Стратегии и перспективы развития дошкольного образования в Узбекистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (185) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 25.12.2017

Статья просмотрена: 2179 раз

Библиографическое описание:

Джанпеисова, Г. Э. Стратегии и перспективы развития дошкольного образования в Узбекистане / Г. Э. Джанпеисова, Р. П. Рахмонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 272-274. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47417/ (дата обращения: 16.11.2024).



Система дошкольного образования в Узбекистане является одним из приоритетных направлений политики государства и осуществляется в соответствии с законами «Об образовании» и «Национальной программе по подготовке кадров», указами Президента Республики Узбекистан, а также постановлениями правительства. Дошкольное образование является начальным звеном системы непрерывного образования и призвано обеспечивать формирование здоровой, развитой личности ребенка, пробуждая тягу к учению, подготавливая детей к систематическому обучению в начальной школе.

В постановлении Ш. Миризиёева «О мерах по коренному реформированию системы дошкольного образования» предусматривается реализация комплекса мер по внедрению современных механизмов управления дошкольным образованием, совершенствованию воспитательного и учебного процесса, подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для системы дошкольного образования республики.

В реализации целей и задач дошкольного образования активно участвуют общественные и благотворительные организации, махалля, международные фонды.

В настоящее время в Узбекистане идёт процесс усовершенствования Государственных требований к дошкольному образованию на основе учёта ведущих международных практик Европы и Азии, а также разрабатывается Программа в области дошкольного образования. Разработка Государственных требований к дошкольному образованию Республики Узбекистан осуществляется на основе изучения Образовательных Стандартов зарубежных стран, на основе обобщения международного опыта с точки зрения компетентностного подхода к дошкольному образованию. Масштабные инвестиции в образовательные программы детей в дошкольном возрасте во всем мире свидетельствуют о перспективах, которые несет за собой ранняя поддержка социального, эмоционального и когнитивного развития детей. Многие страны ведут работу по расширению доступа к равным возможностям для раннего обучения и развития, и при этом важно обеспечить высокий уровень качества оказываемых услуг, а также опыта, который переживают участвующие в программах дети. Высококачественные образовательные программы позволят направить их на позитивную жизненную траекторию.

При этом учитываются образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов, в частности: специфика национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

В программах будет сделан особый акцент на углубленное развитие детей дошкольного возраста в области познавательного развития, математических представлений, логики, изучения иностранных языков. Дошкольные образовательные учреждения, а также родители воспитанников получат возможность выбора программы воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Обновленный вариант образовательной программы будут способствовать еще более качественной подготовке детей к школе, развитию их интеллектуальных способностей и потенциала по логическому мышлению, лучшему обучению чтению и письму. Программа также будет оказывать помощь Правительству в направлении усовершенствования учебной программы, и в разработке более профессионального обучения руководителей ДОУ на основе компетенций.

В дошкольных учреждениях обучение и воспитание детей ведется на государственном языке и других языках в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О государственном языке» (узбекском, а также на каракалпакском, русском, таджикском, киргизском, казахском, туркменском языках).

В целях обеспечения выполнения задач, определенных в постановлении Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» в ДОУ республики проводится целенаправленная работа по изучению иностранных языков, в частности, английского языка. Для воспитанников дошкольных образовательных учреждений разработана программа «Дружим с английским языком», которая доставлена во все образовательные учреждения

Осуществляется дошкольное образование до 6–7 летнего возраста в государственных и негосударственных детских дошкольных учреждениях и в семье. Количество государственных дошкольных образовательных учреждений по всей стране составляет около 5000.Вних воспитывается свыше 530 тысяч детей дошкольного возраста. Число негосударственных ДОУ в Республике Узбекистан достигло около 100, воспитанниками которых являются 4,8 тысячи детей. В данных учреждениях по усмотрению родителей определяется перечень оказываемых услуг и время пребывания ребенка.

Образовательная Программа «Билимдон», предназначенная для воспитания и обучения детей, определяет содержание дошкольного образования в группах кратковременного пребывания детей в возрасте от 5 до 7 лет и ориентирует дошкольные учреждения на реализацию равенства всех детей, индивидуальное развитие и раскрытие потенциала каждого ребенка.

В ближайшие несколько летпланируется построить 50 новых ДОУ, в 1,167 тыс. провести реконструкцию, а в 983 — капитальный ремонт. К 2021 году ДОУ республики примут более 1 млн 109 тыс. детей. В частности, с начала 2018 года в городах Ташкенте, Нукусе и областных центрах республики предусматривается создание в порядке эксперимента новых дошкольных образовательных учреждений на условиях государственно-частного партнерства.

Для детей с отклонениями в развитии и здоровье создаются специализированные дошкольные образовательные учреждения, прием в которые осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, создаваемой уполномоченными государственными органами по управлению образованием и органами здравоохранения на местах.

В ближайшие годы планируются в 2,42 тыс. ДОУ создать библиотеки, включающие более 50 наименований произведений для детей, отобранных из числа лучших образцов узбекской и мировой литературы. Для родителей детей создаются методические пособия семи наименований, которыми можно будет воспользоваться через школьные библиотеки. Начиная с 2017 года такая литература на узбекском, русском и каракалпакском языках поэтапно будет предоставлена 400 тысячам семей в сельской местности.

Таким образом, реализуемые в республике преобразования тесно связаны с основными национальными приоритетами, направленными на разработку новых рамок качества дошкольного образования и создание национальной системы оценки качества образования в соответствии с международными стандартами, а также на содействие расширению доступа к качественному дошкольному образованию для всех детей.

Литература:

  1. O‘zbekiston Respublikasi Prezidentining Qarori “2017–2021 yillarida maktabgacha ta’limni tizimini yanada takomilashtirish chora-tadbirlari to‘gʻrisida” / O‘zbekiston Respublikasi Qonun hujjatlari to‘plami, 2017-yil, 1- son, 11-modda.
  2. Каримов И. А. Модернизация страны и построение сильного гражданского общества — наш главный приоритет. // Наша главная задача — дальнейшее развитие страны и повышение благосостояние народа. — Т.: Узбекистан, 2010.- 72с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, Узбекистан, дошкольный возраст, ребенок, учреждение, английский язык, государственный язык, дошкольное образование Республики, образовательная Программа, программа.


Задать вопрос