Значение и функции государственного кредита | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 13.11.2019

Статья просмотрена: 1891 раз

Библиографическое описание:

Журба, И. И. Значение и функции государственного кредита / И. И. Журба. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63909/ (дата обращения: 16.12.2024).



В целях финансирования расходов, которые идут на удовлетворение массы разнообразных потребностей граждан, государство порой старается привлекать свободные финансы хозяйствующих субъектов и населения в целом. Одним из путей их получения выступает государственное кредитование как одна из форм кредита, при котором кредитором, заёмщиком и гарантом выступает само государство. В случае внутреннего государственного кредита само государство чаще выступает заёмщиком средств, в то время как население, различные предприятия и организации уже являются его кредиторами. В случае же международных отношений государство уже выступает и как заёмщик и как кредитор. Если государство становится ответственным за выполнение обязательств, которые были взяты гражданами или иными хозяйствующими субъектами, то оно выступает в роли гаранта. Когда складывается ситуация, при которой правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему в случае неплатежеспособности плательщика, то речь идет об условном государственном кредите, то есть гарантированных займах. [1; c. 401]

Государственный кредит выступает и в качестве средства привлечения дополнительных финансов для покрытия бюджетного дефицита в случаях крайней необходимости. Погашение самого кредита и выплата процентов по нему осуществляется за счёт бюджетных средств. Поскольку государственный кредит напрямую влияет на движение бюджетных средств, он может рассматриваться как часть финансовых отношений общества.

По сути, можно говорить о том, что государственное кредитование является отношением вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В рассматриваемые отношения включается лишь часть доходов и денежных фондов, которые формировались на стадии первичного распределения. Чаще всего это свободные финансовые активы населения, организаций, не предназначенные для текущего потребления.

Необходимость привлечения дополнительных средств в бюджет посредством государственного кредита обуславливается постоянным ростом потребностей общества, которые необходимо удовлетворять, и недостатком бюджетных средств, направляемых на их удовлетворение. Все направления внутренней и внешней политики государства требуют постоянного увеличения расходной части бюджета. В то же время его доходная часть ограничивается определённой законодательством планкой налогообложения. В связи с этим в случае наличия свободных финансовых активов у населения, предприятий или иных хозяйствующих субъектов государство может прибегнуть к государственному кредитованию. [2; c. 138–141]

Как средство формирования дополнительных бюджетных средств государственный кредит обладает значительно меньшим количеством негативных последствий для финансовой системы и денежного обращения страны, сравнивая его с монетарными приёмами балансирования доходов и расходов правительства (как пример можно привести эмиссию денежных средств, которая всегда влечёт за собой увеличение уровня инфляции). Обусловлено это тем, что в данном случае происходит перемещение спроса от граждан и юридических лиц к государственным структурам без увеличения совокупного спроса или денежной массы в обращении.

Возможность функционирования института государственного кредита основана на особенностях формирования и продолжительности пользования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. Граждане часто владеют временно свободными финансами, что зачастую обусловлено неравномерным получением доходов либо же сознательным ограничением текущих потребностей для накопления денежных средств.

Функции государственного кредита раскрывают его сущность как экономический категории.

Основной функцией является распределение финансовых ресурсов исходя из потребностей экономики в целом и отдельных экономических направлений в частности. В современной России источником государственного кредитования служит соответствующий бюджет, в расходной части которого утверждаются необходимый средства на кредитование.

Распределение финансовых средств осуществляется между:

− федеральным бюджетом и региональными бюджетами;

− региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;

− •международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;

− иностранными юридическими и физическими лицами, федеральным и региональными бюджетами;

− федеральным, региональными, местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

Именно в рамках данной функции происходит формирование и использование централизованных фондов денежных средств. [3; с. 131–134]

Следующей функцией государственного кредита выступает контрольная функция, которая органически вплетается в контрольную функцию финансов, а также имеет свою специфику, связанную с особенностями этой категории. В рамках данной функции происходит контроль рационального и целевого использования государственного кредита. Осуществляется рассматриваемая функция уполномоченными институтами на всех уровнях государственной власти.

В частности, происходит контроль за:

− движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;

− соблюдением условий кредитного договора;

− целевым использованием заемщиком выделенных средств.

Ещё одной функцией государственного кредита является регулирующая, через которую происходит воздействие государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег капиталов и занятость. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, когда выделение денежных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, наиболее эффективно использовать их на возвратной и платной основе. Данная функция находит своё проявление в случаях получения Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и в иных подобных случаях. Также в рамках регулирующей функции осуществляется воздействие на заёмщиков, обязующихся эффективно использовать полученные от государства бюджетные ссуды. [7; c. 169–178]

Подводя итог, можно сказать, что финансовые средства, привлекаемые в бюджет посредством государственного кредита, используются напрямую для реализации государственных экономических и социальных программ. В связи с этим можно говорить о государственном кредите как о возможном факторе ускорения социально-экономического развития страны.

Литература:

  1. Финансы / И. И. Глотова, Е. П. Томилина, О. Н. Углицких, Ю. Е. Клишина — Ставрополь: Альфа Принт. — 2012. — 401 с.
  2. Проблемы муниципальных финансов России на современном этапе/ Ковалева О. Г., Клишина Ю. Е.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 138–141.
  3. Венчурное финансирование России: проблемы и перспективы/ Канзюба В. А., Клишина Ю. Е.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 131–134.
  4. Проблемы финансовой поддержки сельскохозяйственных организаций/ Клишина Ю. Е.// Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 30. С. 15–23.
  5. Финансовая политика ставропольского края: оптимизация уровня расходов/ Углицких О. Н., Шишкова Н. В.// Региональная экономика: теория и практика. 2006. № 11. С. 53–55.
  6. Инновационно-инвестиционная привлекательность региона и проблемы ее повышения/ Клишина Ю. Е., Углицких ОН.// Kant. 2015. № 1 (14). С. 10–14.
  7. Финансовое обеспечение деятельности некоммерческих организаций/ Клишина Ю. Е., Углицких О. Н.// В сборнике: Финансово-экономические и учетно-аналитические проблемы развития региона Материалы Ежегодной 78-й научно-практической конференции. 2014. С. 169–178.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный кредит, государственное кредитование, средство, бюджет посредством, бюджетный дефицит, выплата процентов, государство, само государство, федеральный бюджет, целевое использование.


Задать вопрос