Разработка фонда оценочных средств для эффективной реализации процесса подготовки к компьютерному моделированию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Федулова, К. А. Разработка фонда оценочных средств для эффективной реализации процесса подготовки к компьютерному моделированию / К. А. Федулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.3 (116.3). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31866/ (дата обращения: 16.12.2024).



Для эффективной реализации процесса подготовки к компьютерному моделированию необходимо создание соответствующего контролирующего инструментария, который позволит повысить уровень сформированности информационных компетенций будущих бакалавров.

Ключевые слова: фонд оценочных средств, подготовка к компьютерному моделированию, эффективность, информационные компетенции, система информационно-проектировочных заданий.

Стандарты нового поколения диктуют новые требования к оценке достижений обучаемых, сегодня на первый план выходит перечень компетенций, которыми должен обладать будущий выпускник. Таким образом и способы оценки этих компетенций должны быть иными, а значит необходимы новые учебно-методические разработки, призванные проверить их уровень, такие как фонды оценочных средств. Современные фонды оценочных средств (ФОС) включают типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющих оценить уровень знаний, умений и компетенций обучающихся.

Под фондом оценочных средств понимается комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего стандарта по завершению освоения образовательной программы по определенной специальности [1].

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) – это учебные материалы, входящие в состав фонда оценочных средств по дисциплине и предназначенные для контроля и оценки знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных студентами в результате изучения дисциплины [2].

В состав представленных КИМ должны быть включены только такие задания, качество и эффективность использования которых могут быть проверены при внешнем аудите.

Наиболее эффективной формой контроля, позволяющей проверять и оценивать уровень учебных достижений каждого студента, являются информационно-проектировочные задания.

Информационно-проектировочные задания ¬ это специально сконструированные («нестандартные») задачи, требующие для своего решения знаний и ориентации в информации по ряду интегрируемых дисциплин, направленные на разработку проекта решения комплексного задания и представления оценки адекватности полученных результатов с использованием информационных технологий [3].

При этом в структуру фонда оценочных средств должны входить материалы, содержащие описание системы текущего, промежуточного и итогового оценивания результатов контроля, включая описание критериев оценки (в том числе интегральных) для различных форм контроля, а также правила интерпретации результатов оценивания.

Различают основные и дополнительные формы контроля. К основным относят формы, определенные учебным планом по соответствующему направлению подготовки бакалавра, их набор для каждой учебной дисциплины индивидуален, к таким формам относят: экзамен, зачет (в том числе дифференцированный), курсовой проект (работа), расчетно-графическая работа, контроль по результатам выполнения лабораторных работ и/или работы на практических (семинарских) занятиях.

Дополнительные формы контроля – совокупность форм контроля, не включенных в состав основных в рамках учебного плана, однако они являются необходимыми для эффективной реализации образовательных целей также, как и основные формы. Эти формы контроля включаются в состав КИМ в тех случаях, когда предусмотренных учебным планом основных форм недостаточно для обеспечения надлежащей оценки степени достижения всех образовательных целей. К дополнительным формам контроля могут относиться домашние задания, системы тестового контроля, индивидуальные творческие задания, инновационные методы и технологии и др.

При проектировании и реализации фонда оценочных средств была использована универсальная форма контроля, позволяющая:

- обеспечивать проведение промежуточной аттестации студентов;

- качественно и количественно оценивать уровень сформированности информационных компетенций.

Такой универсальной формой является использование информационно-проектировочных заданий (ИПЗ).

Система информационно-проектировочных заданий, входящая в ФОС для подготовки к компьютерному моделированию, разработана на основе использования кейс-метода, позволяющего в рамках образовательного процесса приблизить обучаемого к реальным заданиям, включить элементы будущей профессиональной деятельности, ввести элементы профессионального творчества в учебную работу. С другой стороны, каждое задание, реализуемое в виде отдельного мини-проекта, в итоге будет представлено в виде фрагмента законченной компьютерной модели (проект машиностроительной конструкции или технологического процесса). Также при решении предложенных заданий возникает ситуация недостаточности имеющихся знаний, в связи с чем возникает проблемная ситуация, связанная с выбором технологии проектирования компьютерной модели.

