Фонд оценочных средств как средство достижения достоверных образовательных результатов в ходе осуществления текущего контроля успеваемости по учебному предмету «Информатика» в общем образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (546) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 18.11.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Иванова, А. А. Фонд оценочных средств как средство достижения достоверных образовательных результатов в ходе осуществления текущего контроля успеваемости по учебному предмету «Информатика» в общем образовании / А. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 47 (546). — С. 395-397. — URL: https://moluch.ru/archive/546/119443/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования фонда оценочных средств при проведении текущего контроля успеваемости учащихся, осваивающих основные образовательные программы среднего общего образования, предусматривающие, в частности, углубленное изучение информатики с использованием современных достижений педагогической науки и практики. Автором приводятся взгляды современников из числа ученых и практиков, сформулировано собственное видение проблемы, основанное на методическом опыте внедрения элементов фонда оценочных средств при проведении текущего контроля успеваемости учащихся по информатике.

Ключевые слова: фонд оценочных средств, общее образование, текущий контроль успеваемости, информатика, контрольно-измерительные материалы.

Современное образование среди основных элементов развития и становления конкурентной системы общего образования ставит именно оценку успешности достижения планируемых результатов, которая реализуется, в частности, через формирование фонда оценочных средств. Проблемам формирования фонда оценочных средств как основного элемента для всесторонней оценки образовательной деятельности учащихся в системе общего образования посвящено достаточно много публикаций исследователей педагогической науки, которые уже давно пытаются выработать единообразный подход к формированию фонда оценочных средств при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы среднего общего образования. Вместе с тем, в настоящее время профессиональный методический интерес представляет именно формирование фонда оценочных средств при проведении текущего контроля успеваемости учащихся, который предшествует проведению промежуточной аттестации, в частности, при изучении учебных предметов, охватываемых предметной областью информатики и математики Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [1].

Педагогическая наука, основываясь на накопленном опыте и новаторских подходах к формированию различных элементов фонда оценочных средств, определенно, заинтересована в установлении единого подхода к пониманию всеми участниками образования единого понятия «фонд оценочных средств». Можно убедительно заявить, что наиболее удачным является подход, согласно которому под фондом оценочных средств понимается комплект методических и контрольно-измерительных материалов, устанавливающих в соответствии с принятыми нормами процедуры оценивания результатов обучения требованиям образовательной программы, рабочих программ предметов, дисциплин и модулей [2]. С другой стороны, удачным является подход другого автора, который отметил, что фонд оценочных средств это комплекс методических и контрольно-измерительных материалов, предназначенных для выявления и оценки уровня достижения обучающимися поставленных образовательных целей на разных стадиях обучения [3]. С учетом приведенных подходов, фонд оценочных средств можно обозначить как комплекс материалов, используемых для оценки уровня достижения поставленных системой образования задач, при этом его авторское формирование педагогическим коллективом образовательной организации позволяет противодействовать действиям обучающимся, совершаемым в обход интересов обучения через специальные программные средства и другие неразрешенные вспомогательные материалы, которыми пользуются учащиеся в ходе обучения в школе.

Учебные предметы из предметной области «Математика и информатика», к которым традиционно относили информатику, в своей основе всегда ставили формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимании основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете и именно поэтому нормативная база внедрения в образовательный процесс ФГОС +++ среднего общего образования [1] в приведенной же плоскости описывает ожидаемые результаты освоения обучающимися информатики, при этом вполне закономерно, что в условиях реализации ФГОС третьего поколения [1] внедрение системно-деятельностного подхода оправдывает прилагаемые педагогическим сообществом усилия, направленные на восполнение дефицита активной учебно-познавательной деятельности обучающихся, который мог возникнуть в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, в том числе по причине различия в академических традициях преподавания информатики. Вместе с тем, и в таких условиях остается по-прежнему дискуссионным вопрос о том, какие элементы фонда оценочных средств при освоении информатики должны стать наиболее удачной моделью текущего контроля успеваемости при освоении информатики.

