Чтобы понять инфляцию, мы сначала должны понять, что означает слово. Инфляция («inflation» — от итальянского слова «inflatio», что означает «вздутие») представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен.
Дж. М. Кейнс определял инфляцию как увеличение предложения денег для расходования по сравнению с предложением товаров для покупки и изменение стоимости денег или, что то же самое, изменение уровня цен [2, с. 81].
Инфляция считается сложная ситуация для экономики. Если инфляция выходит за рамки умеренной скорости, он может создать катастрофические ситуации для экономики; поэтому она должна быть под контролем.
Это не так легко контролировать инфляцию с помощью конкретной меры или инструмента.
Основная цель каждой меры, чтобы уменьшить приток наличных денег в экономике или снижения ликвидности на рынке.
Различные меры, используемые для борьбы с инфляцией, показаны на Рис. 1:
Рис. 1. Различные меры, используемые для борьбы с инфляцией
Различные меры (как показано на Рисунке 1), используемые для борьбы с инфляцией объясняются ниже:
- Денежные меры:
Правительство страны принимает ряд мер и разрабатывает политику для управления хозяйственной деятельностью. Денежно-кредитная политика является одним из наиболее часто используемых мер, принимаемых правительством для борьбы с инфляцией.
- Фискальные меры:
Помимо денежно-кредитной политики, правительство также использует финансовые меры по борьбе с инфляцией. Два основных компонента фискальной политики являются государственные доходы и государственные расходы. В фискальной политике, правительство контролирует инфляцию либо за счет сокращения частных расходов или за счет уменьшения государственных расходов, или с использованием обоих.
- Контроль цен:
Другой способ прекращения инфляции является предотвращение дальнейшего роста цен на товары и услуги. В этом методе, инфляция подавляется контроль за ценами, но нельзя управлять в долгосрочной перспективе. В таком случае, основное инфляционное давление в экономике не проявляется в форме роста цен на короткое время. Такая инфляция называется, как подавленной инфляции.
Рис. 2.
Таблица 1
Инфляция Узбекистана, %
Год |
Значение |
2005 |
10.0 |
2006 |
14.2 |
2007 |
12.3 |
2008 |
12.7 |
2009 |
14.1 |
2010 |
9.4 |
2011 |
12.8 |
2012 |
11.4 |
2013 |
12.0 |
2014 |
11.0 |
2015 |
11.0 |
Источник — CIA World Factbook
В I квартале 2015 года продолжилось снижение инфляционного давления. Индекс потребительских цен (ИПЦ) не превысил прогнозируемое значение, составив 2,1 % (в соответствующем периоде 2014 года — 2,6). В годовом измерении (март 2015 г. К марту предыдущего года) ИПЦ составил 5,7 %, что на 0,9 п. п. ниже соответствующего периода 2014 года. Меньшим темпам инфляции способствовали высокие темпы роста производства потребительских товаров на 11,2 %, розничного товарооборота — на 15,2, услуг — на 13,1. По группе продовольственных товаров прирост цен в среднем составил 3,1 %, а их влияние на общий уровень инфляции — 65,4. Цены на сезонные товары (плодоовощную продукцию) выросли на 13,8 %, что объясняет 52,1 % от общего уровня инфляции. Изменение цен по другим группам продовольственных товаров происходило в диапазоне от минус 12,7 % (яйца) до плюс 3,6 (масла и жиры). Замедление инфляции по этой группе составило 0,7 процентных пункта. Цены на непродовольственные товары повысились в среднем на 1,3 %, по сравнению с декабрем 2014 года. Диапазон изменений цен в этой группе товаров составил от 0,9 % (строительные материалы) до 1,8 (одежда). Влияние на общий уровень инфляции составило 19,2 %. Прирост тарифов на платные услуги населению в среднем составил 1,7 % (влияние на общий уровень инфляции — 15,5). Самый высокий рост тарифов отмечен на услуги связи (2,1). Ускорение инфляции на рынке услуг составило 0,2 процентных пункта. Рост покупательной способности заработной платы – 1. Прирост средней заработной платы в марте 2015 года, по сравнению с соответствующим месяцем 2014 года, составил 16,9 % (с 946,1 тыс. ено. в марте 2015 г. до 1106,0 тыс. ено. в марте 2014 г.). Рост доходов значительно опередил рост цен большинства продовольственных товарных групп. Так, по 4 видам продовольственных товаров цены снизились (яйца, морковь, сахар, картофель). По 6 видам (хлеб, мука, молоко, сливочное и растительное масло, чай) рост цен незначителен, по сравнению с ростом средней заработной платы. И по 4 видам темпы роста цен опережали темп роста заработной платы (рис, говядина, капуста, лук). Темпы роста цен производителей промышленной продукции составили 2,2 % (март 2015 г. К декабрю 2014 г.) В годовом измерении темпы роста цен производителей промышленной продукции (март т. г. к марту предыдущего года) снизились с 19,0 % в 2012 г. До 14,3 в 2015-м. Этот показатель в 2,5 раза превышает темп роста потребительских цен (5,7 %). Наибольшее влияние на рост цен в промышленности в годовом измерении (март 2015 г. К марту 2014 г.) оказала динамика цен в электроэнергетике (28,3 % от общего роста цен в целом по промышлености сформировался за счет роста цен в этой отрасли), топливной (24,8) и пищевой (9,5) промышленности.
Литература:
1. Кейнс Дж. М.Трактат о денежной реформе. М.: Экономическая жизнь, 1925. 109 с.
2. The Center for Economic Research is jointly supported by the United Nations Development Programme (UNDP) and the Government of Uzbekistan. Инфляция и цены в Узбекистане, январь-март 2015 года.
3. Ireland Peter N., 2008. «Monetary Transmission Mechanism».The New Palgrave Dictionary of Economics, 2nd ed., ed. by Steven N. Durlauf and Lawrence E. Blume (Houndmills, United Kingdom: Palgrave MacMillan).