В настоящее время в экономике возникает огромная научно-практическая заинтересованность к изучению процесса инвестирования и связанным с ним проблемам, поскольку инвестиции затрагивают глобальные вопросы хозяйственной деятельности, обусловливают экономический рост и определяют состояние экономики в целом.
В нынешних реалиях главным механизмом способным обеспечить выход из кризисов, каких-либо структурных изменений в экономике, улучшением микро- и макроэкономических показателей в хозяйственной деятельности страны, обеспечением научно-технического прогресса являются инвестиции.
Особенно актуальными являются исследования в области инвестиционной политики в субъектах РФ.
Инвестиционная политика — главная часть экономической политики, которая проводится государством и организациями путём формирования структуры и объёмов инвестиций, а также направлений их эксплуатации, ресурсов получения в связи с надобностью обновления основных средств и усиления их технологического уровня.
Во время формирования политики инвестиций в регионах важно принимать во внимание характерные отличительные признаки развития территорий и производить анализ таких факторных величин, поскольку они оказывают влияние на процессы инвестиционной политики.
Формирование эффективной концепции по регулированию инвестиционных процессов для наращивания финансово-экономического потенциала региона считается главной задачей исполнительных органов власти.
Основа сущности политики инвестиций состоит в том, чтобы обеспечить воспроизводство основных фондов производственного и непроизводственных назначения, а также увеличить и обновить их.
Особенность инвестиционной политики характеризуется степенью вмешательства государства в процессы экономики, а также её уровнем согласованности с другими государственными институтами, которые включают ценовую, налоговую, финансово- кредитную политику сбережений и привлечения иностранных ресурсов, нормативно- правовое поле и единый уклад административного назначения.
В мировой практике существуют различные виды инвестиционной политики. В зависимости от характера нормативно-правовой базы бывает формализованная и неформализованная государственная инвестиционная политика. Кроме этого, по типу управления инвестиционная политика делится на либеральную и централизованную.
Особенности формализованной государственной инвестиционной политики заключаются в следующем: наличие целостной нормативно-правовой базы; управленческие величины процессов инвестиционной политики, включая стоимость, налоговые платежи, прибыль, амортизацию, способы учета основных фондов и высокий уровень участия государства в экономике.
Что касается неформализованной инвестиционной политики, то её можно охарактеризовать следующими параметрами — неупорядоченное нормативно-правовое законодательство; малая доля капиталовложений (до 30 %), большой объем частного капитала (не более 80 % от всех субъектов хозяйствования и производственных масштабов промышленности); свободное движение денежных средств и пр.
К основным чертам либеральной инвестиционной политики относятся: использование экономических приёмов и способов государственного управления; вертикальная концепция инвесторов; различные инвестиционные ресурсы; материальная инфраструктура. Государственные позиции заключаются в определении правил отношений между инвестором и государством, это способствует саморегулированию экономической системы и свободному развитию.
Централизованной инвестиционной политике присущи следующие особенности — применение в основном административных способов регулирования. Формирование инвестиционных источников осуществляется благодаря сосредоточению ресурсов разными структурами государства, централизованно реализуется долгосрочное прогнозирование, всеобщее нормативно-правовое поле строго контролирует и упорядочивает развитие процессов инвестиционной политики.
Многие российские регионы осуществляют формализованную и централизованную политику инвестиций. Значение государства в процессах контроля объёмов инвестиционных ресурсов и управления инвестиционной активности территорий велико.
Региональные инвестиционные процессы в РФ характеризуются следующими чертами:
− децентрализованный инвестиционный процесс;
− нынешние процессы инвестиционной политики в субъектах можно охарактеризовать уменьшением части инвестиций государства при его контроле над большей долей вкладываемых капитальных средств;
− переход к экономическим способам влияния, государство теряет свои позиции основного распределяющего элемента и обретает новые позиции в роли долевого партнера, собственника, финансового агента и пр.
− внедрение новых форм влияния государства на инвестиционный процесс в субъектах РФ такие как создание инвестиционного бюджета в виде центрального планирующего звена, гарантии государства и управление функционирования акционированных организаций за счёт регулирования пакетами акций, которые находятся в государственной собственности, долгосрочное государственное кредитование и др.
В нынешнее время инвестиционное проектирование — это основной элемент осуществления региональной политики инвестиций. Под созданием инвестиционных проектов подразумевается обоснованная экономическая целесообразность, а также масштабы и период реализации инвестиций, отчётность по их исполнению.