Исследователи (Н. С. Михайлова, О. Е. Пермяков, В. Г. Передерий, С. В. Станченко, И. С. Татаринова, А. А. Факторович, Р. Н. Азарова, И. Н. Медведева, А. А. Шехонин) предлагают следующую структуру фонда оценочных средств [4]:

 программа проведения контрольно-оценочных мероприятий на весь срок обучения;

 совокупность контрольно-измерительных материалов, предназначенных для оценивания образовательных результатов на определенных этапах обучения;

 методические материалы, определяющие процедуры оценивания образовательных результатов на всех этапах проверки;

 технологии и методы обработки результатов оценивания;

 наборы показателей, а также критерии оценки уровней сформированности компетенций и шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля;

 рекомендации по интерпретации результатов оценивания и методические материалы, определяющие процедуру обсуждения результатов с обучающимися;

 рекомендации по накоплению оценок и их использованию в портфолио обучающегося;

 банк статистической информации и программы мониторинга достижений;

 структура и содержание портфолио;

 программы итоговой государственной аттестации для выпускников;

 методические материалы по выполнению выпускной квалификационной работы;

 рекомендации по обновлению фонда оценочных средств.

Таким образом в фонд оценочных средств междисциплинарного модуля «Компьютерное моделирование» должны быть включены основные формы контроля, а именно методические материалы для проведения лабораторных и практических занятий, задания и методические рекомендации для выполнения контрольных работ по дисциплинам, входящим в междисциплинарный модуль «Компьютерное моделирование», экзаменационные билеты и вопросы для зачета, должны быть сформулированы критерии оценки указанных мероприятий и заданий по ним, кроме того в качестве дополнительных форм обязательно должна использоваться система информационно-проектировочных заданий, выполнение которых позволит сформировать информационные компетенции, а также приложены материалы для самостоятельной работы с интерпретацией результатов данной работы, а также возможности включения выполненных заданий в портфолио студента.

Важно помнить, что уровень сформированности информационных компетенций оценивается как материальными или интеллектуальными продуктами деятельности, которые разрабатываются в реальной обстановке (квазипрофессиональная деятельность) или в модельной ситуации (учебная деятельность); так и самим процессом деятельности в тех же ситуациях [5].

Таким образом, фонд оценочных средств междисциплинарного модуля «Компьютерное моделирование» включает учебно-методическое сопровождение подготовки к компьютерному моделированию в виде методических материалов для организации аудиторной и самостоятельной работы студентов, а также критерии оценки этих мероприятий с возможностью дальнейшего их включения в портфолио студента.

Литература:

  1. Федулова К. А. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к компьютерному моделированию: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Федулова Ксения Анатольевна. Екатеринбург. 2014. 26 с.
  2. Зудин В. Л. Разработка фонда оценочных средств по дисциплине / В. Л. Зудин, В. Ф. Шевчук // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2014. № 4. С. 98–103.
  3. Федулова К. А. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к компьютерному моделированию / М. А. Федулова, К. А. Федулова // Агропродовольственная политика России. 2013. № 1. С. 78–80.
  4. Михайлова Н. С. Разработка фонда оценочных средств в проектировании образовательных программ / Н. С. Михайлова, М. Г. Минин, Е. А. Муратова // Фундаментальные исследования. 2009. № 2. С. 81–82.
  5. Федулова М. А. Формирование специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Федулова Марина Александровна. Екатеринбург. 2008. 32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): задание, компьютерное моделирование, дополнительная форма контроля, материал, средство, учебный план, компетенция, структура фонда, уровень, фонд.


Ключевые слова

эффективность, фонд оценочных средств, подготовка к компьютерному моделированию, информационные компетенции, система информационно-проектировочных заданий

Похожие статьи

Современные информационные технологиив обучении основам безопасности жизнедеятельности

Рассматривается компетентностный подход с использованием информационных технологий, что позволяет осуществить организацию дистанционного адаптивного мониторинга знаний по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет использования соврем...

