Значение художественной литературы в повышении речевой активности учеников начальных классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

Дата публикации: 25.05.2017

Статья просмотрена: 202 раза

Библиографическое описание:

Киргизов, Н. О. Значение художественной литературы в повышении речевой активности учеников начальных классов / Н. О. Киргизов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 424-426. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43693/ (дата обращения: 16.12.2024).



Действительно, полезные и вредные привычки формируются ещё в детстве. Качества внедренные в юные души, проявляются в их характере уже во взрослый период. Так же изучение для повышения знаний, навыков и опыта учениками начальных классов художественной литературы влияет на развитие в учениках таких качеств, как патриотизм, гуманизм, честность, национальная гордость и верность родине. Не зря 2017-год объявлен «Годом диалога с народом и интересов человека». Потому что формирование у учащейся молодёжи стремлений к здоровому образу жизни и уважение к национальным ценностям присуще нашему менталитету. Для выполнения в полной мере в начальных классах требований программы, в первую очередь нужно проследить за овладением учениками навыков правильного чтения. Благодаря Независимости в сфере образования были произведены большие изменения. В начальном образовании были созданы государственные стандарты обучения и обновлены программы обучения. В 2010-году, с учётом итогов опытов и изучении были внесены изменения в ГСО и программу обучения вместе с тем, была переиздана книга «Чтение».

В узбекских школах плодотворно пользуются учебными методиками, разработанными известными русскими и узбекскими методистами, такими как Т. Г. Рамзаева, М. С. Василева, К. Ш. Голенкина, Л. А. Горбушина, М. И. Оморокова, Е. А. Никитина, Н. С. Рождественский, А. Зунуков.

Методика чтения проводится основываясъ на теоретических правилах, разработанных известными литературоведами, психологами и педагогами как К. Косимова, К. Абдуллаева, С. Матчонов, Л. Гуломова, М. Умарова. Для правильной организации чтения в классе преподаватель должен учесть особенности психологические основы процесса чтения и особенности художественного произведения в этапах образовательного процесса, разность психологической основы, также процесс чтения текста учениками в классе, своеобразие восприятия и усвоения текста учениками начальных классов. Первые навыки чтения появляются ешё в самом начале учёбы и совершенствуются в последующих этапах обучения. То есть, основная задача уроков чтения это ознакомление учеников с звуками и буквами, и через обучение правильному произношению формирование в учениках навыков правильного выразительного чтения. Также приоритетным считается обогащение словарного запаса, сформирование мировоззрения, накопление знаний самостоятельного мышления и чуство восприятия. Кроме вышеперечисленного в детях формируются такие качества, как сосредоточение внимания, различие языковых единиц, обнаружение их различных свойств. Процесс обучения грамоте состоит из прививания навыков чтения слов в столбиках, подготовка учеников к чтению предложений.

Осознанное чтение слов обеспечивает осознанное чтение предложений.

Во время чтения дети могут не понять значение всех слов в предложении. В этапе изучения азбуки, из-за недостаточных навыков чтения, внимание учеников будет привлечено только к одному слову или значению предложения с маленьким объемом, ученики испытывают проблемы с восприятием текста. Для устранения этой проблемы преподователь на каждом уроке должен обращать внимание на то, чтобы ученики осозновали значение каждого слова, предложения или текста, прочитанных ими. Выразительное чтение играет огромную роль в усвоении смысла прочитанного текста. Обычно тон чтения ребёнка не отличается от тона его разговорной речи. Они читают текст сухо, не замечается жизненность. Обучение выразительному чтению считается очень сложным процессом. Для этого ученики один раз читают весь текст, потом учитель, в соответствии с характером чтения, выразителъно читает слово, объясняет, как связыватъ каждое слово с интонацией и как при окончании предложения понижать голос. Выразительное чтение учениками даёт возможность правильно и в полном объеме усвоить смысл текста.

Навыки чтения подразумевают правильное, осознанное и выразительное чтение текстов художественного произведения. Особенносты навыков чтения связаны между собой и их основа-это осознанное чтение. Если ученик правильно и ровно читает текст, но не вникает в него или при его скоростном чтении другие не понимают ничего, читающий не делает остановок, смысл высказанной в тексте мысли не может быть усвоен. Чтение в определенной скорости служит для повышения осознанного чтения, правильное, быстрое и вникающее чтение служит основой для выразительности.

Овладение навыками чтения является необходимым условием для успешного усвоения всех предметов, преподающихся в школе. Чтение является основным видом деятельности и дает большие возможности для учеников и их развития с идейно-политической, умственной, эстетической и речевой стороны. Этот процесс требует системности, в соответсвии цели, работы над повышением и усовершенствованием навыков речи.

