В статье автором отмечено, что информационные технологии при верном и грамотном их применении создают условия для индивидуализации обучения, воспитания детей, обеспечивают вариативность программ и их качество.
Невозможно реализовать все задачи информатизации начальной школы без требуемого оснащения классов доступом к интернету, компьютерами, электронными пособиями и изданиями для подготовки педагогов начальной школы и др. Школа обязана научить ребенка правильно взаимодействовать с компьютером. Чем раньше дети научатся работать с компьютером, тем быстрее будет развиваться социум.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, учащийся, педагог, младший школьник, знания, познание, навыки, умения, обучение.
In the article, the author notes that information technologies, with their correct and competent application, create conditions for individualization of education, upbringing of children, ensure the variability of programs and their quality.
It is impossible to implement all the tasks of informatization of primary schools without the necessary equipment of classes with access to the Internet, computers, electronic manuals and publications for the training of primary school teachers, etc. The school is obliged to teach the child to interact correctly with the computer. The sooner children learn to work with a computer, the faster society will develop.
Keywords: information and communication technologies, student, teacher, junior student, knowledge, cognition, skills, abilities, training.
Основное требование ФГОС НОО обеспечение равного образования для всех. При этом качество обучения во многом определяется условиями реализации программы начальной школы.
Главные цели начального образования в нашей стране состоят в следующем:
– подготовка учеников к продолжению образования в основной школе;
– достижение результатов обучения при помощи учебников «Школа России»;
– обеспечение достижения выпускником начальной школы знаний, умений, навыков, умений, компетенций, определяемых личностными, семейными, государственными потребностями и индивидуальными особенностями ребенка.
С. М. Васильева подчеркивает, насколько важно сформировать качественные универсальные учебные действия младшего школьника, так как именно от данных качеств будет зависеть в будущем успешная его учеба в основной школе [3, с. 203].
Современные специалисты должны хорошо быть знакомы с информационно-коммуникативными технологиями. На практике многие действия данного характера можно освоить при поступлении на работу, однако для этого необходимо иметь определенным образом развитое мышление, опоздание с которым недопустимо.
Информационные технологии обновляются и меняются очень быстро, поэтому подрастающее поколение должно быть адаптировано к происходящим нововведениям.
Систематически растет потребность в новых знаниях, возникают новые профессии, возрастают требования к квалификации работников организаций. Важную роль во всех этих процессах играет умение применять человеком современные информационные технологии и средства связи.
Выше нами было отмечено насколько прочно проникли информационные технологии и в систему обучения школьников.
Персональный компьютер — это не только источник новых умений, знаний для ученика, но и объект его личностного развития и роста при помощи него учащийся удовлетворяет свои познавательные потребности.
Школа обязана научить ребенка правильно взаимодействовать с компьютером. Чем раньше дети научатся работать с компьютером, тем быстрее будет развиваться социум.
Применение информационно-коммуникативных средств обучения в начальной школе помогает сосредоточить внимание учеников на новом материале, мотивирует их процессу познания, формирует навыки мышления и др.
Как отмечает В. А. Петрук информационные технологии делают процесс образования интересным для школьника, что в целом воздействует и на результат обучения. Это обусловлено тем, что интерес к предмету становится более ярким, ребенок раскрывается с творческой позиции, показывает более высокие результаты работы [1, с. 62].
Наше время нередко называют индустриальной эпохой современных технологий. Каждый современный человек должен владеть информационными и коммуникационными технологиями. Овладение данными знаниями происходит через использование в процессе обучения компьютера.
При этом в зависимости от усмотрения педагога компьютер может применяться лишь для усвоения отдельных тем, разделов предмета, решения дидактических задач и др.
В ряде случаев вся программа обучения, в том числе и мониторинг бывают полностью обусловлены применением компьютера в обучении младших школьников.
В отличие от традиционной системы информационно-коммуникативное обучение дает возможность осуществить индивидуальный подход к детям, при этом каждый ребенок выступает субъектом образовательного процесса.
Увеличивается и объем проделанной работы на уроке по сравнению с традиционной системой обучения младших школьников, педагогу гораздо проще осуществлять диагностику знаний детей.
Сами дети учатся контролировать себя, анализировать свои действия, оценивать свои знания и др.
Применение информационно-коммуникативных средств обучения в начальном звене школы также обусловлено тем, что у младших школьников наблюдается смена игровых действий новой формой учебной и в реализации данной функции очень помогают игровые возможности компьютера, которые плавно переводят ученика на ступень выше.
Компьютерные технологии помогают ученику начального звена закреплять материал в подсознании, запоминать новую информацию, что без средств связи сделать в данном возрасте не совсем просто, так как недостаточно развиты практические навыки и умения детей [2, с. 15].
Когда педагог включает в процесс урока информационные технологии, появляется эмоциональная окраска, любопытство, интерес к теме, процесс обучения становится более динамичным, живым.
Современные мультимедийные учебники применяют полный набор средств обучения младших школьников — изложение новой темы, выставление отметок, анимации, графики, игровые приемы, видеоматериалы, звуковые эффекты и др.
Младший школьник должен научиться достигать поставленных целей при помощи информационных технологий.
Рассмотрим ниже разные варианты применения компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников.
С помощью информационных технологий ребенок может задать вопросы, проявить свое творчество, предложить решения.
С помощью компьютера ребенок учится работать индивидуально с той нагрузкой, которая соответствует его уровню знаний. При этом полученные знания расширяются.
Младший школьник понимает, как следует применять компьютер для получения новых знаний и навыков. Обучение становится развивающим, появляются новые его методы, приемы и формы, ученик научается работать с информацией самостоятельно.
Ученики, которые отсутствовали на уроке, могут получить тему урока в электронном формате и разобрать ее самостоятельно дома.
Информационно-коммуникативные технологии в целом настроены на развитие креативности и творческого потенциала учеников, чего нельзя было полностью реализовать при традиционной системе обучения.
Педагог также должен научиться правильно применять в процессе обучения такой важный и мощный инструмент как интернет.
С помощью интернета учитель всегда может найти для каждой своей темы новый увлекательный, интересный материал, рисунки, видеосюжеты, фотографии, тесты, учебные программы и др.
Учитель начальных классов должен научить применять компьютер в правильном русле, для получения новых знаний, самообразования, осуществления исследовательской деятельности детей и др. [4, с. 77].
Таким образом, можно отметить, что информационные технологии при верном и грамотном их применении создают условия для индивидуализации обучения, воспитания детей, обеспечивают вариативность программ и их качество.
Невозможно реализовать все задачи информатизации начальной школы без требуемого оснащения классов доступом к интернету, компьютерами, электронными пособиями и изданиями для подготовки педагогов начальной школы и др.
Литература:
- Иванова, О. Г. Применение ИКТ в учебном процессе / О. Г. Иванова. — М.: Воспитание, 2019. — 145 с.
- Кабанов, Н. А. Обучение для будущего / Н. А. Кабанов. — М.: Экспресс, 2018. — 181 с.
- Колина, В. В. Информационные технологии в системе образования / В. В. Колина // Педагогика и психология. — 2019. — № 1. — С. 203.
- Маврин, С. В. Интернет-технологии в деятельности учителя / С. В. Маврин. — СПб.: Начальная школа, 2019. — 198 с.
- Носков, В. П. Информационно-коммуникационные средства / В. П. Носков // Начальное звено школы. — 2018. — № 2. — С. 96.