The prevention, identification and control of offenses in the sphere of housing and communal services, including ensuring effective use of financial resources by the organizations of a municipal complex and control of public authorities and local government behind an expenditure of means in this sphere is one of priority activities of territorial authorities of federal executive authorities, executive authorities and local governments of subjects of the Russian Federation.
Сфера ЖКХ является одной из наиболее криминализированных в экономике. Совершаемые здесь преступления носят выраженную социальную окраску, убытки от хищений списываются на затраты компаний, увеличивая размер тарифов на коммунальные услуги.
Органами внутренних дел во взаимодействии с другими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Оренбургской области на постоянной основе реализуется комплекс мер по выявлению преступлений в сфере бюджетного финансирования объектов ЖКХ, в том числе в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Общий объем средств, выделенных на капитальный ремонт многоквартирных домов, по сравнению с прошлым годом возрос в 2,1 раза (с 423 млн. 123 тыс. 207 руб. до 886 млн. 307 тыс. 332 руб.).
По данным ИЦ ГУ МВД России в сфере ЖКХ выявлено 205 преступлений экономической направленности, по которым предварительное следствие обязательно, из них тяжких и особо тяжких — 202, в крупном и особо крупном размере — 2 (АППГ — 3), совершенных в группе — 25. Так же в течении года в сфере ЖКХ выявлено 208 преступлений экономической направленности, по которым предварительное следствие обязательно, из них тяжких — 185, в крупном и особо крупном размере — 2 преступления.
Имеют место хищения денежных средств при проведении мероприятий по оптимизации энергозатрат в рамках реализации Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По результатам анализа правонарушений и преступлений в данной сфере установлено, что часть проблем, возникающих при выявлении и расследовании преступлений в сфере ЖКХ, связана с вопросами контроля расходования бюджетных средств, а также с пробелами в законодательстве, регулирующем деятельность управляющих компаний и товариществ собственников жилья [1].
Так, отсутствует государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью домоуправляющих и управляющих компаний. Не установлены четкие требования к выбору подрядных организаций, к актам выполненных работ (акты часто составляются формально, отсутствует разграничение по видам работ, времени и месту их проведения), при ведении бухгалтерского учета управляющими организациями не производится разделение прихода и расхода средств по источникам финансирования, что затрудняет установление размера ущерба и потерпевшей стороны. Требует совершенствования порядок привлечения подрядных и субподрядных организаций для выполнения работ по содержанию жилья, текущему и капитальному ремонту.
Возникают трудности при документировании преступлений, совершаемых в сфере ЖКХ. Органы внутренних дел ограничены в проведении комплексных строительных экспертиз, контрольных обмеров, для чего необходимы специалисты с профессиональными познаниями и средства на оплату экспертных услуг.
Непосредственный контроль за реализацией единой технической политики, соблюдением нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунального назначения, качеством обслуживания потребителей услуг ЖКХ на территории региона осуществляет Государственная жилищная инспекция. Вместе с тем, штрафы, накладываемые на управляющие организации и их руководителей, оплачиваются из средств организации, в том числе поступивших от населения в качестве оплаты услуг ЖКХ. Таким образом, фактически наказывается не руководство управляющих компаний, а рядовые жители. [2].
Несмотря на установленное жилищным законодательством право жителей самим определять и утверждать тарифы на услуги ЖКХ, большинство управляющих организаций используют тарифы, утвержденные муниципалитетами.
Тарифы ресурсоснабжающих организаций утверждаются Региональной службой по тарифам. Однако РСТ устанавливает тарифы на основании сведений, содержащихся в тарифном деле, представляемом самой организацией. Последующих проверок обоснованности указанных в деле затрат, влияющих на размер тарифа, сотрудниками службы не проводится, расчетов завышения тарифов не производится, информация о выявленных нарушениях в правоохранительные органы не направляется.
В настоящее время органами местного самоуправления проводится работа по выбору советов многоквартирных домов, которые будут контролировать работу предприятий ЖКХ.
Вместе с тем, права данных Советов законодательно не определены. Следовательно, принимаемые ими решения не будут иметь юридической силы и влияния на деятельность управляющих компаний.
Прокуратурой области проведена значительная работа по проверке правомерности расходования средств, выделяемых Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, на проведение ремонта многоквартирных домов.
Среди выявляемых нарушений наиболее распространены:
– перечисление подрядным организациям бюджетных средств за фактически не выполненные работы,
– нецелевое расходование средств Фонда,
– подделка подписей собственников многоквартирных домов при проведении общих собраний по вопросу участия в программе капитального ремонта и приемке выполненных работ.
Всего по итогам проверок эффективности использования финансовых ресурсов организациями коммунального комплекса за 2014 год — 1 полугодие 2014 года прокуратурой области выявлено свыше 550 нарушений. С целью их устранения внесено около 200 представлений руководителям органов местного самоуправления, домоуправляющих и подрядных организаций, возбуждено 50 административных производств за нарушения требований к содержанию общего имущества многоквартирных домов.
Прокуратурой области ежемесячно проводятся проверки соблюдения законности при приеме, регистрации и разрешении заявлений (сообщений) о преступлениях, связанных с нарушением порядка расходования денежных средств, предоставляемых из бюджетов всех уровней и Фонда содействия реформированию ЖКХ [1].
Администрациями муниципальных районов и городских округов Оренбургской области проводится мониторинг реализации муниципальных программ социально-экономического развития, включающих мероприятия по капитальному ремонту жилого фонда, реконструкции, модернизации и развитию коммунальной инфраструктуры, осуществляется контроль за целевым использованием выделяемых на эти цели бюджетных средств.