Известно, что в начальных 1-х и 2-х классах ученики совершают много ошибок в чтении. В итоге они не понимают прочитанного. Для предотвращения такого положения нужно обращать внимание на вышеперечисленные обстоятельства.

Постепенно в учениках формируются навыки правильного чтения. В 3-х и 4-х классах эти навыки уже сформируются и они понимают прочитанный текст и могут самостоятельно излагать свои мысли на счёт него. Скорость чтения учеников должна быть в мере и она не должна отделяться от усвоения смысла текста. Темп и восприятие текста должны развиваться синхронно. Усвоение содержания читаемого текста считается чтением, обеспечивающим осознанное восприятие содержания текста.

Если посмотреть значение художественной литературы для улучшения речевой деятельности учеников на уроках чтения в начальных классах, то при его анализе учитываются психологические особенности учеников младшего возвраста в усвоении материала. Для изложения своих понятий одного понимания произведения недостаточно. Это сложный процесс, включающий в себя некоторые отношения, относящиеся к истории, рассказанной в произведеннии. При оценивании ученики пользуються своими личными и этическими понятиями бывают ограничены. Ученики больше используют такие качества, как бесстрашие, честность, трудолюбие, доброта. Для оценки других качеств героев им не хватает словарного запаса. Задача учителя — это анализ произведения вместе с учениками, введение в их речь слов, описывающие этические, интеллектуальные, эмоциональные качества персонажей. Это считается одним из условий детального освещения характеров героев. При осознанном усвоении произведения на уроках чтения нужно учитывать психологические особенности учеников. Задачи, поставленные перед современной школой требует учесть рост общего развития учеников младшего школьного возраста, а достижения в сфере методики-внести изменения в методику обучения и содержание уроков чтения. В связи с этим была совершенствована методика анализа произведения. То есть, были сокращены занятия по второму перессказу и вместе, с этим увеличено количество занятий, направленных на улучшение навыков изложения мыслей, относительно прочитанного произведения. Теперь изучают произведение не по частям, а в полном форме, увеличилась самостоятельность учеников в объяснении идеи произведения и его образов. При работе над текстом больше стали пользоваться нескольками видами различных занятий, техническими средствами обучения.

Педагогические технологии уроки чтения вырабатываются в учениках способностью подмечать различия между произведениями, как и при помощи каких художественных средств автор отобразил жизненные истории, а навыки самостоятельного чтения и анализа произведения развиваются поэтапно. Для обладания информацией о произведении ученики начинают вникать в идею, смысл и значение произведения.

При анализе произведения в начальных классах вместе с видами литературных жанров, такими, как сказка, рассказ, басня, стихотворение, пословица, загадка, обьясняются и средства литературного языка — определение, сравнение, оживление.

При работе над литературным произведением и обозначении его основных этапов преподавателем имеется ввиду его особенности и степень подготовки учеников. При обучении учеников работе над произведением подразумевают формирование в них навыков литературно — эстетического анализа и через это давать им соответствующее воспитание. Анализ текста даёт возможность понять мысль, чувства и выводы автора. Побуждает учеников к реакции на изложенные ситуации. Анализ произведения требует от преподавателя направления деятельности учеников на определённые цели.

На уроках чтения в начальных классах изучаются произведения, которые, пусть и вненаучном, но и в практическом смысле относятся к различным жанрам.

В учебник по чтению включены сказки, рассказы, стихи, басни, пословицы, притчи и загадки. Кроме них изучаются ещё и научно — популярные произведения. Произведения различных жанров по своей структуре, особенностям методов, имеют различное воздействие на учеников.

Естественно, каждое произведение того или иного жанра имеет и лингвистические особенности. Например, стихотворный текст отличается от текста рассказа или сказки, а текст научно популярной статьи — от басни. Если загадки основываются на сравнении между схожестями предметов или ситуаций, пословицы требуют комментирования. Исходя из этого, при чтении художественных произведений различного жанра от учителей требуется выбирать соответствующую методику и средства. Через это можно добиться не только формирования устной речи, но и расширения их образа мысли. Вместе с тем, в процессе начального образования при изучении произведений различных жанров целесообразно использование каждым педагогом нескольких методов обучения. Каждый учитель или педагог должен понять важность таких методов в процессе обучения.

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, анализ произведения, урок чтения, выразительное чтение, класс, навык чтения, произведение, правильное чтение, словарный запас, сложный процесс.


Задать вопрос