Сущность и значение педагогической диагностики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, июль 2019)

Дата публикации: 04.07.2019

Статья просмотрена: 5875 раз

Библиографическое описание:

Бикеева, Т. В. Сущность и значение педагогической диагностики / Т. В. Бикеева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15219/ (дата обращения: 16.12.2024).



В образовательной деятельности учреждения дополнительного образования педагогическая диагностика рассматривается как составной компонент профессиональной деятельности педагога. Выявление ее сущности, содержания и условий, является одним из важнейших направлений совершенствования учебно-воспитательной работы.

В педагогической теории и практике термин «педагогическая диагностика» употребляется применительно к различным аспектам образовательно-воспитательного процесса. Учёные-исследователи предлагают различное понимание педагогической диагностики. Их достаточно много. Исходя из практической деятельности, можно выделить наиболее приемлемые: одновременное оперативное изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления (Ф. И. Кевля, Т. Е. Климова, Е. А. Михайлычев); деятельность, в ходе которой педагог наблюдает, обрабатывает данные, познает состояние, прогнозирует результаты (А. С. Белкин, И. Ю. Гутник, Т. П. Васильева); способ исследования педагогического процесса, в ходе которого изучаются предпосылки, условия и результаты учебно-воспитательного процесса с целью оптимизировать или обосновать значение его результатов для общества (И. П. Подласый, П. Е. Решетников) и т. д.

В. С. Аванесов под педагогической диагностикой понимает «систему специфической деятельности педагогов и педагогических коллективов, нацеленной на выявление интересующих свойств личности с целью измерения результатов воспитания, образования и обучения».

Ежегодно готовя проблемно-аналитический отчёт работы Дома детского творчества № 2, методическая служба и лаборатория управления качеством образования в ДДТ № 2 (ЛУКО), занимающаяся исследовательской работой и реализацией программы «Качество образования в ДДТ № 2», пришли к выводу, что для точности определения проблем в ДДТ № 2 очень важными являются результаты педагогической диагностики.

Понять нам это помогла точка зрения Н. Б. Галдухаметовой, которая считает, что анализ материалов педагогической диагностики позволяет: увидеть связь между деятельностью педагога и результатами его профессиональной деятельности; выявить способность педагога к самоанализу и самооценке; правильно выбрать методы, формы, средства обучения и воспитания.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что цель педагогической диагностики это — получение реальной информации для управления качеством педагогического процесса и как следствие — повышение эффективности педагогической деятельности педагогов.

Педагогическая диагностика имеет циклический характер и не исчерпывается решением одной педагогической задачи. Результаты, полученные в ходе педагогической диагностики, стали важным материалом для дальнейшего исследования работы педколлектива. При этом каждый педагог должен был не просто принять к сведению материал, а серьезно его проанализировать, выделить положительные и отрицательные стороны и выстроит логику дальнейшей своей работы, опираясь на понятия функций педагогической диагностики.

По мнению Бекоевой М. И., можно выделить следующие функции педагогической диагностики [1, с. 3]: диагностическая функция — это психолого-педагогическое изучение уровня профессиональной компетентности педагога; ориентационно-прогностическая функция, заключается в определении основных направлений педагогической деятельности, ее конкретных целей и текущих задач на каждом этапе работы, прогнозирования ее результатов; проектно-конструктивная функция-помогает проектировать и конструировать содержание учебно-воспитательной деятельности; информационная функция — это информация всех участников педагогического (учебно-воспитательного, методического) процесса о результатах педагогической диагностики; коммуникативно-стимулирующая функция; аналитико-оценочная функция — это качественная и количественная оценка деятельности администрации образовательного учреждения, каждого педагога; исследовательская функция-это самосовершенствование педагога и повышение его научно-исследовательской компетентности.

