Особенности узбекской модели образования
Авторы: Химматалиев Дустназар Омонович, Файзуллаев Рустам Хамраевич, Махмудова Зебинисо Отакул кизи, Собиржонова Нодира Рустам кизи
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 08.07.2016
Статья просмотрена: 2369 раз
Библиографическое описание:
Химматалиев, Д. О. Особенности узбекской модели образования / Д. О. Химматалиев, Р. Х. Файзуллаев, З. О. Махмудова, Н. Р. Собиржонова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10765/ (дата обращения: 15.11.2024).
В последнее время все более актуальным становятся аспекты реформирования системы высшего образования в странах ближнего зарубежья. Новое время диктует новые правила — ориентир на «экономику знаний» побуждает разрабатывать принципиально иные образовательные модели. Необходимо не только сохранить приемлемые для нынешних реалий показатели, но и утвердить принципы организации учебного процесса.
Эксперты говорят о необходимости перехода к международным стандартам, оптимизации программ, создании единого рынка труда. Задача построения эффективной системы образования стоит и перед Республики Узбекистан.
В настоящее время перед узбекским руководством стоит ряд задач, имеющих своей конечной целью совершенствование системы высшей школы в стране. начало преобразовательному процессу было положено еще в 1997 году, когда были приняты Законы Республики Узбекистан «Об образовании» и «О Национальной программе по подготовки кадров».
Демократическое и развивающее государство во главе с Президентом отлично осознает, что надежда на будущее связаны с молодым поколением, поэтому народу и обществу главой государства была предложена программа, кардинально реформирующая всю систему образования.
В полном соответствии с «Национальной программой по подготовке кадров» образование в стране реализуется в следующих видах: дошкольное, общее среднее, среднее специальное, профессиональное образование, высшее, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовка кадров, внешкольное образование.
Главная особенность программы — непрерывность и преемственность образования. Каждый человек имеет возможность получения знаний, профессиональных навыков и специальностей на протяжении всей своей жизни. эта программ создает действенный механизм образовательной системы, в которой в качестве основных составляющих присутствуют:
‒ формирование свободно мыслящего человека, его нравственное, духовное и физическое развитие;
‒ уважение к личности, раскрытие творческого потенциала и способностей;
‒ прогрессивное обучение, получение профессиональных навыков и полноценная самореализация личности в жизни.
Характерной особенностью «Национальной программы по подготовке кадров» является введение системы непрерывного образования обязательных ступеней — девятилетнего общего среднего и трехлетнего среднего специального, профессионального образования.
Эти две ступени обеспечивают преемственность перехода от общеобразовательных к профессиональным программам.
В высшем образовании выполнен полный переход на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратура.
Бакалавриат — одно из направленный получения базового высшего образования. Магистратура — высшее специальное образование по конкретной специальности, которое продолжается в течение двух лет на основе степени бакалавра.
Образование провозглашается приоритетным в сфере общественного развития Республики Узбекистан.
Основными принципами государственной политики в области образования являются:
‒ гуманистический, демократичный характер обучения и воспитания;
‒ непрерывность и преемственность образования;
‒ обязательность общего среднего, а также среднего специального, профессионального образования;
‒ добровольность выбора направления среднего специального, профессионального образования: академический лицей или профессиональный колледж;
‒ общедоступность образования в пределах государственных образовательных стандартов;
‒ светский характер системы образования;
‒ единство и дифференцированность подхода к выбору программ обучения;
‒ поощрение образованности и таланта;
‒ сочетание государственного и общественного управления в системе образования.
Каждому гарантируются равные права и получение образования, независимо от пола, языка, возраста, расовой, национальной принадлежности, убеждений, отношения к религии, социального происхождения, рода занятий, общественного положения, места жительства, продолжительности проживания на территории Республики Узбекистан.
Право на образования обеспечивается:
‒ развитием государственных и негосударственных образовательных учреждений;
‒ организацией обучения с отрывом и без отрыва от производтсва;
‒ бесплатным обучением по государственным программам образования и подготовки кадров, а также платным обучением;
‒ профессиональным обучением и образовательных учреждениях на договорных началах;
‒ равными правами выпускников всех видов образовательных учреждений при поступлении в учебные заведения следующий ступени;
‒ предоставлением права гражданам, получившим образование в семье или путем самообразования, на аттестацию в порядке экстерната а аккредитованных образовательных учреждениях.
Граждане других государств вправе получать образование в Республики Узбекистан в соответствии с международными договорами. Лица без гражданства, проживающие в республике, имеют равные права с гражданами Республики Узбекистан на получение образования.
Литература:
- Конституция Республики Узбекистан. — Т.: Узбекистан, 2003, 36 с.
- Закон Респблики Узбекистан «Об образовании» — Т.: Шарк, 1997.
- «Национальная программа по подготовке кадров» — Т.Шарк, 1997. 29 августа.
- Каримов И. А. Узбекистан на пороге независимости. — Ташкент: Узбекистан, 2011.