Проблемы банковской системы Узбекистана и пути их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (158) июнь 2017 г.

Дата публикации: 16.06.2017

Статья просмотрена: 785 раз

Библиографическое описание:

Умаралиев, О. Р. Проблемы банковской системы Узбекистана и пути их решения / О. Р. Умаралиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 307-309. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44386/ (дата обращения: 30.10.2024).



Одной из важнейших характеристик современного экономического развития Узбекистана стал быстрый рост банковского сектора. Учитывая то, что узбекские банки очень глубоко вовлечены в финансирование долгосрочных инвестиционных проектов, «длинные деньги» — это необходимая составляющая базы фондирования, что остро определяет актуальность базовых исследований в этом направлении.

Дефицит «долгосрочных вложений», которые в экономике формируются посредством нескольких каналов: банковское кредитование, государственные расходы, рынок капиталов, приводит к тому, что экономика, рано или поздно, сталкивается с необходимостью развития локального рынка долгосрочных долговых обязательств.

Годовой бюджет выполнен с профицитом в размере 0,1 процента к ВВП. Уровень инфляции составил 5,6 процента, то есть в пределах прогнозных параметров. Согласно рейтингу авторитетного Всемирного экономического форума Узбекистан входит в пятерку стран с самой быстро развивающейся экономикой в мире по итогам 2014–2015 годов и прогнозам роста на 2016–2017 годы [1, с. 2].

Отметим, что рост ресурсной базы узбекских банков позволил увеличить объемы кредитования предприятий реального сектора экономики на 31,2 %. На осуществление модернизации, техническое и технологическое обновление производств выделены кредиты на сумму 2,9 триллиона сумов с ростом на 24 % по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

Однако, по мнению международного рейтингового агентства Moody’sInvestors-Service, несмотря на успешные финансовые позиции узбекских банков и рост ВВП, наблюдается «низкое проникновение» финансовых услуг в экономику, и ведущие банкиры с этим не могут не согласиться: активы банковского сектора Узбекистана составляют примерно 30 % от ВВП [2, с. 163].

Что касается доли банковских активов к ВВП в развитых странах, то она стандартно выше 100 %. То есть в развитых странах банки играют многократно более значимую роль в финансировании экономики страны.

Примером неиспользования потенциала отечественных банков является их слабое участие в финансировании проектов по программе форсированного индустриально-инновационного развития. В принципе, банки сами с «неохотой» финансируют эти проекты, так как основные инвестиционные решения в них принимают чиновники, для которых вопросы конкурентоспособности и быстрой окупаемости инвестиций не являются приоритетными.

Кроме того, надо признать, что большинство узбекских банков «фондируется» за счет средств клиентов, чьи ресурсы, по своему характеру, «краткосрочные», то есть «до востребования» (более 50 % всех остатков на клиентских счетах). Самый популярный источник долгосрочных ресурсов узбекских банков — депозиты населения. Практически, ни в одной стране мира, вклады граждан не представляют собой ресурсы, размещаемые на срок около 10 лет. Подавляющая часть вкладов физических лиц в зарубежных банках размещается на срок до 3-х лет. Если речь идет о более длинных горизонтах инвестирования, иностранные вкладчики предпочитают не банковские сбережения, а инвестиции, в частности, на фондовом рынке или инвестиции через программы накопительного страхования и т. д. Эти ресурсы в банковскую систему попадают уже косвенным образом: через депозиты и инвестиции в облигации банка этих финансовых институтов.

Еще один из источников долгосрочных пассивов отечественных банков — это средства юридических лиц. Эти ресурсы «распадаются» на две составляющие: первая — остатки на расчетных и текущих счетах отечественных предприятий, рост которых, в долгосрочной перспективе, не предполагается; вторая часть — «срочные депозиты» этой категории вкладчиков, удельный вес которых значительно ниже.

Становится очевидным, что «традиционный способ» долгосрочного кредитования за счет депозитов не оправдывает себя ни с точки зрения «банковской ликвидности» и «банковских рисков», ни с точки зрения «эффективности» использования капитала, и поиск источников долгосрочного фондирования необходимо ускорить.

Дополнительным источником «длинных пассивов» для нашей банковской системы могут стать долгосрочные жилищные накопления граждан. Согласно предварительным прогнозам Министерства экономики Узбекистана, количество семей, получающих ипотечные кредиты, будет возрастать с каждым годом и достигнет, приблизительно, 1 млн. к 2018 году. [2, с. 165].

На текущем уровне развития отечественных финансов, лишь банковская система способна обеспечить для такого количества клиентов надежное накопление и сохранение первичных взносов на ипотеку. Жилищные накопительные вклады должны быть «безотзывными», потому данный пассив, с точки зрения банка, действительно оказывается средне- и долгосрочным. Главная проблема создания таких фондов для банка — это необходимость значительного повышения по таким вкладам суммы гарантий.

Особый и важный случай целевых накоплений — это пенсионные накопления. В контексте создания в Узбекистане «мега регулятора», логичным выглядело бы создание одинаковых условий для всех типов финансовых посредников для конкуренции за средства будущих пенсионеров. Еще одно перспективное направление в области «долгосрочного фондирования» — секьюритизация портфелей однородных ссуд не только в ипотеке, но и в других инструментах (кредитные карты, потребительские кредиты, кредиты малому бизнесу и частному предпринимательству (МБЧП)). Особое внимание стоит уделить возможности секьюритизации банками портфелей кредитов, выданных МБЧП. Секьюритизация в данный момент — элемент для отечественного финансового рынка малоизученный. Однако, развивающийся сегмент ипотечного банковского кредитования должен быть задействован в операциях с долговыми ценными бумагами (ипотечные ценные бумаги — ИЦБ), обеспеченными соответствующим ипотечным покрытием.

Однако, относительно новый для Узбекистана финансовый инструмент требует эффективного внедрения и использования инфраструктурных условий и масштабных усилий, в первую очередь, со стороны государства. Поэтому, именно сейчас необходимо четко определить, какую роль должны будут играть ИЦБ на отечественном финансовом рынке, и как отнесется потенциальный инвестор к появлению ценных бумаг, основанных на ипотечном кредитовании.

Центральный банк Узбекистана предпочитает кредитовать банки под залог ликвидных активов, что вряд ли можно назвать полноценным предоставлением ликвидности. Поэтому узбекские банки стараются поддерживать высокую степень сбалансированности активов и обязательств по срокам, а также высокую ликвидность, так как знают, что в случае кризиса, например, паники вкладчиков, они не могут рассчитывать на безусловную поддержку Центрального банка. Избыточная, по мировым меркам, ликвидность-самая «необычная» черта узбекской банковской системы; показатель ликвидности составляет в среднем 65 %, что превышает более чем в 2 раза международные требования.

Литература:

  1. Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача. // Народное слово, № 11. 17.01.2016.
  2. Харченко Л. Проблемы организации долгосрочного фондирования банковской системы Узбекистана и пути их решения. // материалы VI форума экономистов. Ташкент.2015.стр.163–169.
Основные термины (генерируются автоматически): банк, Узбекистан, банковская система, отечественный финансовый рынок, ресурс.


Задать вопрос