Для эффективной реализации процесса подготовки к компьютерному моделированию необходимо создание соответствующего контролирующего инструментария, который позволит повысить уровень сформированности информационных компетенций будущих бакалавров.
Ключевые слова: фонд оценочных средств, подготовка к компьютерному моделированию, эффективность, информационные компетенции, система информационно-проектировочных заданий.
Стандарты нового поколения диктуют новые требования к оценке достижений обучаемых, сегодня на первый план выходит перечень компетенций, которыми должен обладать будущий выпускник. Таким образом и способы оценки этих компетенций должны быть иными, а значит необходимы новые учебно-методические разработки, призванные проверить их уровень, такие как фонды оценочных средств. Современные фонды оценочных средств (ФОС) включают типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющих оценить уровень знаний, умений и компетенций обучающихся.
Под фондом оценочных средств понимается комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего стандарта по завершению освоения образовательной программы по определенной специальности [1].
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) – это учебные материалы, входящие в состав фонда оценочных средств по дисциплине и предназначенные для контроля и оценки знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных студентами в результате изучения дисциплины [2].
В состав представленных КИМ должны быть включены только такие задания, качество и эффективность использования которых могут быть проверены при внешнем аудите.
Наиболее эффективной формой контроля, позволяющей проверять и оценивать уровень учебных достижений каждого студента, являются информационно-проектировочные задания.
Информационно-проектировочные задания ¬ это специально сконструированные («нестандартные») задачи, требующие для своего решения знаний и ориентации в информации по ряду интегрируемых дисциплин, направленные на разработку проекта решения комплексного задания и представления оценки адекватности полученных результатов с использованием информационных технологий [3].
При этом в структуру фонда оценочных средств должны входить материалы, содержащие описание системы текущего, промежуточного и итогового оценивания результатов контроля, включая описание критериев оценки (в том числе интегральных) для различных форм контроля, а также правила интерпретации результатов оценивания.
Различают основные и дополнительные формы контроля. К основным относят формы, определенные учебным планом по соответствующему направлению подготовки бакалавра, их набор для каждой учебной дисциплины индивидуален, к таким формам относят: экзамен, зачет (в том числе дифференцированный), курсовой проект (работа), расчетно-графическая работа, контроль по результатам выполнения лабораторных работ и/или работы на практических (семинарских) занятиях.
Дополнительные формы контроля – совокупность форм контроля, не включенных в состав основных в рамках учебного плана, однако они являются необходимыми для эффективной реализации образовательных целей также, как и основные формы. Эти формы контроля включаются в состав КИМ в тех случаях, когда предусмотренных учебным планом основных форм недостаточно для обеспечения надлежащей оценки степени достижения всех образовательных целей. К дополнительным формам контроля могут относиться домашние задания, системы тестового контроля, индивидуальные творческие задания, инновационные методы и технологии и др.
При проектировании и реализации фонда оценочных средств была использована универсальная форма контроля, позволяющая:
- обеспечивать проведение промежуточной аттестации студентов;
- качественно и количественно оценивать уровень сформированности информационных компетенций.
Такой универсальной формой является использование информационно-проектировочных заданий (ИПЗ).
Система информационно-проектировочных заданий, входящая в ФОС для подготовки к компьютерному моделированию, разработана на основе использования кейс-метода, позволяющего в рамках образовательного процесса приблизить обучаемого к реальным заданиям, включить элементы будущей профессиональной деятельности, ввести элементы профессионального творчества в учебную работу. С другой стороны, каждое задание, реализуемое в виде отдельного мини-проекта, в итоге будет представлено в виде фрагмента законченной компьютерной модели (проект машиностроительной конструкции или технологического процесса). Также при решении предложенных заданий возникает ситуация недостаточности имеющихся знаний, в связи с чем возникает проблемная ситуация, связанная с выбором технологии проектирования компьютерной модели.
Исследователи (Н. С. Михайлова, О. Е. Пермяков, В. Г. Передерий, С. В. Станченко, И. С. Татаринова, А. А. Факторович, Р. Н. Азарова, И. Н. Медведева, А. А. Шехонин) предлагают следующую структуру фонда оценочных средств [4]:
программа проведения контрольно-оценочных мероприятий на весь срок обучения;
совокупность контрольно-измерительных материалов, предназначенных для оценивания образовательных результатов на определенных этапах обучения;
методические материалы, определяющие процедуры оценивания образовательных результатов на всех этапах проверки;
технологии и методы обработки результатов оценивания;
наборы показателей, а также критерии оценки уровней сформированности компетенций и шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля;
рекомендации по интерпретации результатов оценивания и методические материалы, определяющие процедуру обсуждения результатов с обучающимися;
рекомендации по накоплению оценок и их использованию в портфолио обучающегося;
банк статистической информации и программы мониторинга достижений;
структура и содержание портфолио;
программы итоговой государственной аттестации для выпускников;
методические материалы по выполнению выпускной квалификационной работы;
рекомендации по обновлению фонда оценочных средств.
Таким образом в фонд оценочных средств междисциплинарного модуля «Компьютерное моделирование» должны быть включены основные формы контроля, а именно методические материалы для проведения лабораторных и практических занятий, задания и методические рекомендации для выполнения контрольных работ по дисциплинам, входящим в междисциплинарный модуль «Компьютерное моделирование», экзаменационные билеты и вопросы для зачета, должны быть сформулированы критерии оценки указанных мероприятий и заданий по ним, кроме того в качестве дополнительных форм обязательно должна использоваться система информационно-проектировочных заданий, выполнение которых позволит сформировать информационные компетенции, а также приложены материалы для самостоятельной работы с интерпретацией результатов данной работы, а также возможности включения выполненных заданий в портфолио студента.
Важно помнить, что уровень сформированности информационных компетенций оценивается как материальными или интеллектуальными продуктами деятельности, которые разрабатываются в реальной обстановке (квазипрофессиональная деятельность) или в модельной ситуации (учебная деятельность); так и самим процессом деятельности в тех же ситуациях [5].
Таким образом, фонд оценочных средств междисциплинарного модуля «Компьютерное моделирование» включает учебно-методическое сопровождение подготовки к компьютерному моделированию в виде методических материалов для организации аудиторной и самостоятельной работы студентов, а также критерии оценки этих мероприятий с возможностью дальнейшего их включения в портфолио студента.
Литература:
- Федулова К. А. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к компьютерному моделированию: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Федулова Ксения Анатольевна. Екатеринбург. 2014. 26 с.
- Зудин В. Л. Разработка фонда оценочных средств по дисциплине / В. Л. Зудин, В. Ф. Шевчук // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2014. № 4. С. 98–103.
- Федулова К. А. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к компьютерному моделированию / М. А. Федулова, К. А. Федулова // Агропродовольственная политика России. 2013. № 1. С. 78–80.
- Михайлова Н. С. Разработка фонда оценочных средств в проектировании образовательных программ / Н. С. Михайлова, М. Г. Минин, Е. А. Муратова // Фундаментальные исследования. 2009. № 2. С. 81–82.
- Федулова М. А. Формирование специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Федулова Марина Александровна. Екатеринбург. 2008. 32 с.