В статье рассмотрены формы работы с детьми с разными образовательными потребностями в контексте реализации принципов индивидуализации ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога. Подробно рассказано о разработке и реализации проекта «Использование ИКТ в работе специалистов дошкольного учреждения».
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, современные образовательные технологии, разные образовательные потребности.
Новые знания и технологии не должны лежать под сукном, не должны оставаться мертвым грузом. Мы с вами все прекрасно понимаем — такой капитал, как известно, очень быстро обесценивается и стареет. Чтобы этого не произошло, предстоит сформировать и заново создать механизмы распространения информации, сделать ее открытой и максимально доступной, через использование ИКТ.
В. В. Путин
Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования».
Нормативные документы:
– Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
– «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. 1155;
– «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26;
– «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03;
– Инструктивно-методическое письмо "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения" Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16;
– Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года.
ФГОС ДО:
3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими)… (в соответствии со спецификой Программы).
3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы:
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
«Должен знать: … основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; …»
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года.
Владеть ИКТ- компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03:
4.12. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей 6 лет – 15 мин.
4.13. Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.
4.14. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ в ДОУ за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.
4.20. При проведении занятий детей с использованием компьютерной техники, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»
XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования, открывает широкие возможности в нашей практической деятельности и органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия с детьми. Современные ИКТ являются перспективным средством обучения, повышают познавательную активность детей, делают процесс обучения современным и интересным, позволяют индивидуализировать процесс коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества.
Вытекает из Концепции Национальной программы информатизации – «информатизация образования направлена на формирование и развитие интеллектуального потенциала нации, усовершенствование форм и содержания учебного процесса, внедрение компьютерных методов обучения».
Нами был разработан и реализован проект «Использование ИКТ в работе специалистов дошкольного учреждения».
Цель проекта: повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи ИКТ в работе с дошкольниками:
- обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса за счет повышения эффективности занятий;
- развитие психических процессов и познавательных способностей;
- повышение учебной мотивации;
- повышение речевой активности ребенка;
- включение всех видов анализаторов;
- индивидуализация процесса, с учетом возможностей ребенка;
- создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей.
В рамках проекта была организована предметно-развивающая среда: отдельный кабинет, оснащенный необходимыми пособиями, играми и оборудованием для эффективной работы с детьми, родителями и педагогами. Техническое оснащение кабинета:
- магнитофон;
- ноутбук;
- проектор;
- интерактивная приставка Mimio Teach;
- документ – камера Mimio View;
- видеокамера, фотоаппарат, микрофон.
Нами созданы:
- аудиотека со звуками природы, животных, музыкальных инструментов, транспорта, звуковых эмоциональных проявлений человека (смех, плач);
- видеотека физкультминуток, подвижных игр, релаксационных видеороликов природы, подводного мира, космоса.
- игры на развитие психических процессов и речи;
- тематические мультимедийные презентации для родителей и педагогов.
Преимущества информационно-коммуникативных технологий для детей:
- информация несёт в себе образный тип, более понятный детям;
- предоставляет возможность индивидуализировать обучение;
- позволяет моделировать различные жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (извержение вулкана, полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты), максимально раздвинуть образовательное пространство;
- обеспечивает особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал – движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- ребенок сам регулирует темп решаемых игровых обучающих задач;
- в процессе своей деятельности дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- компьютер позволяет исправить допущенные ошибки.
Применение ИКТ в работе специалистов возможно во всех формах работы с детьми, родителями, педагогами и для самообразования.
С детьми:
- диагностика уровня интеллектуального и речевого развития;
- проведение коррекционно-развивающих занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных;
- проведение фронтальных занятий познавательного характера;
- проведение интеллектуальных конкурсов, игр, викторин.
С родителями:
- мультимедийные тематические презентации («Вредные привычки», «Мальчики и девочки – два разных мира», «Возрастные страхи», «Развивающие и адаптивные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста», «Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников», ««Родительская компетентность – как защита от влияния средств массовой информации», «Релаксационные игры для детей», «Развиваем пальчики – формируем речь», мастер-класс «Артикуляционная гимнастика, как средство профилактики речевых нарушений»
- возможность демонстрировать фото- и видеоматериалы занятий, которые позволяют увидеть динамику в развитии ребенка.
С педагогами:
- тематические мультимедийные презентации в работе клуба «Молодого педагога «Ступеньки мастерства» («Темперамент – основа поведения», «Взаимодействие с агрессивными детьми»,мастер-классы: «Интерактивные игры для детей с разными образовательными потребностями»; «Составление стендовых докладов в программе Publisher», «Созданием и использование в работе гифанимации», открытое НОД с использованием интерактивных игр для детей с ОВЗ.