В целях повышения эффективности использования финансовых ресурсов организациями коммунального комплекса и контроля за расходованием средств в данной сфере представляется целесообразным:
- Принятие решений о включении в муниципальные адресные программы капитального ремонта многоквартирных домов после проверки достоверности решений общих собраний собственников жилья и обоснованности заявляемых объемов и видов запланированных работ.
- Привлечение к участию в комиссиях по приемке выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов специалистов в сфере строительства и сметных работ.
- Проведение региональной службой по тарифам Оренбургской области совместно с ГУ МВД России проверок обоснованности затрат, указываемых ресурсоснабжающими организациями в тарифных делах.
- Направление контролирующими органами в правоохранительные структуры информации о нарушениях, выявленных на объектах ЖКХ.
- Оказание органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Оренбургской области в рамках своих прав и полномочий содействия правоохранительным органам в организации необходимых экспертиз и исследований при расследовании уголовных дел и проведении доследственных проверок, касающихся подведомственных объектов ЖКХ.
- Предоставление органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по запросам правоохранительных органов сведений о результатах финансово-хозяйственной деятельности подведомственных объектов жилищно-коммунальной сферы [2].
На сегодняшний день складывается ситуация, когда реальное финансирование сферы ЖКХ не совпадает с требуемым. Величина несоответствия достигает 70 % от федерального стандарта стоимости ЖКУ. Действие существующих тарифов в ЖКУ должно учитывать:
– наличие субсидий и льгот для соответствующей категории граждан; существование дотаций на имеющиеся регулируемые тарифы.
На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что предприятиям ЖКХ невыгодно снижать тарифы на ЖКУ, так как это связано с уменьшением величины прибыли, получаемой ими от своей финансово-хозяйственной деятельности. Все это приводит к росту издержек и повышению тарифной ставки на услуги. Совокупность этих проблем объясняется следующими причинами:
– себестоимость услуг фактически отличается от нормативных. Это вызвано в первую очередь высокой степенью изношенности основных фондов;
– недостаточно эффективно применяются поправки на социально-экономические и природные особенности регионов;
– в тарифной сетке неэффективно учтена реальная потребность конкретного действующего предприятия;
– при расчетах используются нормативные данные, а не фактические, что приводит к некорректному формированию финансовой отчетности.
Существует, по мнению авторов, несколько направлений по повышению эффективности применяемых в ЖКХ тарифов. Среди них можно выделить: создание предпосылок привлечения частных инвесторов в ЖК сферу; формирование механизма учета реальных потребностей предприятия; мотивация предприятий в повышении энергоресурсоэффективности; дифференциация стоимости услуг; создание предпосылок к заинтересованности предприятий в модернизации своих основных фондов.
Негативный опыт функционирования предприятий ЖКХ показывает, что на сегодняшний момент отсутствуют эффективные механизмы учета и планирования затрат. Затраты, отраженные в соответствующей отчетности, представляют собой нечто среднее между нормативными и фактически понесенными затратами. Все это в свою очередь приводит к некорректности отчетности и, как следствие, статистики. В связи с этим, предлагается ввести систему обязательного аудита в сфере ЖКХ. Целью аудита является подготовка специалистами-экспертами рекомендаций по повышению эффективности процессов, протекающих на предприятиях жилищно-коммунального комплекса. В ходе экспертизы тарифов экспертная группа должна предоставить рекомендации: по оптимизации затрат на предприятиях; формированию достоверных тарифов; контролю за ценами и пенообразующими факторами; оптимальному соотношению доходной и затратной части.
Формирование системы мониторинга и путей повышения платежеспособности предприятий коммунальной сферы. Одним из путей вывода предприятий коммунальной сферы из финансового кризиса является формирование системы бизнес-планирования, позволяющее не только осуществлять прогнозирование результатов производственно-хозяйственной деятельности, но и учитывать потребности предприятий ЖКХ в денежных средствах.
Данная система бизнес-планирования позволила бы не только осуществлять мониторинг в реальном времени, но и прогнозировать изменения финансового состояния на последующие периоды в зависимости от возникающих экономических и финансовых ситуаций.
Повышение энергоресурсосбережения на предприятиях ЖКХ дает возможность осуществить перевод экономики страны на энерго- и ресурсосберегающие мероприятия, что позволит предприятиям:
– улучшить экологическую обстановку;
– повысить уровень надежности и бесперебойности снабжения конечных потребителей;
– повысить инвестиционную привлекательность предприятий ЖКХ;
– снизить финансовое бремя по оплате за утилизацию;
– повысить конкурентоспособность предоставляемых населению услуг.
Внедрение системы страхования предприятий ЖКХ. Существенные преобразования, проводимые в сфере ЖКХ, определяют новый подход к организационно-правовому и финансово-экономическому отношению предприятий отрасли к своим основным фондам.
На сегодняшний день ввиду недостаточного бюджета в ЖКХ и наличия значительного числа отказов оборудования предприятия столкнулись с необходимостью страхования своих основных фондов — как единственного механизма их воспроизводства. Однако внедрение повсеместной системы страхования затруднено отсутствием правовых основ страхования.
Финансовый механизм функционирования предприятий ЖКХ не достаточно эффективен и для его совершенствования необходим прозрачный подход к социально-экономической политике в условиях перехода к рынку.
Литература:
- Алборов P. A. Бухгалтерский управленческий учет / P. A. Алборов. М.: Издательство «Дело и сервис», 2005.- 224 с.
- Максимов А. Д.,Макарова И. В. Биллинг жилищно-коммунальных услуг: проблемы и решения // Российское предпринимательство. — 2012. — № 09 (207). — c. 109–112.
- Самофалов Ю. В. Преступления экономической направленности в жилищно-коммунальной сфере // Экономический вестник МВД. 2007. № 1. С. 66–68.