В настоящее время мировая экономика столкнулась с существенным замедлением темпов роста, что таит в себе рецидив новой глобальной рецессии. В этих условиях Узбекистан стремится проводить глубокие структурные преобразования, поддерживая высокие объемы инвестирования в национальную экономику, что высоко оценивается авторитетными международными финансовыми институтами, такими как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Азиатский банк развития.
Важнейшим инструментом динамичного и сбалансированного экономического роста, осуществления глубоких структурных преобразований и диверсификации экономики является проведение активной, адресной инвестиционной политики. В 2014 году объем инвестирования в экономику возрос на 10,9 процента и составил в эквиваленте 14,6 миллиарда долларов США. При этом свыше 21,2 процента всех капитальных вложений, или более 3 миллиардов долларов, составили иностранные инвестиции и кредиты, из которых три четверти — это прямые иностранные инвестиции [1, с. 2].
Процессы экономического обновления и роста определяются размерами и структурой инвестиций, качеством и скоростью их осуществления.
Особое удовлетворение вызывает тот факт, что из года в год в реализации инвестиционной программы все более активное участие принимают прямые частные инвестиции за счет собственных средств предприятий, которые только за истекший год возросли на 10,3 процента и составили в эквиваленте 4,3 миллиарда долларов, или почти 30 процентов всех объемов инвестиций.Активизировалась инвестиционная деятельность коммерческих банков, которыми в течение года на инвестиционные цели было направлено 1,7 миллиарда долларов, или на 20 процентов больше, чем в предыдущем году.Свыше 73 процентов всех инвестиций было направлено на производственное строительство и около 40 процентов — на приобретение машин и оборудования[1, с. 3].Более того, исследователи фиксируют, что без инвестиционных накоплений и соответствующих материальных ресурсов в инвестировании вообще никаких положительных сдвигов не происходит. Без инвестиций невозможны современное создание капитала, обеспечение конкурентоспособности товаропроизводителей на внешних и внутренних рынках. Процессы структурного и качественного обновления мирового товаропроизводства и рыночной инфраструктуры происходят исключительно путем и за счет инвестирования. Чем интенсивней оно осуществляется, тем быстрее происходит воспроизводственный процесс, тем активнее происходят эффективные рыночные преобразования.
Отличительная особенность проводимой в Узбекистане инвестиционной политики состоит в том, что приоритет отдается инвестиционным проектам, направленным на создание новых высокотехнологичных производств, обеспечивающих глубокую переработку местных сырьевых ресурсов. В 2014 году в ведущих отраслях экономики введены в эксплуатацию 154 крупных объекта общей стоимостью 4,2 миллиарда долларов, оснащенные современным высокотехнологичным оборудованием[1, с. 2].
Необходимо отметить, что инвестиционная политика понимается в широком и узком смысле. В широком смысле инвестиционная политика представляет собой комплекс последовательно осуществляемых мероприятий, которые включают в себя: формирование инвестиционной концепции на основе какой-либо идеи или системы идей, разработку стратегии реализации концепции, инвестиционную политику (в узком смысле), а также инвестиционную программу. Инвестиционная концепция определяет ключевую идею и основные направления (отрасли, сектора, сферы) преобразования экономики и должна разрабатываться на срок 20-25 лет. [2,с.85].Концепция определяет приоритетность распределения инвестиционных ресурсов и определяет будущую структуру экономики страны, как в отраслевом разрезе, так и в территориальном. Причем идея должна заключаться в перенаправлении деятельности всех сфер экономики на развитие ключевых отраслей, которые, после своего становления, будут способствовать расширению остальных отраслей.
Инвестиционная стратегия — это система долгосрочных целей инвестиционной деятельности государства, определяемых главными задачами и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее оптимальных путей их достижения. Инвестиционная стратегия является инструментом перспективного управления инвестиционной деятельностью государства и представляет собой генеральный план, определяющий приоритеты направления инвестиционной деятельности на длительных промежутках времени, формирование инвестиционных ресурсов, последовательность этапов реализации долгосрочных целей государства, критерии оценки инвестиционной деятельности.
Процесс разработки инвестиционной стратегии является важнейшей частью реализации инвестиционной концепции и включает в себя постановку целей инвестиционной стратегии, формирование достаточных инвестиционных ресурсов и их распределение, выработку инвестиционной политики по наиболее важным аспектам инвестиционной деятельности. Необходимость разработки инвестиционной стратегии государства определяется изменениями условий внешней среды, так как эффективно управлять инвестициями возможно только при наличии гибкой стратегии, адаптированной к возможности изменениям факторов внешней среды.
Период формирования инвестиционной стратегии зависит: от возможностей прогнозирования состояния экономики (в среднем 10-15 лет); от отрасли — в сфере розничной торговли, услуг, производства потребительских товаров формирование стратегии короче (в среднем 3-5 лет), в добывающих отраслях (5-10лет) [2, с. 86]. Все эти вышесказанные основы и принципы являются общетеоретическими предпосылками инвестиционной концепции и стратегии любого государства, а сама же стратегия зависит от индивидуального государства, а именно его ресурсного потенциала, демографических факторов, географического расположения и т.д.
Инвестиционная стратегия, обычно, претворяется в жизнь в несколько этапов, которые реализуются через инвестиционную политику. Другими словами, инвестиционная политика — это тактика воплощения стратегической политики. Она разрабатывается на период 3-5 лет в масштабах страны и от 1 до 3 лет в отраслях экономики. В отличие от стратегии, инвестиционная политика разрабатывается на основе детальных прогнозов и расчетов. Разработанная инвестиционная политика особенно государства, прежде своего воплощения, требует тщательной оценки, а именно обоснованности, которая проводиться по следующим критериям: согласованность по целям, направлениям и этапам всей стратегии; внутренняя сбалансированность; согласованность с внешней средой; реализуемость политики с учетом имеющегося ресурсного потенциала (рассматривается возможность формировать и генерировать финансовые ресурсы за счет собственных источников, а также привлечение требуемых финансовых, технологических, сырьевых, энергетических ресурсов); приемлемость уровня риска связанного с реализацией политики; результативность инвестиционной политики, базирующаяся на определении экономической эффективности ее реализации.
Литература:
- Каримов И.А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача.// Народное слово, № 11. 17.01.2015.
- Вахабов А.В., Разыкова Г.Х. Модернизация экономики. Т., 2014. — 157 с.