Классически в общеобразовательных школах в 10–11 классах в качестве формы текущего контроля освоения обучающимися всегда использовались устный опрос, выполнение практических заданий с использованием персонального компьютера и тестирование, что вполне закономерно отражало классические традиции преподавания информатики в средней школе, заложенные отечественным педагогическим движением. Вместе с тем, на современном этапе развития среднего общего образования приведенные формы текущего контроля уже утратили свою актуальность, поскольку не позволяют объективно оценить уровень освоения обучающимися отдельных модулей, в частности, по причине использования обучающимися специальных приложений, программ, которые позволяют демонстрировать положительные результаты, но фактически без личного интеллектуального вклада самого обучающегося. Реализуя противодействие таким недобросовестным действиям учащихся педагоги стремятся сформировать такой подход, который бы позволял противодействовать недобросовестным академическим действиям обучающихся и в условиях активного внедрения системно-деятельностного подхода наяву демонстрировать реальные академические результаты обучающихся, а не эфемерные. Например, один из коллег предлагает использовать материалы, размещенные на специализированных ресурсах учреждений, занимающихся поддержкой образовательных проектов в сфере образования и информационных технологий в качестве основы как для материально-технической основы реализации рабочей программы по предметным областям «Математика и информатика», так и как один из элементов фонда оценочных средств для проведения текущего контроля [4]. Другой исследователь, разделяя взгляды на активное использование интерактивных технологий в процессе обучения информатике также отмечает, что обучающимся необходимо наглядно демонстрировать не только конкретную изучаемую тему, но и с использованием метапредметных связей показывать, в частности, в различных формах контроля логическую связь между математикой и информатикой через междисциплинарные задания, например, содержащих задачи на применение знаний основ формальной логики [5] Такой подход позволяет обучающимся не только самостоятельно и главное с легкостью справляться с заданиями, но и не прибегать к использованию нечестных способов получения положительных образовательных результатов. Конечно, что приведенное исследователями видение современного ИКТ-образования вполне может стать базовой основой для формирования фонда оценочных средств по всем предметам из предметной области «Математика и информатика», в частности, по информатике, приняв в качестве базисной основы разработки результаты многолетнего педагогического опыта и интегральной методической работы кафедры точных наук муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Образовательный центр «БАГРАТИОН»: внедрение на основе критериально-ориентированного подхода комплекса оценочных процедур достигнутых обучающимися образовательных результатов смешанными формами текущего контроля успеваемости, где начальный и конечный этап, выполненные работы, одновременно, оцениваются и учителем и преподавателем ВУЗа-партнера, участвующего в реализации сетевой образовательной программы среднего общего образования, предусматривающей углубленное изучение информатики.

Новаторские закономерности формирования фонда оценочных средств на основе только складывающейся педагогической практики логично доказывают, что проведение текущего контроля успеваемости учащихся, осваивающих образовательные программы среднего общего образования, предусматривающие углубленное изучение информатики с использованием материалов из фонда оценочных средств, сформированных на основе соблюдения требований критериально-ориентированного подхода позволяет противодействовать недобросовестным действиям со стороны школьников, и лоцированию реальных, а не эфемерных результатов освоения обучающимися информатики как важного профильного учебного предмета.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»//СПС КонсультантПлюс.
  2. Небренчин, А. В. Фонд оценочных средств как форма представления оценочных материалов к основным общеобразовательным программам / А. В. Небренчин // Санкт-Петербургский образовательный вестник. — 2018. — № 11–12(27–28). — С. 39–46. — EDN YRSCWD.
  3. Зудин, В. Л. Фонд оценочных средств по дисциплине как фактор повышения качества обучения / В. Л. Зудин, А. Г. Маланов, В. Ф. Шевчук // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина». — 2013. — № 4(60). — С. 25–33. — EDN TJKVZF.
  4. Кочерова, Е. С. Преподавание информатики в современной школе — тенденции развития школьной информатики / Е. С. Кочерова // Перспективы развития математического образования в эпоху цифровой трансформации: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Тверь, 24–26 марта 2022 года. — Тверь: Тверской государственный университет, 2022. — С. 94–98. — EDN LMEMEX.
  5. Бурова, Е. В. Преподавание информатики в средней школе. Элементы алгебры логики / Е. В. Бурова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. — 2022. — № 3. — С. 277–284. — EDN DMOWNV.
Основные термины (генерируются автоматически): общее образование, средство, текущий контроль успеваемости учащихся, обучающийся, педагогическая наука, подход, текущий контроль успеваемости, формирование фонда, образовательная программа среднего, освоение информатики.


Похожие статьи

Задать вопрос