Роль информационно-коммуникативных технологий в условиях реализации ФГОС НОО

В статье автором отмечено, что информационные технологии при верном и грамотном их применении создают условия для индивидуализации обучения, воспитания детей, обеспечивают вариативность программ и их качество. Невозможно реализовать все задачи инфор...

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций предполагает необходимость идентификации составляющих профессиональные компетенции и применения метода проектов как возможности внедр...

Разработка комплекса дистанционного адаптивного контроля знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Рассматривается подход с использованием информационных технологий, что поз-воляет осуществить организацию дистанционного адаптивного мониторинга знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» за счет использования современных средств вычислите...

Системный подход к формированию программного и методического обеспечения переподготовки персонала промышленных предприятий

В статье раскрывается подход к проектированию системы образовательных программ для переподготовки персонала, на уровнях отбора содержания и методического обеспечения процесса обучения рассматривается система переподготовки персонала для работы на ста...

Реализация уровневого подхода в автоматизированной обучающей системе

Статья посвящена применению уровневого подхода в автоматизированной обучающей системе на основе лабораторных стендов.

Электронный учебно-методический комплекс как технология сопровождения процесса формирования профессиональных компетенций бакалавров

В статье рассматриваются вопросы разработки и применения электронных учебно-методических комплексов дисциплин в процессе подготовки бакалавров.

Проектирование системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье проведен анализ задач виртуальной аудитори, и предложен подход кпроектированию системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специа...

Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену

В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в освоении профессионального цикла дисциплин специалистов по гостеприимству. Данный подход выступает инструментом формирования профессиональных компетенций студентов и позволяет спроеци...

Дистанционное обучение в вузе: формы и методы контроля

Проведен краткий анализ форм и методов контроля знаний студентов при дистанционном обучении. Говорится о необходимости разработки универсальных методов контроля с использованием компьютерных технологий и качественной процедуры контроля знаний и навык...

Похожие статьи

Современные информационные технологиив обучении основам безопасности жизнедеятельности

Рассматривается компетентностный подход с использованием информационных технологий, что позволяет осуществить организацию дистанционного адаптивного мониторинга знаний по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет использования соврем...

Роль информационно-коммуникативных технологий в условиях реализации ФГОС НОО

В статье автором отмечено, что информационные технологии при верном и грамотном их применении создают условия для индивидуализации обучения, воспитания детей, обеспечивают вариативность программ и их качество. Невозможно реализовать все задачи инфор...

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций предполагает необходимость идентификации составляющих профессиональные компетенции и применения метода проектов как возможности внедр...

Разработка комплекса дистанционного адаптивного контроля знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Рассматривается подход с использованием информационных технологий, что поз-воляет осуществить организацию дистанционного адаптивного мониторинга знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» за счет использования современных средств вычислите...

Системный подход к формированию программного и методического обеспечения переподготовки персонала промышленных предприятий

В статье раскрывается подход к проектированию системы образовательных программ для переподготовки персонала, на уровнях отбора содержания и методического обеспечения процесса обучения рассматривается система переподготовки персонала для работы на ста...

Реализация уровневого подхода в автоматизированной обучающей системе

Статья посвящена применению уровневого подхода в автоматизированной обучающей системе на основе лабораторных стендов.

Электронный учебно-методический комплекс как технология сопровождения процесса формирования профессиональных компетенций бакалавров

В статье рассматриваются вопросы разработки и применения электронных учебно-методических комплексов дисциплин в процессе подготовки бакалавров.

Проектирование системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье проведен анализ задач виртуальной аудитори, и предложен подход кпроектированию системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специа...

Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену

В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в освоении профессионального цикла дисциплин специалистов по гостеприимству. Данный подход выступает инструментом формирования профессиональных компетенций студентов и позволяет спроеци...

Дистанционное обучение в вузе: формы и методы контроля

Проведен краткий анализ форм и методов контроля знаний студентов при дистанционном обучении. Говорится о необходимости разработки универсальных методов контроля с использованием компьютерных технологий и качественной процедуры контроля знаний и навык...

Задать вопрос