Работая в этом направлении, нужно было определить каждому педагогу и выбрать каждому для себя принципы педагогической диагностики. Методическая служба, педагог-психолог помогли в этом педагогам. И предложили взять за основу в работе этого направления: комплексность; непрерывность; целостность; объективность; динамичность изучения педагогических процессов; обоснованность критериев и показателей; диагностика; принцип анализа и синтеза.

Работа в области диагностической диагностики не только интересна, но и сложна. Поэтому должна быть планомерной, поэтапной.

М. И. Бекоева в педагогической диагностики выделяет три этапа [1,с.3]:

Первый этап — промежуточное диагностирование — представляет собой ежемесячный анализ результатов деятельности педагога по следующим направлениям:

– реализация планов индивидуальной методической работы — самообразования;

– систематическое ведение журнала;

– наличие конспектов занятий, разработанных самим педагогом;

– разработка и проведение внеклассных мероприятий;

– постоянное обновление и расширение методических материалов;

– участие в работе методического объединения.

– периодическое взаимопосещение занятий педагогами.

Второй этап — промежуточная педагогическая диагностика по итогам работы в первом полугодии. Представляет собой также промежуточный, но более основательный анализ работы педагога по двум основным показателям — функциональному и результативно-личностному компонентам деятельности.

Третий этап — итоговая диагностика по итогам учебного года в целом, которая позволяет выявить уровень компетентности педагога, его рейтинг среди всех педагогов образовательной организации, наметить перспективные, более эффективные формы и методы педагогической деятельности.

Анализ учебно-воспитательного процесса позволяет выделить в педагогической диагностике следующие уровни познания [3, с.45–47]:

Компонентная диагностика — изучение отдельных компонентов педагогического процесса. Например — общее физическое развитие ребенка, воспитательный процесс в творческом объединении и т. д.

Структурная диагностика — анализ результатов компонентной диагностики, составляющий соответствующее диагностическое заключение по каждой структурной части. Например — нравственное воспитание, исследование личностных качеств воспитанника и т. д.

Системная диагностика — анализ полученных результатов и выводов структурной диагностики, оформление обоснованного заключения.

Уровень системной диагностики, её результаты позволили не только выявить основные связи внутри образовательной деятельности Дома детского творчества № 2 г. Читы, но и предположить основные результаты формирования личности с учетом влияющих на этот процесс внешних и внутренних факторов. В связи с этим были сделаны следующие выводы: в профессиональной деятельности педагогов существенное место занимает использование методов, составляющих необходимый инструментарий. Основными методами в педагогической деятельности могут быть: наблюдение; беседа, опрос в форме интервью; анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности; педагогический тест; защита творческой работы, анкетирование и т. д. Задача ЛУКО и методической службы ДДТ № 2 г. Читы, расширить спектр педагогического инструментария для повышения качества образования в ДДТ № 2 г. Читы.

Таким образом, педагогическая диагностика как важная составляющая профессионально-педагогической деятельности требует от педагога постоянного изучения и оценки динамики развития педагогического процесса. Она дает возможность педагогу констатировать исходное состояние учебно-воспитательной деятельности и дальнейшее практическое решение запланированных педагогических задач.

Литература:

  1. Бекоева М. И. Принципы и этапы реализации педагогической диагностики // Современные проблемы науки и образования. — Пенза, 2015. — 1055 с.
  2. Никишина И. В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. — Волгоград: Учитель, 2007. — 141 с.
  3. Овсянникова С. К. Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе: Учебно-методическое пособие. -Нижневартовск:
  4. Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. -243 с.
  5. Рожков Н. Т. Сущность и содержание педагогической диагностики // Народное образование. Педагогика.-М, 2014.-№ 3- С.1–8.
  6. Шаршакова Л. Б. Педагогическая диагностика образовательного процесса: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования — СПб., 2013. -52 с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая диагностика, педагогический процесс, педагог, педагогическая деятельность, детское творчество, компонентная диагностика, методическая служба, системная диагностика, структурная диагностика, учебно-воспитательная деятельность.