В работе с детьми мы используем интерактивную приставку Mimio Teach,
документ – камеру Mimio View и программу MimioStudio. Педагог-психолог использует ее на занятиях по развитию и коррекции эмоциональной сферы, по подготовке детей к школе, в индивидуальной коррекционной работе. Учитель-логопед работает над формированием восприятия и развития фонематического слуха, формированием и коррекцией произносительной стороны речи, формированием лексико-грамматического строя, развитием связной речи.
Инновационные технологии существенны в воспитательной работе с детьми с ОВЗ. Особенностью использования интерактивных программ является активизация внимания детей за счет своей яркости, что способствует лучшему запоминанию, позволяет развивать звукоподражание, экспрессивную сторону речи, а в дальнейшем формировать планирующую функцию речи. Например, ребенку с ОВЗ (при отсутствии активной речи) будет гораздо интереснее на большом экране увидеть петуха, услышать настоящее кукареканье, самостоятельно нарисовать ему зернышки, и вслед за ним попытаться звукоподражать ему, чем увидеть простую картинку с изображением петуха. Такой яркий момент запомнится быстрее и лучше. Эффективной будет работа над развитием физиологического и речевого дыхания: ребенок дует в микрофон, а на экране в это время разлетаются осенние листья, снежинки или одуванчик, открывая спрятанную картинку. Интересной будет и физминутка, которую проведет герой любимого мультфильма под веселую музыку. Полезными будут и игровые программы-тренажеры для глаз. Эти формы работы помогают прививать интерес детей к предлагаемым темам и поддерживать его в дальнейшем. При использовании компьютерных технологий все компьютерные задания подбираются с учётом возрастных возможностей и особенностей развития ребенка.
Подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание интерактивных игр с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными объектами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, игр, подготовка отчетной документации, создание тематических презентаций для родителей и педагогов ДОУ и т. д. — всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
В результате использования ИКТ в ходе проекта:
- дети стали более активны на занятиях;
- улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать;
- детей развиваются познавательные способности, интеллект;
- прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему;
- повышается мотивация к процессу обучения;
- родители получили возможность видеть процесс работы с детьми, а так же динамику в развитии;
- родители стали более заинтересованными во взаимодействии со специалистами;
- педагоги минимизировали временные и материальные затраты для подготовки и проведения НОД с детьми;
- педагоги повысили уровень владения средствами ИКТ.
Включение в учебный процесс средств ИКТ, индивидуализация и дифференциация образования обеспечивают условия, направленные на развитие личности. Систематическое использование в практической деятельности современных образовательных технологий способствует повышению эффективности коррекционно-развивающей работы.
Специалисты систематически повышают профессиональную компетентность, участвуют в мероприятиях разного уровня по обмену опытом работы с ИКТ, участвуют в профессиональных конкурсах.
Педагог-психолог и учитель логопед представили презентацию «Развитие познавательных способностей детей с ОВЗ как средство социализации» (использование ИКТ – технологий) на III открытом фестивале презентаций педагогических проектов «Создание благоприятного образовательного пространства для детей с ОВЗ» 30.11.2016 г.
Педагог-психолог представила свой опыт в виде стендового доклада «Реализация принципов индивидуализации в образовании и использование новых форм работы с детьми с ОВЗ в процессе инклюзивного образования в МБДОУ д/с № 85» и видеоролика на Региональном этапе Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций – 2016 – Волгоград 26.02.2016г., где стала победителем. Является призером III городского открытого конкурса профессионального мастерства «Ярмарка социально-педагогических идей» с работой «Опыт использования ИКТ в работе педагога-психолога ДОУ с детьми с разными образовательными потребностями» – 01.12.2016 г.
В заключении хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать информационно-компьютерные технологии в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием аудио- и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для ребенка, но и для педагога. При всех положительных сторонах использования ИКТ в образовательном процессе не сможет заменить полноценного человеческого общения с другими людьми, не научить конструктивному взаимодействию, не научит контролировать свое поведение, эмоции, чувства, да и не должны.
Не бывает неудач! Есть только опыт!
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Приказы и письма министерства образования и науки РФ. (ООО «ТЦ Сфера», Москва, 2014).
- Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития службы социально-психологического сопровождения: реализация ФГОС и профессионального стандарта педагога-психолога». Гоношилова В.В. «Индивидуализация дошкольного образования».
- Сборник по материалам участников ярмарки Регионального этапа международной ярмарки социально-педагогических инноваций. Гоношилова В.В., Васильева О.В., Архипович О. В. «Применение информационно-коммуникационных технологий в работе специалистов дошкольного учреждения как средство повышения качества образования детей с разными образовательными потребностями».