Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста

Педагогика
13.12.2019
3577
Поделиться
Библиографическое описание
Умхажиева, Х. Т. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста / Х. Т. Умхажиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 399-401. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65151/.


Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста. В данной статье проанализированы психолого-педагогические основы использования информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников.

Ключевые слова: ИКТ, Информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе, компьютер, компьютерная грамотность, организаторский процесс обучения младших школьников, средства обучения.

Курс о компьютерной грамотности Geekbrains – это программа для уверенного взгляда в будущее, основа для всестороннего развития и полной самостоятельности. Помогает в освоении таких программ как - Excel и Word, поисковик, почта и Zoom.

Какие знания будут получены:

  • ребята освоят безопасное владение компьютером, работу с Microsoft Office, браузерами и сайтами, полезными для жизни;
  • научатся принимать решения для практических задач;
  • создадут презентации и собственную электронную почту, а также защитят личную информацию в интернете.

Вас ждут продуктивные вебинары, теоретические и практические занятия в онлайн и оффлайн формате, структурированная подача материала, постоянная кураторская поддержка преподавателей мирового уровня.

Приходите, будет познавательно не только для новичков!

«Важным этапом научно-технической революции явилась компьютеризация всех сфер деятельности человека» [4, с. 116]. Вопрос влияния информационно-коммуникационных технологий на образовательный процесс начали рассматривать относительно недавно. Это обусловлено тем, что компьютеры могут вывести образование на новый уровень. Все мы знаем, что использование в начальной школе информационно-коммуникационных технологий влияет на качество обучения.

Компьютерами в век информатизации пользуются все, как дети, так и взрослые. Однако, дети на сегодняшний день более технологичны и зависимы от технологий, чем взрослые, когда-либо прежде. К сожалению, хотя это имеет свои преимущества, нельзя отрицать, что у них есть и негативные аспекты. Технологическая перегрузка может привести к социальной изоляции, большому количеству зависимости от игр, смартфонов и социальных сетей.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в начальную школу началось 5–6 лет назад.

Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе предусматривает методику проведения занятий, основанную на проблемных, эвристических, игровых и других продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность мышления младшего школьника, стимулирующих его способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие.

Компьютерные технологии и устройства формируют у младших школьников такие качества личности, как самостоятельность и ответственность. Поскольку при использовании информационно-коммуникационных технологий ученики получают контроль над обучением и над самостоятельностью принятия решений. А сформулированная при этом мотивация возвращается в учебный процесс.

Информационно-коммуникационные технологии помогают сломать барьеры формального, авторитарного обучения. Учащиеся реагируют гораздо позитивнее в непринужденной, приятной учебной среде. Исследования показывают, что младшие школьники учатся лучше и в большей степени способны решать логические проблемы с помощью компьютерных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии могут в значительной степени помочь учащимся с трудностями в обучении, преодолев барьер и встав в один ряд со своими сверстниками.

Психолого-педагогические основы использования информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников, свидетельствуют о том, что информационно-коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на развитие памяти, воображения, мышления, речи и внимания младших школьников.

Память — исходя из того, что младшим школьникам очень нравится учиться благодаря интересным развивающим компьютерным играм, им легче запоминается учебный материал. При работе с педагогическими программными средствами, детям не нужно напрягаться для того, чтобы заострить внимание на определенном объекте, так как чаще всего процесс обучения будет проходить в виде игры. А плюсы игровой деятельности, как мы знаем, заключается в том, что тот материал, который младшие школьники пропускают через себя лучше запоминается в игровой обстановке, по сравнению с традиционным обучением.

Воображение — благодаря использованию в компьютерных программах интересных составляющих, при высоком уровне заинтересованности младших школьников к работе с персональным компьютером, у них улучшается воображение. И с помощью компьютера младшие школьники могут ее развивать по всем направлениям, что положительно отразится на их активности при обучении.

Мышление — правильно организованное программное средство заставляет младших школьников думать индивидуально, без влияния постороннего мнения или чужих идей и мыслей, что в свою очередь позволяет каждому учащемуся оптимально развиваться, формируя у них соответствующий стиль мышления.

Речь — для развития речи учащихся используются различные лингвистические программные средства.

Внимание — доказано, что при использовании мультимедийных презентаций и кадровых демонстраций, внимание младших школьников повышается в 5 раз. Это намного больше, чем в традиционном обучении.

«Средства обучения — обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней» [1].

