда вольны, выбирать тип отношений с детьми, но пусть общение перерастает в сотрудничество, а сотрудничество — в сотворчество. В совместном творчестве между детьми и взрослыми само собой устанавливается подлинное равенство, идет духовное общение, что позволяет понять учителю духовный мир каждого ученика и использовать это при делегировании полномочий, учитывая индивидуальные особенности.
Наиболее продуктивно применение делегирования при работе над проектами, соблюдая следующие правила:
- Учащимся следует предоставить достаточно широкий набор тем проектов для реализации возможности реального выбора, (проекты могут быть, как индивидуальные, так и коллективные).
- Поскольку ученик не владеет проектным способом работы, он должен быть снабжен инструкцией по работе над проектом.
- Для ребенка важна практическая значимость полученного им результата и оценка со стороны окружающих. Очень важно, чтобы завершенный проект был презентован и получил внимание взрослых и сверстников.
- Необходимо создавать условия, при которых учащиеся имеют возможность обсуждать друг с другом свои успехи и неудачи.
- Метод проектов ориентируется главным образом на освоение приемов работы с компьютером, но можно импровизировать.
Вообще, строго говоря, о построении уроков на делегировании полномочий следует выделить следующие ЦЕЛИ:
- воспитательные: воспитание сотрудничества, сотворчества и информационной культуры;
- обучающие: предоставление учащимся возможности заниматься, как индивидуально, так и в малых группах, парах в соответствии со своими интересами и уровнем подготовленности; освоение и закрепление знаний, умений, навыков;
- развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, расширение кругозора; в высшей стадии делегирования освоение азов менеджмента;
- оптимизирующие: рациональное использование сил и времени учителя через передачу учащимся отдельных полномочий.
Этапы делегирования полномочий:
I. предварительный этап: учитель изучает интересы и возможности учащихся посредством беседы, анкетирования, наблюдений;
II. подготовительный этап: учитель готовит бланк делегирования, где указывается класс, Ф.И. учащегося, план работы, задача. Способы, формы, метод ее решения, доступность информации, контроль, ожидаемый результат и сроки выполнения;
III. этап работы на уроке: распределение полномочий исходя из самооценки ученика; заполнение им бланка делегирования, и исполнение возложенных полномочий; роль учителя на этом этапе состоит в оказании помощи по необходимости;
IV. этап страховки и контроля: это промежуточный контроль над выполнением работы учащимися, для своевременной корректировки, но помните, что делегирование есть доверие;
V. результирующий этап: демонстрация, защита и обсуждение полученного результата работы ученического коллектива.
Альберт Эйнштейн говорил: «Я никогда ничему не учу своих учеников. Я просто стараюсь создать условия, при которых они моги бы учиться» [1]. Сегодня это требования века ввиду перехода высшего образования на кредитную основу обучения, которая предопределяет самообразование. Следовательно, задача современной школы подготовить молодое поколение к такой форме обучения. Делегирование в учебном процессе как нельзя лучше способствует стимуляции поисковой и познавательной деятельности школьников, что формирует навыки самообразования.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:
Тема: «Разработка презентации в Power Point»
определение темы: составление электронного альбома посвященного сорокалетию школы
определение целей:
- освоение и закрепление навыков оформления электронной презентации;
- осуществление творческого подхода в составлении электронной презентации;
- стимуляция активизация мыслительной деятельности учащихся;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы.
- определение задач:
- обучающая: освоение и закрепление знаний, умений и навыков работы Power Point;
- воспитательная: самостоятельная работа, участие в коллективном деле, стимулирование чувства патриотизма;
- развивающая: поисковая работа по сбору материала.
план деятельности учащихся
- распределение обязанностей по сбору материала, закрепление за каждым учеником конкретные выпуски (по годам)
- промежуточный контроль
- защита индивидуальной работы
- формирование коллективного проекта
Бланк делегирования ученику:
Класс _________ Ф.И. ученика ______________________________
1. создание шаблона:
- поэтапное оглашение в презентации определенного материала;
- оформление фона и разметка слайдов, выбор стиля;
2. сбор материала;
3. внедрение собранного материала в презентацию:
- работа со сканером и электронными носителями информации, работа в сети;
- внедрение звуковых объектов (стихи, песни, воспоминания учителей и т. д.)
4. промежуточная демонстрация презентации, корректировка
5. демонстрация индивидуального конечного продукта
6. совмещение индивидуальных работ в общей презентации, как юбилейного альбома, посвященного сорокалетию школы
7. запись презентации как выходного продукта на компакт диски
8. демонстрация и вручение альбома на встрече выпускников
Тема: «Разветвляющийся алгоритм»
(работа с графическими операторами Turbo Pascal)
Бланк делегирования ученику:
Класс _________ Ф.И. ученика(цы) _____________________________
Задачи:
- составление программы, для определения по номеру месяца соответствующего времени года, с иллюстрацией, используя оператор выбора.
- повторить блок-схемы, команды алгоритмического языка, операторы языка программирования Turbo Pascal.
Способы решения:
- создание основной программы (работа в микро группе);
- для создания иллюстрации разбить экран по числу человек в микрогруппе и закрепить за каждым определенную ячейку, где будет размещена запрограммированная им картинка;
- внутри группы выбрать оператора (для набора программы) и арбитра (для контроля работы других групп).
Формы представления работ:
- индивидуальные фрагменты программы на отдельных листах, иллюстрации к ним на координатной плоскости в цвете.
Контроль: сотворческий.
Результат: программа в работе + итог игр.
Срок выполнения: дата проведения урока.
Литература:
1. Бордовская Н. В., Реан А. А. педагогика. СПб: Изд-во «Питер», 2000
2. Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление/М.: центр «Педагогический поиск», 2000
3. Лапчик М. П., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Методика преподавания информатики/М.:Изд. Центр «Академия», 2006