Регионы РФ при реализации собственной инвестиционной политики преследуют различные цели. Основной проблемой является то, что не должно быть противоречий между местными инвестиционными стремлениями и экономической политики внутри регионов, а также масштабными целями развития экономики в стране.
Цели современной политики инвестиций для многих субъектов — это структурная перестройка в экономике регионов, результат экономической независимости и безопасности субъектов; рациональное распределение региональных производственных сил и усиление индустриальной базы; выявление перспективных инвестиционных проектов.
В перспективе разработка инвестиционной региональной политики происходит из целевой директивы по развитию субъекта. Значительная часть регионов определяют свою цель как образование развитой экономики со стабильным функционированием воспроизводственных структур. Согласно этому выделяют принципы политики инвестиций в регионе:
− ориентация на эффективность инвестирование;
− достижение структурного баланса;
− целеустремлённость инвестирования;
− государственная значимость.
Первый принцип характеризуется следующим. Вложения инвестиций, которые поступают в экономику субъектов, должны обеспечивать получение прибыли при возможных обстоятельствах, которые ограничены целями конкретного проекта, интервалом времени его осуществления и привлечением для него ресурсов. Вклады должны быть направлены на организацию новых не капиталоёмких или производств стратегического назначения, которые ориентированы на внешние и внутренние рынки сбыта или реорганизация уже сложившейся базы промышленности.
Что касается второго принципа, то в нём можно отметить следующее. В экономике регионов потоки инвестиционной политики имеют определенные границы структурного типа. Для любого структурного соответствия необходимо определить пределы развития или нынешнего состояния. Границы значений как правило определяются обоснованно, это зависит от текущих обстоятельств реализации стадии программы и вероятности вторжения государства, так как может быть манипуляция таких соответствий.
Необходимость третьего принципа имеет связь с ограниченными инвестиционными средствами. Инвестиционные вложения должны быть направлены на осуществление конечного количества проектов, которые точно можно обосновать и принести пользу на практике.
Последний принцип предполагает реализацию региональной политики инвестиций, не учитывающую национальную идеологию и аккумулирующую осуществление интересов сторон. Круг интересов переплетается, и очень часто это замедляет экономическое развитие. Соответственно главными обстоятельствами исполнения политики инвестиций должны стать концентрации и всеобщая устремленность всех заинтересованных лиц инвестиционного процесса, участники должны ответственно относиться к принятию решений и исполнению необходимых программ. За организацию данного метода должны органы государственной власти в том или ином регионе.
Таким образом, региональная инвестиционная политика — это комплекс мер по регулированию и побуждению инвестиционной активности в субъектах и механизм их исполнения путём обеспечения стабильного социального и экономического развития регионов.
Литература:
- Белозерова С. В., Белозеров И. И. Инвестиционный потенциал Ставропольского края / С. В. Белозерова, И. И. Белозеров // KANT. — 2011. — № 2 (2). — С. 119–121.
- Курдюков С. И. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в региональную экономику России / С. И. Кудряков // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2013. — С. 1–10.
- Завьялов М. В. Привлечение иностранных инвестиций в региональную экономику (на материалах Ставропольского края) / М. В. Завьялов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. — 2013. — № 4. — С.156–158.
- Рыкова И. Н., Фисенко Н. В. Оценка эффективности инвестиционной политики Ставропольского края / И. Н. Рыкова, Н. В. Фисенко // Инвестиционная политика. — 2008. — № 40(328) — С. 15–21.
- Ниналалова Л. Г., Арсланова Х. Д., Гаджиева А. Г. Анализ современной инвестиционной политики в регионах СКФО / Л. Г. Ниналалова, Х. Д. Арсланова, А. Г. Гаджиева // Актуальные проблемы развития финансового сектора: сб. ст. по матер. межд. науч.-практ. заоч. конф. — Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, — 2015. — С.17–26.
- Федеральная служба государственной статистики: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. — 1995–2017. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 24.11.2018).
- Инвестиционный рейтинг регионов Российской Федерации: Официальный сайт [Электронный ресурс] // Рейтинговое агентство «Эксперт Ра». — 1997–2018. — Электрон. дан. — URL: https://raexpert.ru/ (дата обращения: 17.11.2018).
- Тараненко О. Н., Антипова Е. С. Анализ структуры инвестиционного потенциала Ставропольского края / О. Н. Тараненко, Е. С. Антипова // Экономика, социология и право. — 2016. — № 3. — С.30–33.