Компьютерные технологии являются корнем основных изменений и инноваций. Они могут мотивировать учащихся отказаться от пассивного участия в образовательном процессе и стать более активными. Они могут служить средством для привлечения внешнего мира в школу, и в целом вызывать изменения в способе предоставления образования.

В этом контексте чаще всего упоминается умение работать с информационными и коммуникационными технологиями. Основным условием успешного разрешения такой ситуации является то, что сами учителя могут хорошо разбираться в работе с информационными и коммуникационными технологиями на необходимом уровне.

Образовательные программы всех развитых стран, при рассмотрении программы для начального образования, сочли нужным внедрить в образовательную область информационные и коммуникационные технологии.

Если выразиться более развернуто, то предполагается, что к концу 4 — го класса начальной школы ученики смогут использовать стандартные функции компьютера, то есть они смогут работать с данными, находить информацию на интернет-порталах, общаться через Интернет и так далее.

Из этого следует, что мы должны разрешать детям знакомиться с новыми технологиями, чтобы они могли использовать его эффективно, правильно и в соответствии со здоровье сберегающими технологиями.

Тем не менее, эффективное внедрение информационных технологий требует от учителей готовности отказаться от традиционной роли практикующего учителя, который предпочитает описательные методы, и вместо этого принять роль учителя, который координирует и моделирует учебный процесс, а не учит знаниям учебника.

Компьютер — универсальное техническое средство обучения. Учитель должен иметь компьютерную грамотность, чтобы пользоваться им на своих уроках.

«Компьютерная грамотность — это навыки решения задач с ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия» [2]. В условиях цифровой трансформации образования сегодня необходима подготовка «педагога, способного создавать собственные модели электронного обучения и осуществлять сетевое педагогическое взаимодействие. Благодаря ему учитель может продемонстрировать интересную, яркую деталь или какое ни будь изображение, создать и показать презентацию, разработать план–конспект урока, прослушать с учащимися музыкальный отрывок, пересмотреть учебный видеофильм, путешествовать по страницам всемирной паутины, переписываться с коллегами, обсуждать проблемы на форумах, делиться опытом, опубликовав свои исследования в Интернет и так далее.

Частота использования данных компьютерных технологий на уроках должна учитывать готовность не только учителя, но и учащихся. Передаваемая информация может быть усвоена младшими школьниками неполно или неточно при изменении частоты применения таких средств. Так как использование информационно-коммуникационных технологий становится для учащихся чем-то особенным, вызывая у них эмоциональное возбуждение.

Чтобы такая форма работы была привычна для младших школьников и не вызывала излишнего эмоционального возбуждения, нужно предварительно познакомить учащихся с техникой которая будет использована на занятиях.

Известно, что слишком частое использование информационно-коммуникационных технологий оказывает отрицательное влияние на восприятие информации и может вызвать у младших школьников потерю интереса к излагаемому учителем материалу.

Использование компьютерных технологий развивает не только образовательную систему, но и участников образовательного процесса. Это важно, поскольку, совмещая методику и компьютерные технологии, учитель может добиться отличных результатов. «В этом случае происходит не только личностный рост ученика, но и совершенствуется личность самого учителя» [3, с. 8].

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии при необходимой организации и учете многих факторов могут эффективно использоваться при организации обучения младших школьников различным школьным предметам.

Как видим, компьютер очень важный компонент современного образования, он показывает большой потенциал возможностей в педагогической науке, но также требует глубокого изучения во всех отношениях воздействия на личность школьника. Но, как и любое мощное средство в руках плохого учителя может навредить учащемуся, как в руках хорошего учителя — помочь.

Литература:

  1. Долганова О., Шарохина Е., Петрова О. Педагогика. — М.: Альпина-Паблишер, 2017.
  2. Ковалевич, И. А. Управление человеческими ресурсами [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И. А. Ковалевич, В. Т. Ковалевич. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. — 210 с.
  3. Козилова Л. Какой педагог нам нужен? Сборник материалов научно-практической конференции преподавателей и студентов педагогического факультета 15 апреля 2008 года. — М.: Директ-Медиа, 2014.
  4. Кузнецова Н. В. Методика обучения и воспитания по безопасности жизнедеятельности. — М.: Директ-Медиа, 2017.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
ИКТ
Информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе
компьютер
компьютерная грамотность
организаторский процесс обучения младших школьников
средства обучения
Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 399-401):
Часть 6 (стр. 393-467)
Расположение в файле:
стр. 393стр. 399-401стр. 467

Молодой учёный